Тем, кто считает, будто Осипов сказал «то же самое», что и Вебер, советую все же Вебера почитать. Говорил он, простите, нечто другое. Уж по крайней мере, я нигде там не видел, чтоб он писал о том, что православные (или католики) тратят все усилия на «духовное делание», а потому, дескать, у них не остается сил на умножение благосостояния, в отличие от протестантов, которым больше некуда их девать как только на это. Вебер всего лишь говорит, что этика капитализма есть результат некоторого извращения религиозных принципов и выводов, переведеных из религиозной в светскую жизнь. То есть фактически он описывает процесс секуляризации, только лишь показывая, какие следы в формировании капиталистического этоса в его колыбели оставил и как повлиял на него протестантизм , вскоре же задавленный сдвинутый в сторону за ненадобностью надвигающейся секуляризацией.
Можно, конечно, не без оснований утверждать, что протестантизм был выгоден тем, кто этой секуляризации жаждал. Прикрываясь протестантским принципом «личной веры» можно было «легально» развязаться с религией и религиозными обязательствами. Но разве можно в этом винить протестантизм? Мало ли кто и чем прикрывается.
На Востоке, кстати, тоже шел процесс секуляризации. Но здесь не было протестантизма с этикой «аскезы труда» и «профессионального призвания», чтоб туда выплеснулся пар назревающего бунта, а потому бунт таки грянул. Созревавший много лет нарыв лопнул и вылился в невиданную революционную стихию. Порожденое этим взрывом «секуляризированое» общество оказалолсь не просто безбожным, а богоборческим. При этом оно переняло многие черты православной культуры, «пристроив» все это к своему сатанинско-религиозному устройству. И тогда мысль прп . Силуана Афонского о том,что, мол, «русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно», звучит прямо-таки зловеще. Какому, извините, Богу?
Какое вообще можно иметь право корить другие народы за «бездуховность», когда свой народ , упивающийся своей «духовностью» ,раздолбал и выхолостил у себя все подряд — и духовное, и материальное?
Как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:4,5)
Archive for Май, 2005
К предыдущему посту
Ну насмешил так насмешил
Что ни профессор, то чудо. Я думал, что только Дворкин.. эээ.. интересный человек. Оказывается и мэтр Осипов не менее крут.
Вот как вы думаете, в чем «секрет
взрыва экономического бума, который произошел в Западной Европе в XVI
столетии»? Читайте! Премудрость, вонмем:
А вообще забавно
Дело в том, что за день до того, как попалась на глаза эта глава из учебника, я делал доклад на Кирилло-Мефодиевских Чтениях под названием «Конструктивный аспект социальной маргинальности Церкви». Как ни странно, но очень мноие не понимают очевидного, как мне кажется, факта этой маргинальности. И вот надо же, чтоб Бог послал такую живописную иллюстрацию:)
Чувствую, «маргинальность» это все же очень ключевое понятие. Уж очень его принимали в штыки. Нужно над этим делом еще помозговать вширь и глубь. И вот сегодня даже надумал на тему маргинальности сделать доклад в Москве. А то ведь вобще сомневался — ехать или нет:)
Продолжение впечатлений от конца учебного года
Ну а вчера пошел я на линейку.
Read more »
Как же вести себя, если рядом с нами оказался верующий в Бога человек?
По окончании учебного года детям отдали домой учебники. Совершенно случайно открыл один из них («Человек и общество» для 1-го класса) и прочитал вот такую главу:
Вера и верующие
Хваленая наша свобода
В даном случае — церковная. Уж сколько я наслушался комплимент в адрес наего родимого Экзархата, в котром, как уверяют особенно москвичи, царит немыслимая по общеРПЦшным меркам свобода. В качестве основного аргумента, приводят меня же самого, котрого бы в другом месте, якобы, давно уже закатали под асфальт (или фигурально, или даже буквально:) Один священник уже из Украины) любит меня называть и даже представлять знакомым как «виртуального батюшку». Это не в смысле увлечения интернетом, а в смысле неоеальности:)
Но вот эта свобода сама, как оказалось, довольно-таки виртуальна. И даже в той же виртуальности.
Первый и уже давний случай с форумом Петро-Павловского собора, закрытый только потому, что я в нем принял участие, можно было еще считать казусом. Но вот недавно у нас открылось сразу два новых форума. Мое благое желание поддержать местные начинания своим участием (все же я отец Интернет, как любит шутить митрополит, и даже член совета форума Кураева) оказалось для сих начинаний тоже чем-то смертоподобным. На одном из них меня забанили сразу по факту регистрации. В буквальном смысле, не успел и рот открыть. Повторные поытки регистрации привели к слезному письму на тему «мы Вас уважаем, но воздержитесь от участия, а то наше детище закроют». На втором, напротив, вроде даже и поблагодарили и обрадовались, но стоило только что-то сказать, как посыпались обвинения, намеки и даже предприняты кое-какие неприятные ходы. Может и не слишком неприятные, но дающие основания полагать, что и злесь мое «невразумительное» (цитата) участие не совсем желательно.
При этом, что интересно, оба форума претендуют на звание «молодежного» и предназначены для «обсуждения самых острых вопросов».
Какой же вывод? Видно, я и в самом деле виртуален. В том смысле, что нереален как существенная сила в Беларуси. Болтаю или в «московиях» или строго локально в «своем кругу». Нет… надо эту «широкую известность в узких кругах» кончать. В смысле развиуртализации и возвращения в реальность.
Глянул в справочник VELCOM
В ЖЖ увидел ссылку. Интересно. Оказывается, у меня не такая уж редкая фамилия. Только в VELCOM’е 19 шрамков. Правда, целых два из них это один я (телефон жены на меня оформлен). Но другие на повторяются. Но все же это не идет ни в какое сравнение с количеством, например, Василевичей — 433! А вот и Лукашенко у нас, оказывается, далеко не единственный — только в этой сети 119. Правда, среди них ни одного Александра Григорьевича. Видать, предпочитает МТС. И зря. А вот митрополита я там нашел — чин по чину фамилия имя отчество. Телефон, кстати, похож на мой. Я так и думал, что в чем-то мы с ним близки И что удивительно редкая фамилия, как оказалось. Всего 4, среди которых митрополит один мужчина, а одна Елена Ивановна, как и я, имеет два номера. Фамилию не называю, чтоб от нечего делать не затренькали дедушку:)
Великая Суббота не сравнима с Воскресеньем. Воскрес.. Что ж удивительного, что Он воскрес? Могло ли быть иначе? Если Он Бог, конечно… А вот как Он смог умереть? Это непостижимо… Если Он Бог, конечно… И если Он действительно умер, конечно…
После службы Великой Субботы некуда деться… Застывает даже земля, принявшая Бога.
После пасхальной естественный финал — «жрети брашна, мяса, яица и млеко сгустевшее»… Мол, так же нажремся и «пищи небесной». Да какая она пасхальная? Пасха — «Христос заклан за нас»