Archive for Сентябрь, 2006

По поводу эффективности «духовных трудов»

хорошо сказал наш настоятель. Вернее — рассказал старый анекдот:

— Товарищ прапорщик, а крокодилы летают?
— Ну да.. немного.. если хорошо разгонится, то так низЭнько-низЭнько пошел, пошел, пошел…

Сегодня особенно почувствовал

что нужно просить у Господа прощения за то, что вот это, что я служу, называется Евхаристией. И долго продолжаться это не может.

Оригинально…

http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/1026869.html

Прочитал про о. Димитрия Каплуна

По благословению патриарха Алексия я был принят в каноническое общениебиробиджанским епископом РПЦ МП, вл. Иосифом (Балабановым) через исповедь и чтение разрешительной молитвы.

Очень мне понравилось это лукавое «через исповедь и чтение разрешительной молитвы»… То есть как-то нарочито избегая слова «покаяние». Покаяния-то, собственно, и нет. И это можно понять. Но тогда, если честно, то — принимайте как есть. А не хотите — не принимайте. А то какая-то двусмысленная «исповедь».
А еще припомнил вот такие слова отца Димитрия:

на опыте убедился: если человек
присоединяется к РПЦЗ с лукавыми мотивами, то с ним могут произойти две
вещи: либо он меняется, кается, освобождаясь от нехороших патриархийных
привычек, либо Господь его извергает из лона Зарубежной Церкви в различные
расколы или тот возвращается в РПЦ МП. Потому что удержаться в РПЦЗ возможно
только соответствием своей жизни православной вере. Если не будешь
соответствовать тому, во что веришь, то все вокруг рушится.

Еще версия

Сегодня говоріл с однім нашім пріхожаніном, представітелем довольно высокой номенклатуры (ранее, но связі осталісь).
Он практически уверен, что все это идет из идеологического отдела администрации президента. По его сведениям, там сторонники Чертовича. (Стоит добавить, что о жалобах из этого отдела мне уже сообщали приватно где-то с год назад — так что тем более правдоподобно). Видимо, за благосклонность этой силы и идет борьба. Положение довольно шаткое, а потомумогла действительно сыграть свою роль и статейка мелкого иерейчика. Президентский «душепрриказчик» так и заявил: «Вы не представляете, сколько усилий нам стоило доказать, что в статье частное, а неофициальное мнение церкви». Меня это тогда крайне удивило — этот протоиерей имеет такой «доступ к телу», влияние даже, а всю малину могла испортить моя статья (ну кто я такой?).
И не такие уж страшные там слова в адрес власти:

Вот здесь уместно было бы отметить один щепетильный момент, вносящийсвою часть сложности в ситуацию. Дело в том, что Чертович не просто сторонник, но буквально лизоблюд существующего режима. Лукашенко длянего даже не спаситель нации, но надежда всего человечества. Дошло даже до того, что фотографиями сияющего «вождя» был украшен основной издательский продукт предприятия – «Закон Божий» Слободского (знал бы автор!).

Но эту имено фразу раскрутил Чертович. Ради нее размножил мою статью и разослал по приходам, а также властным институциям. С вот таким комментарием:

Перед вами статья священника Свято-Покровской церкви г. Минска Александра Шрамко, помещённая на сайте «Царква». Комментировать этот безграмотный, пышущий злобой опус я не стану: он настолько красноречив сам по себе, что ни в каких комментариях не нуждается. Политическая физиономия его автора тоже. Но мне хотелось бы адресовать несколько вопросов руководству Белорусского Экзархата.
Во время литургии священник возглашает Великую Ектинию о стране,её властях и её воинстве. Мой первый вопрос: при том мировосприятии,которое явил в своей статье священник Александр Шрамко, о какой стране,каких властях и чьём воинстве он возглашает молитву Господу от имени своей паствы?
Меня всячески убеждают в том, что Церковь должна быть вне политики. В связи с этим мой вопрос: к какому жанру следует отнести данную статью (и не только её) священника Александра Шрамко –пастырской проповеди, пастырскому наставлению или к жанру политической публицистики?
Мне, мирянину, говорят о необходимости соблюдать «церковную дисциплину». В связи с этим мой третий вопрос: как обстоят дела сцерковной дисциплиной среди священства и священноначалия БелорусскойПравославной Церкви, если учительствуют в ней пастыри вроде священника Александра Шрамко?

Вот, видимо, на третий вопрос своего нынешнего злейшего врага и попытался ответить Экзархат… Но такого ли уж злейшего? На собрании даже была обронена фраза, что «Чертович уже стал кое-что понимать… Что им монипулируют те силы, которые разрушили великую страну, а теперь пытаются разрушить православие…. А вот ты, о. Александр, не понимаешь, что ты марионетка этих самых сил».
То есть, как можно понять, идет курс на сближение., поскольку одолеть его оказалось не по зубам. А тут я влез…

А вот и «потерянная» объяснительная

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему ФИЛАРЕТУ,
Митрополиту Минскому и Слуцкому,
Патриаршему Экзарху всея Беларуси

от клирика Свято-Покровского прихода г. Минска
священника Александра Шрамко.

Глубокоуважаемый Владыко! По существу донесения г-на Сузана, пришедшего на Ваше имя могу сказать следующее.
Считаю нужным заметить, что г-н Сузан не является такой значимой фигурой на указанном им форуме, как может показаться из его слов. Напротив, диакон Андрей Кураев, упомянутый в качестве «одного из участников», на самом деле и является хозяином данного форума. Недавно, как известно, отец Андрей был в Минске, мы с ним лично общались, но никаких замечаний по поводу моей «неправославности» я от него не слышал. Что касается автора письма, то он не только лишь один из участников, но и выступает на форуме анонимно – его фамилию я слышу впервые.
Интернетовский форум представляет собой открытую полемику в довольно ограниченном кругу участников на определенную тему. Как и в устной полемике, оппоненты с целью максимальной убедительности слов прибегают к метафорическому преувеличению. Кроме того, это разговор, а не статья – реакция может быть чрезмерно эмоциональной и не до конца обдуманной. Поэтому отдельное высказывание в отрыве от контекста беседы может звучать чрезмерно остро и даже недопустимо. Хотя в принципиальном плане я не отказываюсь от всего, что процитировано в письме, охотно соглашусь с тем, что можно было бы иначе изложить свою точку зрения, избегая фраз, толкающих на искусительное их толкование.
Переходя к содержанию, могу добавить по пунктам:

1. О «добрачных связях». Речь шла о том, какие отношения можно уже считать браком, а не блудом. Как известно, в этом вопросе в Церкви нет однозначного взгляда даже на зарегистрированные браки, хотя решением Священного Синода определенно указано не ассоциировать их с блудом. Понятно, что обсуждаемая ныне англиканской церковью возможность считать допустимым так называемый «гражданский брак», вызвала бурную дискуссию. Вот оттуда и взяты процитированные слова. Цель же сказанного была в том, чтобы обратить внимание на малозамечаемый часто безнравственный характер того аспекта современного брака, который изначально предполагает развод. В последнее время это вылилось в будничное и массовое увлечение «брачным договором», являющимся, по сути, не брачным, а послебрачным, так как предписывает процедуру раздела интересов после развода. Развод стал обычным явлением и в церковно благословленных браках, на что и стоило бы обратить особое внимание, учитывая, что именно на недопустимость разводов определенно указал Спаситель. Поэтому чрезмерный акцент на легитимизации как брака, так и развода часто противоречит одной из важнейших заповедей Спасителя.

2. О баптистском богослужении. Считаю, что ныне православное христианство остро нуждается в оживлении и реформировании. Многое из того, что изначально характерно для христианства в целом, в настоящее время более выпукло представлено в неправославном христианстве. Это своего рода укор православным и напоминание. Стоит ли отворачиваться от такого свидетельства и твердить о том, что «только в православии правда», а все остальное ложь? Не более ли полезно присмотреться к тому исконно христианскому, которое мы часто видим в протестантизме. Вопрос, конечно, что именно, в какой степени и виде можно использовать для примера. К сожалению, в последние годы практически идет травля всего, что связано с экуменическим общением, и даже провозглашается новая «ересь» — экуменизм. В таких условиях, конечно, призывы обратить внимание на позитивное в инославии вызывает соответствующую реакцию. Поскольку особо выделено слово Евхаристия, то должен сказать, что не могу отказать
баптистскому хлебопреломлению в именовании Евхаристия, потому что именно тема Благодарения безусловно является его содержанием.
В некоторых же словах, что выделены, как «вопиющие», затрагивается известный аспект ложной духовности, а именно — подмена истинного смирения поверхностным смиренничеством, за которым часто прячется крайне уязвленное самолюбие и гордость. Не секрет, что такое смиренничество является серьезной проблемой в духовнической
практике нашей Церкви.
Что касается поименного поминовения, то здесь тоже часто налицо явная профанация, далеко ушедшая от традиции поминовения по диптихам. Множество имен во множестве записок ничего не говорят поминающему, все это превращается в автоматическое вычитывание, что ведет к фактической анонимности такого поминовения.

3. Далее мне в вину ставится выказывание о том, что я вижу себя христианином «в той степени, в какой я неПРАВОСЛАВНЫИ». Автор письма, как видно, не понял, о каком ПРАВОСЛАВИИ я здесь говорю. Ведь он сам цитирует дальше мое пояснение.«Понятно, что ПРАВОСЛАВИЕ не тождественно православному христианству». Имеется виду, что со словом ПРАВОСЛАВИЕ в обыденном сознании часто ассоциируются всевозможные обычаи, исторические наслоения, идеологические установки, стиль поведения и даже суеверия. Иногда такое ПРАВОСЛАВИЕ не предполагает даже и собственно веру, что позволяеет даже кое-кому объявлять себя«православными атеистами». В свете таких извращенных представлений, бытующих в народе, живое и искреннее исповедание христианской веры, напротив, зачастую воспринимается как «неправославное».

4. О том же, что Церковь (имеется в виду земная ее часть) должна покаяться, говорится давно. Это, как известно, один из пунктов, стоящих на пути объединения двух ветвей русского православия. Есть и прецедент — Болгарская церковь. Церковь прошла через огненное испытание, результатом которого стало не только новомученичество, но и некоторые объяснимые, но несомненно негативные явления. Разве Церковь проиграет, если честно выскажется, что на тяжком поприще невиданных гонений не во всем удалось вести себя в соответствии с христианскими идеалами? Неужели более правильно, вопреки всем фактам, твердить, что все делалось так, как и должно было делаться? Если с этим согласиться, то мы предаем тех же новомучеников — ведь до последнего времени деятели Церкви утверждали, что гонений на веру в СССР нет, а осужденные священнослужители пострадали за антигосударственную политическую деятельность.
С призывами дать оценку определенным моментам последней церковной истории выступают и некоторые наши иерархи. Например, митрополит Виленский и Литовский Хризостом заявил в одном из интервью: «Церковь должна ясно и определенно высказаться по вопросу о том, являлось и является ли преступным для православного христианина, православного священнослужителя, сотрудничество с КГБ? Если будет признано, что является преступным, то мы должны потребовать и получить все агентурные дела, рассмотреть каждый отдельный случай с пристальным вниманием и вместе определить степень вины каждого из таких людей перед Церковью».
Прошу, Владыко, со вниманием отнестись к моим объяснениям и простить меня за многословность и возможную невразумительность высказываний и пояснений. Прошу также прощения, что доставил Вам волнение и, возможно, досаду.
Во Христе
с искренней сыновней любовью и послушанием,
священник Александр Шрамко

9 июня 2003 г.
.

Главная «улика». Донос трехлетней давности

Высокопреосвященному Филарету,
Митрополиту Минскому и Слуцкому,
Патриаршему Экзарху всея Беларуси

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка. В Интернете по адресу http://www.kuraev.ru/foriim/index.php существует православный форум, насчитывающий несколько тысяч православных и неправославных участников, на котором я на сегодняшний день являюсь модератором. Среди его наиболее известных участников такие люди, как диакон Андрей Кураев и Александр Леонидович Дворкин. Его участником является также клирик Вашей епархии, священник Александр Шрамко. К сожалению, в последнее время у православных участников, в том числе и у меня, возникло недоумение, связанное с несовместимостью некоторых его взглядов с православной традицией. Наоборот, многим эти взгляды нравятся, что вызывает серьезные опасения экспансией на неокрепшие в Православии души, а также создает смуту.
Позвольте мне привести несколько примеров высказываний вышеупомянутого священника. Слова отца Александра выделены мною курсивом, а особенно вопиющие моменты, в дополнение, — жирным шрифтом.
1. Всегда и во все времена настоящим признаемся брак, открыто обеленный перед обществом. Следовательно, все зависит от общества — какую форму оно признаёт откры¬тым объявлением. В настоящее время оно признает форму так называемого «гражданского брака» вполне достаточной. Объявленный брак создает ответственность за его сохране¬ние и разрыв. Может показаться, что в «гражданском браке» такой ответственности нет. Но это иллюзия табуированного сознания. На самом деле бывает даже наоборот. «Легитимный» брак как бы «естественно» перерастает в «легитимный» развод. Об¬ратите внимание, что этот развод церковь может «благословить». И на практике — всегда благословляет, А ведь Иисус Христос в Нагорной проповеди прямо осудил именно развод, а не «добрачные связи». Почему это обстоятельство нисколько не смущает наших «пуритан»? Потому что исходят не собственно из христианского вероучения, а из личных и социальных комплексов. Неспроста главный здесь радетель «чистоты» из категории «со¬мневающихся». «Сошлись и разбежалась» — это далеко не только свойство «гражданского брака». Ему далее свойственна некоторая перспективность, он как бы в процессе созидания. И этим достигается некоторая устойчивость. Не всегда, разумеется. Что же меняется, если брак «легитимно» оформлен? Что, кроме духовно-душевной привязанности, гаранти¬рует его сохранность? «Испорченный» паспорт? Невероятные затраты на «настоящую свадьбу»? Тяжбы по разделу имущества? Если кому-то кажется, что это очень «чисто», то это его выбор. Что касается «предпочтений», то я бы предпочел, чтобы моя дочь была счастлива. Если счастье настоящее, то Бог подскажет, как «по-настоящему» его оформить. И уж конечно далеко не каждого из тех, кого бы я перенес в добрачной близости у дочери, я бы смог принять в качестве зятя — все же зять это член семьи (хотя все это, разумеется, чисто психологически — право выбора не за мной). И что я могу сказать, если у меня самого была «добрачная связь». И, честно скажу, даже сейчас она мне не кажется чем-то вопиющим, о чем я жалею. Скорее — наоборот. Потому что это была настоящая любовь, и, смею заверить, совершенно чистая, которая и по сей день питает меня благодарными воспоминаниями. И вовсе не сексуального плана, как может показаться. Хотя и сексуальное для меня, быть может, именно благодаря этой «связи» воспринимает¬ся далеко не как «нечто около унитаза», как у большинства современных фарисеев. Это сообщение было удалено мною с форума, так что найти его можно теперь только в специальном архиве, в котором универсального адреса данное сообщение не имеет. Но я привожу адрес
http://www.nefedor.com/cgi-bin/nph-mgwcgi?MGWAPP=Search&REQ=WriteMessage&Message=531323

на странице, куда форум автоматически копируется.

2. По адресу http://ashramko.virtualave.net/zapisi_25 10_02.htm отец Александр Шрам-
ко излагает свои впечатления от посещения им баптистского богослужения. Вот наиболее
одиозные, на мой взгляд, моменты.
Вот и конец. Я ухожу. А мой знакомый, дьякон, остается. Сейчас все служители по¬едут по домам болящих и немощных, чтобы каждый смог принять участие в Вечере Гос¬подней. Это не частная треба по особой просьбе. Это естественное продолжение Евхаристии.
Выходят люди. В них нет этой нарочитой «смиренности», составляющей хороший тон в православии. Ведь где, как Нине в христианстве, достоинство человека поднято на такую божественную высоту. Но мы, не доверяя Евангелию, твердим — червяк ты, человек, гнида недостойная. И человек привыкает к тому, что он никчемный, неисправимо грешный. И ему далее так хорошо. Он упивается своей низостью, гордиться ей. «Я? Святой? Не смею и дерзать. Я хуже всех!» И тут же непримиримая гордость обладателя
«истинной веры»
, враждебная брезгливость к католикам и «всяким там» сектантам… Как
это сопоставить? ,

Отец Александр не только признает баптистские таинства, но и занимается хулой православной традиции.
Потом опять помолились о самых простых нуждах, особенно актуальных для того или иного человека. Той попросили Бога помощи в беременности, тому в решении жилищно¬го вопроса… Как это далеко от нашего перемалывания множества анонимных имен их записок
Налицо непонимание священником смысла поминовения имен на литургии.
3. По адресу
http://www.toraev.ru:8080/fomm/view.php?subj~16052&section:=4&fullview-l&order=
отец Александр делает следующее заявление.
Ведь меня давно здесь почитают не вполне ПРАВОСЛАВНЫМ…
Так вот… Я христианин в той степени, в какой я неПРАВОСЛАВНЫЙ
(Понятно, что ПРАВОСЛАВИЕ не тождественно православному христианству)

4. И еще одно сообщение по адресу
http://www.kuraev.ru:8080/forum/view.php?subi=15720&section=2Q&fullview=l&order=:
Пока церковь не покается — она сталинская и в стане гонителей Христа.
Убедительно прошу Ваше Высокопреосвященство принять адекватные меры.
С почтением,
Дмитрий Валерьевич Сузан,
научный сторудник Института математического моделирования РАН, г. Москва
Мои координаты: Россия, 127287, г.Москва, ул. 1-я Хуторская, д. 14/2, кв.56, тел. (095) 257-90-78, e-mail: suzan@imamod.ru

——————————————————-
Самое интересное, что меня тогда привлекали к объяснению в связи с этим «документом». И как-то вяло, без особого энтузиазма. Дали это письмо. Я дал постранное объяснение. .. Теперь секретарь нагло заявляет, что никакого объяснения и не было. Ну понятно — ведь получается, что меня привлекают к ответственности по одному поводу второй раз… Вот же я дурак — лучше б не он объяснительную, а я это письмо тогда «потерял»…
Но сам этот факт говорит, что это письмо — только удлбный повод. Открыли дело — а вот какая хорошая штука имеется…

Приятная неожиданность

Получил письмо от Кураева:
«Сожалею о решении епсовета»

Лишен права речи

 

«Под сенью Петра и Февронии»

Эти вечера — часть годовой программы, включающей три подобныхмероприятия. Это, во-первых, Рождественский молодежный вечер. Онвпервые состоялся 15 января этого года, 16 июля прошел вечер «Подпокровом Петра и Февронии» — тоже впервые. Сейчас мы работаем надтретьим мероприятием, имеющим несколько иное направление, другойформат. Это будет спортивное мероприятие «Покровские старты». Надеемсяс Божией помощью провести его 15 октября. Эти мероприятия мы хотели быпроводить каждый год, чтобы они приобрели известность и популярность.
——
Лично моя инициатива — проводить православные вечера знакомств вфольклорном стиле. Во-первых, мне это близко. Но, главное, я вижу вэтом облике некоторую точку соприкосновения с нашим прошлым, сбогатейшим наследием нашей истории и культуры. Традиции народа,несомненно, сохраняются и в народном костюме.