Archive for Ноябрь, 2008

Все-таки великое дело интернет

Как-то задумался. Ведь у нас в киосках нет не только оппозиционной периодики, но нет и никакой зарубежной. В самые мрачные года застоя на прилавках лежали хоть и коммунистические, но все же зарубежные изданния. При этом с «еретическими» с точки зрения официальной идеологии материалами. При том, что во всю клеймился «еврокоммунизм», можно было свободно почитать (при знании языка, разумеется) первоисточник «ереси» — «Унита», «Юманите». А «Юманите Диманш» вообще представлял из себя фактически образец буржуазной глянцевой печати, через которую явственно просвечивалась тень «загнивающего Запада»… Можно было кое что прочитать и по-русски. Было такое издание Союза журналистов СССР » За рубежом». Это был своего рода дайджест зарубежной прессы. Разумеется, очень тщательно отфильтроваванный. Но все же… все равно что-то проосвечивало. Я с детства регулярно покупал и читал этот еженедельник и не сомневаюсь, что и его чтения оказало на меня соответствующее влияние. Не такое, конечно, как «голоса», но что-то было.
В Минскее около почтамта был специальный магазин зарубежной периодики «Глобус». Помнится в эпоху «гласности» там даже стали продавать и ведущие «буржуазные» газеты? «Нью-Йорк Тамс», «Монд, «Фигаро», «Тайм» и т. д.
А сейчас? Магазин «Глобус» как бы остался. Есть такая забегаловка с прежним названием. Но продается там исключительно отечественная макулатура. Единственое утешение, что теперь там, оказывается, можно выпит чашечку кофе. Вот только почитать под эту чашечку нечего.
Все это, конечно, мелочи. Потому что сейчас у нас интернет. А если бы не было? Мы бы оказались в еще более глухой банке, чем СССР.

Правда на поводке

Отец Вениами Новик пишет в своем ЖЖ (процитирую полностью):

На днях Центральным комитетом межрегиональной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской Области» была предпринята очередная попытка предложить Русской Православной Церкви канонизировать Иосифа Сталина, как «собирателя русских земель, победителя иноземцев, создателя великого социального минимума, подвижника и отца народов».

Предложение было охарактеризовано как кощунство пресс-секретарем Московской Патриархии священником Владимиром Вигилянским. В ответ члены организации КПЛО «от имени всех коммунистов» отметили, что «Позиция Московской Патриархии РПЦ продиктована давлением со стороны мирских властей, не отражает мнения всего духовенства».

За комментарием по этому поводу корреспондент «Воды живой» обратился к члену Синодальной комиссии по канонизации святых, магистру богословия, профессору Санкт-Петербургских Духовных школ протоиерею Георгию Митрофанову.

«Причины, по которым невозможна канонизация Сталина, можно разделить на две категории: канонические и исторические. Важнейшей канонической причиной является послание Патриарха Тихона от 19 января 1918 года, где говорится об отлучении от Церкви тех крещеных православных христиан, которые участвовали в убийствах невинных людей и в гонениях на Церковь. Конечно, Сталин, являвшийся уже в это время членом ленинского Совнаркома, попадает под эту анафему. 22 января 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял это послание как соборное постановление, которое остается в силе до сего дня. Поэтому не только канонизация Сталина, но даже панихида по нему являются каноническими преступлениями, — сказал отец Георгий, — Важнейшей исторической причиной невозможности этой канонизации является то, что именно в годы полновластного правления Сталина было уничтожено наибольшее количество священнослужителей и почти полностью ликвидирована церковная жизнь в стране. Так, только в период с 1937 по 1941 годы было расстреляно 110 700 представителей духовенства, а количество действующих храмов сократилось до менее чем 300. В годы второй мировой войны немецкие оккупационные власти открыли на территории СССР около 9000 храмов, а Сталин на территории, не подвергавшейся оккупации, допустил открытие лишь 716 храмов. С 1949 по 1953 год в СССР по указанию Сталина возобновились репрессии духовенства и закрытие православных храмов. Утверждения, что Сталин, якобы, имел тайные встречи со священниками с целью исповеди, не имеют никаких исторических подтверждений».

«Подобное предложение со стороны коммунистов можно расценивать как проявление их канонического невежества и исторического цинизма», — подчеркнул отец Георгий Митрофанов.

«Можно ли уничтожая православие быть православным?» риторически восклицает автор поста в его заглавии. Но прежде чем издеваться над «каноническим невежеством и историческим цинизмом » коммунисстов и возмущаться их «кощунственным предложением» давайте вспомним слова первейших и авторитетнейших лиц из руководства РПЦ, произнесеных в сравнительно давнем и сравнительно недавнем прошлом. Хорошая подборка таких высказываний есть в материале из НГ под метким названием «Бревно в глазу»:

Словно откликаясь на обвинения современных священнослужителей, из далекого 1930 года доносится голос Главы Патриаршей Православной Церкви в СССР митрополита Сергия: «Действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих… Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния… К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя как политические противники советского государства» («Известия». 16.02.1930).

А вот какую речь, патетическую, «со слезой», Патриарх Московский и всея Руси Алексий I произнес в Патриаршем соборе 9 марта 1953 года перед панихидой по Сталину: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная… Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут, он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством… Мы молимся о мире его бессмертной души» (Журнал Московской Патриархии. 1953, № 4).

…«Церковь в Советском Союзе больше не занимается преподаванием Закона Божия для несовершеннолетних, потому что религиозное наставление несовершеннолетних детей способствует возникновению предрассудков и даже содержит в себе элементы духовного и нравственного насилия совести», – говорил архиепископ Питирим (Нечаев) в интервью 1974 года, словно предугадав сегодняшние споры о преподавании «Основ православной культуры» в школе…

Слышится в этом хоре и голос Патриарха Алексия II, тогда бывшего в сане митрополита Таллинского и Эстонского: «Наша Церковь имеет прекрасные храмы, переданные ей государством в бесплатное пользование. Наши церковные организации имеют и могут приобретать транспортные средства, организовывать предприятия для производства свечей, церковной утвари, облачений, икон и других предметов богослужебного обихода. Церковь имеет свой пенсионный фонд, обеспечивающий пенсиями и пособиями престарелых священнослужителей, их вдов и сирот. Доходы храмов налогами не облагаются, и средств, которыми располагает Церковь, достаточно, чтобы содержать в благолепии и порядке молитвенные здания, оплачивать священнослужителей и церковные хоры…» «Знаменательно, что всенародное обсуждение проекта и принятие новой Конституции осуществляется в канун славного юбилея 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции»…

И если не Сталина, то уж патриарха Сергия вполне реально продвигают в сторону канонизации. По крайней мере, никто не дерзнет в РПЦ обвинить этого иерарха, да и следующих за ним, в «кощунстве», «каноническом невежестве» и «историческом цинизме» без того, чтобы самому тут же не получить ярлык «очернителя церкви».
Вспоминается, как на епархиальном совете, где меня «разбирали», в ответ на то, что я считаю жизненно необходимым для Церкви писать и делать выводы из такого явления, как «сергианство», один из ведущих протоиереев мне «по-братски посоветовал»: «А ты пиши в стол. А потомки, прочтя потом, подумают: а может он был и прав?». А другой протоиерей даже предложил какую-то информационнную помощь. Но все при одном условии — в стол, только в стол… «Для потомков».
Да уж, расчет тонкий. Поскольку сами же такие потомки — умудряются и наследниками своих отцов остаться и правоту оппонентов признать, да еще так, что по пламенности речей даже превзойдут. Главное чтобы в свое время и в своем месте. Я бы назвал это приручением правды. Нужна она только тогда, когда ее выгодно спустить с поводка, а иначе она же — «очернение» и «поклеп на святую церковь». Только вот такая правда на поводке, как бы ни красиво и правдиво она не звучала, уже не правда, а переодевшаяся в одежды правды, как в песне Высоцкого, самая черная ложь.

Великий и могучий

Рецензия читателя на Альдебаране:

«Крутая бук, братва — качай! Зацените продвинутость и рулёзную фишку понтового автора! В общем задвинули все непонятки и реально рубим тему — МАСТ РИД!»

На какую книгу, как думаете?
Ответ

На страже октября

Белорусские таможенники задержали украинский православный календарь с бело-красно-белой лентой

Кстати, не только национальный флаг, но и национальный белорусский герб перекликается с христианской символикой. На гербе изображен всадник, на щите которого начертан шестиконечный крест. Национальная символика стала государственной с провозглашением независимости, но нынешний правитель вернул советскую (с небольшими корректировками), а бывшую государственную объявил незаконной, и ее использование влечет административную ответственность.
Тем не менее, большинство граждан, считающих себя православными, как мне кажется, уверены, что «правильная» символика именно советская, а бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» — «вражеская».

Голодомор и православное «смирение»

В Беларуси тоже вспоминаится украинский Голодомор, в рамках чего сегодня в минском кафедральном соборе после литургии прошла панихида по жертвам этого преступления.
Надо сказать, что и раньше ежегодно проводились такие панихиды, но только не в главном соборе, а в нашем храме. Сразу скажу, что лично со мной, как потомком пострадавших в Голодоморе, это никак не связано. Чистое совпадение (а может и промысл)- почему-то свыше было благословлено исполнять эту требу нашему храму. Именно требу, посколько проводилась она в совершенно «частное» время, когда одна службы давно закончилась, а до следующей еще не один час. И никаких объявлений. Не скажу, что так уж специально делалось, но как-то так оно вытихаря получалось, что даже я, один из всего лишь трех священников в храме, часто был не в курсе. Присутствовали на такой панихиде только «заказчики» — представители посольства и белорусского объединения украинцев.
Но в этом году юбилейный уровень праздеств потребовал, видимо, перевода священного действа в главный храм города, что, впрочем, мало отразилось на частно-требном характере службы. Конечно, никаких объявлений, никаких пояснений. Вышедший после литургии на солею настоятель долго перечислял предстоящие на следующей неделе богослужения, но ни словом ни обмолвился о панихиде, которая должна была начаться прямо сейчас. Думаю, что и здесь тоже не было никакого специального умысла. Просто указано «провести мероприятие», вот и проводим. Кому надо, тот знает, а кому не надо, тому и необязательно. Вышли на середину храма и начали службу. При этом заметно было различие в оценке самого события. Если протодиакон поминал «от Голодомора пострадавших», то священник — «в Голодоморе умученных». Под конец даже добавил «от безбожных властей». Но не более того. Ожидал — а может хоть после панихиды объяснят людям, в связи с чесм панихида. Нет. Как и положено для частной требы, священник подозвал к себе украинского посла, дал поцеловать крест, и на этом все. Даже проповеди не было, что обычно и на частной панихиде.
И в результате… Не знаешь даже смеяться или плакать… Подошли ко мне присутствовавшие на литургии знакомые тетушки… «А что это за голодомор такой.. И не голод даже, а голодомор?»-«Ну так это же на Украине было такое, разве не знаете, очень много людей умерло.. Вот у меня большинство родственников, например..»- начал я. «Ах, какой ужас, примите наши соболезнования». «Так вот в 1932-33 годах…». — «Ааа, так это так давно было?? А мы думали это сейчас!..»
Ну а что… Логично… Ведь у нас постоянно говорят, что «на Украине голодают». Вот, значит, и заморили Ющенко с Тимошенко людей голодом до смерти … А мы теперь молимся за пострадавших…. Уверен, что многие так поняли. Я еще удивляюсь, что у них, как они потом сказали, все же появились сомнения при упоминании «безбожных властей». Разве не благочестиво «православному» почитать «оранжевые» украинские власти как «безбожные»?
Хотя, с другой стороны, не совсем в нашем духе даже задаваться какими-то вопросами. Нормально вобще ничего не думать. Служат батюшки, значит знают кому служат и зачем. Поэтому, скорее всего, еще большая часть ббыла таких, которые и не думали ничего… Крестились себе, да и все… Их считают за бездумных баранов, которым ничего говорить и объяснять не надо, ну и они, соответственно наученные, проявляют «смирение»…
В связи с этим вообще об отношении к службе. Мы вот озабочены тем, что ж такое сделать, чтоб служба в церкви была поенятнее, доступнее.. На этом языке, на том… А корень проблемы совсем в другом — это ведь у нас признак неофитства, когда требуют понимания, а «воцерковенный» уже просто «смирился», и никакого понимания ему уже не требуется». Удивительным образом эта установка выливается в увереное и твердое убеждение, что «мне и так все понятно».
В завершение для иллюстрации предлагаю посмотреть программу мероприятий, посвященых Голодомору, в Минске. Сравните католическую и православную части. А ведь Голодомором замучено в основном население, традиционно исповедующее православие…

Гулаг. Начнем с родителей.

Президент Беларуси считает необходимым создать в каждой области трудовой лагерь для нерадивых родителей

18 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает необходимым создать в каждой области трудовой лагерь для нерадивых родителей, не желающих восполнять государству затраты на содержание детей. Такое мнение он высказал 18 ноября во время совещания по вопросу выполнения декрета от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

Александр Лукашенко заметил, что родители, не проявляющие заботу о своих детях, «должны работать, и выработка у них должна быть в сутки в разы больше, с запасом, чтобы могли компенсировать содержание своих детей».

«Когда они будут поставлены в такие условия, они тысячу раз подумают: или им жить в прежних условиях, или будут здесь работать. Норму не выработал, два замечания, на третье — в трудовой лагерь, а там самые жесткие условия. Вот тогда они будут бояться и лучше работать принудительно, выполнять три нормы за сутки, чем попасть в такой лагерь, — сказал глава государства. — Если бы это было сделано, я уверен, за год ситуация изменилась бы!».

По словам Президента, «негодяев, родивших детей и бросивших их, необходимо не просто трудоустроить, а заставить работать». «Притом методы, применяемые к ним, не должны быть такие же, как к обычным людям. А тут, видите ли, пришли, предложили, переобучили и деньги еще заплатили из государственного бюджета. Исходить нужно из того, что мы их ничему не научим. Лопату в руки – копай, не копаешь – значит, сегодня голодным остаешься. Эти люди понимают только силу. Их бесполезно в чем-то убеждать. Сделано это? Сто процентов, что не сделано! Вы так и работаете, как работали, убеждая их, а убеждение — это обычный формализм», — подчеркнул Президент.

«А те, кто поддается воспитанию, погашает коммунальные платежи, смотрит за детьми, и вы это каждый день, не формально, а реально видите, так никто не говорит, что таких надо в лагеря собирать», — добавил глава государства.

http://news.belta.by/ru/news/president?id=301011

По поводу ответов священников Интерфаксу

По наводке о. Феогноста ознакомился с содержанием ответов некоторых известных священников Интерфаксу на «вопрос о том, какие проблемы современной церковной жизни являются, на их взгляд, наиболее актуальными и требуют скорейшего решения».
Что можно сказать? Для меня лично это только подтверждение впечатления от общей ситуации в церкви. Все ответы, за исключением известного мне протоиерея Димитрия Смирнова и неизвестного мне протоиерея Андрея Новикова, актуальны и действительно вскрывают насущные пробемы церковной жизни. То есть, грубо говоря, давно все знают, что нужно делать. Настолько всем все понятно, что даже банально. Но… не делается НИЧЕГО.
Когда-то мне на полном серьезе казалось, что важно раскрыть проблему, поставить вопрос, а уж церковь, неравнодушная к себе, когда поймет, что проблема есть, как-то худо-бедно примется ее решать. Но нет. Такое впечатление, что она все же равнодушная к себе и не равнодушная к тому, что от Церкви далеко.
Все эти конференции только для выпуска пара и играют уже, видимо роль противоположную той, что ожидается. Ну соберутся опять на очередную конференцию, погреются в лучах взаимопонимания и довольные собой разъедутся. Вроде как чего-то «решили». На душе всем покойнее станет. Вроде как «работа идет». А воз-то и ныне там.
Разговоры, разговоры… Да все уже ясно всем. Только один вопрос: кто скажет слово со властию.