Archive for Февраль, 2004

Намедни пронеслось у нас в церкви, что на приход прибудут некие святыни. Оказалось, что это акция архимандрита Алексия Шинкевича. Это уже третий приход в Минске, которым он одаривает тким счастьем. До этого — Дом милосердия и Всех скорбящих. Почему стольвысокой чести сподобились мы, не знает даже настоятель. Соответственно относится с легким подозрением.
Но вот факт все же — мощевик начала 18-го века с мощами 39-ти, кажется, святых и довольно древнего письма Ченстоховская икона Божией Матери.
Особенно уникальны мощи. Почти весь евангельский набор — Четверодневный Лазарь, Андрей, Мария Магдалина, Стефан, праведная Анна… Дух захватывает… Искал-искал архангела Гавриила, но не нашел. А жаль.. Обязательно кого-то да нет.

Оцените мысль

Качественное изменение природы человека.

Господь хочет, чтобы мы не хотели грешить, но если мы хотим, используя во зло данную нам раз и навсегда свободу, то Господь и в этом случае не хочет отнимать нашу свободу — попускает грех. Но если мы во всяком случае, постоянно и всецело предаем себя воле Божией, то грех наш становится «не к смерти», ибо Господь «не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. XXXIII, 11). Господь постепенно, Одному Ему известными путями, через грехопадения, через наказания за грех, ведет нашу падшую природу, желающую грешить, к очищению от греха и качественному изменению, к такому новому качеству, при котором она уже не желает грешить, а желает творить волю Божию. При этом надо терпеть свои немощи, свое бессилие тотчас избавиться от греха, подобно тому как мы терпим немощи (недостатки) других. Некто из Святых сказал, что спасутся два рода людей: первый — это те, которые достаточно сильны, чтобы не грешить, а второй — те, которые не могут не грешить, но которые готовы перенести все последствия своих грехов, вплоть до геенны огненной. В своем смирении сии последние приятны Богу. О таких людях Апостол Павел говорит: «Если… делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. VII, 20).

(Игумен Димитрий. Для вступающих в Церковь. Кострома, 1995 г. )

Протодиакон Леонид Божко

Протодиакон Леонид Божко

Умер отец Леонид

Вчера на 74-м году жизни отошел к Богу протодиакон Леонид Божко, давний священослужитель минского кафедрального собора, человек-чудо, настоящий церковный ветеран из небольшого уже остатка….
Нельзя сказать, чтоб он слыл «высокой духовностью», но он был душой собора… Он много радел о внешнем благочестии, о том, чтобы «все было красивенько», но радел так, что нельзя было ему не поклониться за его титанический труд, за его преданость церкви, за его ревность о слаженном богослужении. Сколько ставленников прошло через его руки, и каждому из нас он отдал искорку своего тепла, так, что у каждого оставалось впечатления, что именно с тобой у него какие-тот особые отношения… Он гонял нас, ругал, но и любил… Он любил людей. Не мудрствуя, не требуя ничего, любил такими какие они есть. Уважал их дело, занятость. Мы посмеивались, когда он умоляюще ворчал: «Ну что Вы тяните — люди же на работку спешат»… Он любил петь с народом после акафиста в восекресенье. Его часто можно было видеть в окружении бобулек… подойдешь и сам заслушаешься, как он вдохновенно может рассказать, напимер, о том, что делать со шкарлупой от пасхальных яиц. И люди чувствовали его эту простую любовь, и никогда не обижались на его окрики, когда он «строил» толпу во время праздничных скоплений… Да и окрики ли это были? Скорее умоляющие увещеевания: «Ну что скажут? Отеца Леонида не слушались.. ну, пожалуйста….» И все начинали слушаться… Когда ему нужно было уже уходить, он долго не мог выбраться из собора — то с тем заговорит, то с этим, то вернется… Посетует нанебрежное служение священников, он этого страшно не любил. И был такой артист — так изобразит, как ты или кто-то служит, что больше никогда не захочешь повторить подобное. Но одновременно все так смешно, что иногда домой уже принедешь, а вспомнишь ужимки отца Леонида и прямо падаешь на кровать от хохота….
Моя жена ничего так не любила слушать, как про отца Леонида. Даже такую простую истину, как «экономьте электроэнергию» он преподносить с присущей только ему изюминкой. Вбежит вдруг с криками6 «Горят! Горят!» — «Что горит, где???» — «Соборные деньги горят…»
Он долгое время был референтом митрополита. И не однрого, а где-то около восьми. Он любил этим козырять. И во все его облике было одновременно и почтение и независимость: «Ну что вы сможите без отца Леонида? Бог не выдаст — свинья не съест».Он имел какой-то невероятный организационный дар — перед приездом митрополита на приход всегда гораздо раньше появлялся о. Леонид, и сразу у всех переставала болеть голова, сразу становилось легко и поняятно — только слушай о. Леонида. Чего он толлько не видел, с кем не встречался… Среди сопровождавших синодалов он был только один в сане дьякона. На одной из фотогрвфий, где запечатлены эти сопровождающие, в центре, на самом почетном месте о. Леонид. Вокруг него мальчики. «Посмотрите вот на этого.. Узнаете? Это будущий митрополит Кирилл».
А он с самого детства горячо мечтал стать священнослужителем. Как он сам рассказывал, привяжет банку к веревке — вот и кадило… А еще открывеь двери в хлев, представляя, что это царские врата, за обе створки и почтенно кланяясь коровам…
Он стал диаконом в 1957 году, в тому году, когда я родился…
Он был один из первых, кто мне бросился в глаза и запомнился, когда я впервые перешагнул порог храма.
Милый, дорогой отец Леонид… Я не успел взять у него интервью.. Когда у меня возникали планы о создании газеты, журнала, сайта.. я всегда думал завести такую рубрику «Люди Церкви», и первым сделать героем этой рубрики отца Леонида.
Да.. Это юыл воистинну человек Церкви… Нет, он не подходил под обычный шаблон «старца»… Безбородый, суетливый.. Но в душу не лезет, зато о себе и о своей столько расскажет… И все это не раздражало, хоть и часто повторялось. Он говорил не для тщеславия… Он спешил оставить нам часть себя, так, как он всю жизнь себя по кусочкам отдавал Церкви….
Помнится, любил о. Леонид с хитрецой в глазах полезть к себе в шкафчик…. побульккать там чем-то и длстать стопочку.. одну, а потом другую… Я почти всегда наотрез отказывался… «Ты что? Баптист?» Сегодня, отец Леонид, я бы не отказался. Пусть Господь упокоит твою душу!
А чувство такое, что ушла целая эпоха……
Мы сегодня вечером после службы всем клиром ездили послужить ему панихиду. Каждый из нас чем-то ему обязан. Перед нами служили тоже приехавшие из другого храма… Приезжаал митрополит …Народ идет и идет проститься, несмотря на позднее время..
Завтра после службы в кафедральном соборе около 13-00 будет служиться погребение. А захоронение на Военном кладбище, где церковь Александра Невского.

Снова об иконопочитании

Уважаемый hgr воспринял, видимо, как придирку мои предположения о почитании монитора, где было изображение иконы, о магнитофоне, где звучала запись Священного Писания. На самом деле это все очень серьёзно. При всей, казалось бы, нелепости.
Во времена, когда появилось иконопочитание, был только один носитель информации — книга (даже только рукопись). И одно изобразительное средство — живопись скульптура. Все эти ностители священного, изображения ли, письма ли, стали предметом поклонения. Причем, как признают сами теоретики иконопочитания, это поклонение пришлось догматически обосновывать уже дефакто.

Но мир изменился с того времени. Можно, конечно, говорить , что, мол, ничего нет нового под солнцем, да и вообще — наше время нисколько не мудрее, а даже наоборот, все кругом базар, суета и бесчувствие, сплошная гонка и некогда остановиться и подумать…. Все это так. Но…
Есть факты чисто технологического плана. Носителей информации стало больше. И это в корне меняет дело. Это остро ощутили еще тогда, когда появилось книгопечатание. И принято оно было поэтому не сразу однозначно. Но потом и правда , наверное, сказалась бесчувственность. Особенно после того, как первый пирожок был съеден. И сейчас мы что имеем? Книги, журналы, газеты, ксерокопии, кассеты, диски, интернет. Расширился и изобразительный ряд — кино, телевидение, рекламные щиты, компьютер….
Если мы покланяемся иконе, как вместилищу божественного, а Евангелию, как носителю Слова, то почему нельзя поклоняться и этим «вместилищам». А если нельзя, то значит нужно отказать в этом и иконе, и всем прочим «реликвиям»…

Есть еще один интересный момент в современном почитании икон. Представим как это выглядело раньше. Тусклая действительность.. И вот икона… Их мало, поскольку писались тоолько от руки…. Встреча с иконой — уже событие. Но еще и само изображение, насыщенное краской, даже золотом, светом, обращенный к тебе лик святого или Бога…… Повторяю — это для человека, не знающего никаких других изображений (языческие или уничтожались или оттеснялись из публичной сферы). Вполне можно было это трактовать как»окно в мир иной».
Теперь наоборот. Человек устал от изображений. Они кричат, лезут ему в глаза с рекламных щитов, с экранов….. Что может теперь человеку показать икона, чем поразить? Если ему сейчас что и нужно, так это научиться закрывать глаза….

В первый день поста

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
(Ис.1:11-18)

В Великий пост мы устремляемся в церковь и вдруг слышим «кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?»
А нам по душе длинные службы, смысл которых едва доносится до нас и понимание ограничивается многократным повторение молитвы Ефрема Сирина. Мы выстаиваем часами, и ноги наши приятно свидетельствуют о нашей «жертве». И даже некие «святые отцы» поучают, что Великий пост — это наша «десятина» Богу… Но…

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.

Зачем, зачем мы сгрудились толпою… Никогда так, как в Великом посту… Побольше выстоять, намолиться, накаяться и напричащаться…

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши,

Может нам лучше разойтись, разбежаться.. уйти в пустыню сердца, в пустыню человеческой нужды и боли:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Для этого нужно время и силы. Силы, которые помогает набрать пост. Сегодня и не вспоминается тот важнейший компонент поста, который был у христиан в самом начале. Постясь, мы не просто укрепляемся духовно, но высвобождаем средства на добрые дела.
И вот тогда…

Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

Родные улочки мои

А вот и православный Кафедральный собор во имя Феодора Тирона

Все то же гнездо белорусского католицизма

Францисканский костёл и резиденция кардинала Свёнтака (главы белорусских католиков)