31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Матф.25:31-46)
Мы привыкли понимать Страшный Суд как некий «трепет и ужас», но на самом деле, как это особо отмечает протопр. Александр Шмеман, тема Страшного Суда это тема Любви:
«По какомy законy бyдет Хpистос нас сyдить, когда настанет этот день? Пpитча отвечает: по законy Любви, не только по гyманитаpной заботе об отвлеченной спpаведливости к анонимным «бедным», но по конкpетной, личной любви к человекy, любомy человекy, котоpый по воле Божией встpечается на нашем жизненном пyти».
А митр. Антоний Сурожский в связи с этим обращает внимание на удивление праведников:
«…эти люди, совершившие дела любви, недоумевали о том, что в них увидел Господь. Как это Господь к Себе относит то, что они сделали другим? Поступать по любви им было настолько естественно, что они и не задумываясь так поступали… Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, — пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!..»
«Бог не требует от нас ничего, что выше человеческих сил и возможностей: пожалел ли ты голодного и жаждущего? Пожалел ли ты бездомного? Если кто был взят в тюрьму — изболелось ли твое сердце о нем? Не отшатнулся ли ты, постыдившись, что тебя сочтут его другом? Или испугавшись, что и тебя засудят с ним или с ней?… И столько других путей, которыми можно выразить сострадание, сочувствие, любовь. В сущности, Христос говорит нам: были ли вы просто человечными — или нет? Сумели ли вы проявить сочувствие, сострадание, солидарность? Были ли вы братьями и сестрами для тех, кто был вокруг вас? Если были — то новая жизнь может излиться в вас; но если вы не были даже человечными — как вы можете ожидать, что станете причастниками Божественной природы?… » (митр. Антоний Сурожский)
Так среди осужденных могут оказаться те, кто считал себя верующими и благочестивыми. И действительно — как часто мы думаем о том, чтобы «угодить Богу», стараемся «подвизаться», собираем в копилочку свои «благодетели», мечтаем о «духовных подвигах», а на самом деле нужно совсем иное. Нужно просто любить Христа и видеть его в каждом встречном. И уже не по «христианскому долгу», а просто по велению сердца, по зову преобразившейся души отнестись к человеку так, как бы ты отнесся к самому любимому, самому ближнему. Мы не всегда в состоянии совершить нечто сверхъестественное и по отношению к самому близкому и любимому человеку. Да от нас этого и не требуется. Элементарное участие. «Накормить, напоить, посетить…» — это можно понимать и как просто посочувствовать, выслушать, снизойти к слабостям, да хотя бы просто не обругать. Ведь как часто мы готовы чуть ли не уничтожить человека только лишь потому, что он как-то нам возразил (в частности, в интернете), помешал, «стал на пути». А ведь именно в том, кто «стал на пути» нужно в первую очередь постараться увидеть Христа.
«Часто люди говорят: Я не знаю, как любить Бога, я Его ищу в потемках, я не могу до Него дорваться!.. — Очень просто: через человека!.. Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего реальной и творческой любовью, тот лжет, потому что никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного, живого, животрепещущего перед ним человека… И поэтому, прежде чем ставить вопрос о том, как достичь Бога, спросим себя: как мы относимся к ближнему? Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно испугано при одной мысли, что ближний может от нас потребовать сердца и жизни нашей, — НЕ О ЧЕМ говорить, нечего искать близости Божией: надо сначала научиться иметь сердце теплое, сердце живое, сердце внимательное» (митр. Антоний Сурожский)
Спасибо!
Вот, в тему: http://o-k-kravtsov.livejournal.com/191730.html
Спасибо!
Вот, в тему: http://o-k-kravtsov.livejournal.com/191730.html
Спасибо!!! Очень нужное пояснение и напоминание!
Спасибо!!! Очень нужное пояснение и напоминание!
Я не знаю, читали ли м. Антоний с о. Александром Постную Триодь и особенно сегодняшний канон… но там сплошные «трепет и ужас». Правда, в положенном по Типикону чтении из Григория Богослова «О нищелюбии» изрядно и про любовь написано. Так что можно было сразу по первоисточникам пройтись, без последующих эпигонов
Разве ж это эпигоны? В свое время и Григорий Богослов был таким же «эпигоном». Напротив, эпигонство это и есть только цитатками, да подревнее.
Я не знаю, читали ли м. Антоний с о. Александром Постную Триодь и особенно сегодняшний канон… но там сплошные «трепет и ужас». Правда, в положенном по Типикону чтении из Григория Богослова «О нищелюбии» изрядно и про любовь написано. Так что можно было сразу по первоисточникам пройтись, без последующих эпигонов
Благодарю…
Благодарю…
Вы лучше напишите, что будет с мусульманами. Их более миллиарда. Они что, в Ад пойдут? Я не верю в это. Среди них есть такие, что больше походят на христиан, нежели многие «православные»
Ни за христиан, ни за мусульман сказать ничего не могу. Знаю лишь то, что сказано в Евангелии. Там сказано лишь то, что сказано. Разделит не по принципу «христианин» или «мусульманин», а жил ли по Христовой правде или нет.
А не зная Христа можно жить по Его правде?..
Когда-то Тертуллиан сказал, что дуга человека по своей природе христианка. Это значит, что Христа в определеной мере дано знать всем.
Можно по своей природе …тут и написано как, разве мусульманин не может по человечески к ближнему отнестись…
Да, но сказано, что «никто не придет к Отцу, как только через Меня». Если мусульманин живет по заповедям, но не исповедует Христа — он попадет в Ад или в Рай?
У Бога ответ. У нас только догадки.
А мне больше всего нравится в таких случаях цитировать Льюиса, «Последнюю битву». там, где Аслан объясняет Эмету: кто жил честно — тот на самом деле служил ему, Аслану, а никакой не Таш.
будем надеяться, что писательская интуиция сказала людям большую теологическую правду.
Вы лучше напишите, что будет с мусульманами. Их более миллиарда. Они что, в Ад пойдут? Я не верю в это. Среди них есть такие, что больше походят на христиан, нежели многие «православные»
Разве ж это эпигоны? В свое время и Григорий Богослов был таким же «эпигоном». Напротив, эпигонство это и есть только цитатками, да подревнее.
Ни за христиан, ни за мусульман сказать ничего не могу. Знаю лишь то, что сказано в Евангелии. Там сказано лишь то, что сказано. Разделит не по принципу «христианин» или «мусульманин», а жил ли по Христовой правде или нет.
А не зная Христа можно жить по Его правде?..
Когда-то Тертуллиан сказал, что дуга человека по своей природе христианка. Это значит, что Христа в определеной мере дано знать всем.
Можно по своей природе …тут и написано как, разве мусульманин не может по человечески к ближнему отнестись…
Да, но сказано, что «никто не придет к Отцу, как только через Меня». Если мусульманин живет по заповедям, но не исповедует Христа — он попадет в Ад или в Рай?
У Бога ответ. У нас только догадки.
А мне больше всего нравится в таких случаях цитировать Льюиса, «Последнюю битву». там, где Аслан объясняет Эмету: кто жил честно — тот на самом деле служил ему, Аслану, а никакой не Таш.
будем надеяться, что писательская интуиция сказала людям большую теологическую правду.
…а знаете, я как порядочный католик Страшного Суда немного боюсь по-настоящему. Не потому, что картинков насмотрелся в детстве. А потому, что знаю, насколько это _страшно_ — когда что-то вылезает на поверхность. В том же детстве пару таких моментов пережила — это ужас ужаснейший, правда, даже если речь шла о заныченном рубле, который надо было отдать родителям со сдачи в магазине…
Это действительно страшно. А если подумать, что дела взрослые весьма отличаются от тех же детских грешков…
И не Бог будет страшен как судья, а самому будет ужас как плохо…
Мда. Пожалуй, не мешало бы как следует исповедоваться, вот и Великий Пост близок.
…а знаете, я как порядочный католик Страшного Суда немного боюсь по-настоящему. Не потому, что картинков насмотрелся в детстве. А потому, что знаю, насколько это _страшно_ — когда что-то вылезает на поверхность. В том же детстве пару таких моментов пережила — это ужас ужаснейший, правда, даже если речь шла о заныченном рубле, который надо было отдать родителям со сдачи в магазине…
Это действительно страшно. А если подумать, что дела взрослые весьма отличаются от тех же детских грешков…
И не Бог будет страшен как судья, а самому будет ужас как плохо…
Мда. Пожалуй, не мешало бы как следует исповедоваться, вот и Великий Пост близок.
И еще замечательно и примечательно, что у праволсавных нет таких понятий как «кашрут» у иудеев или «халяль» у мусульман. Нет принципиально неприемлемой, запрещенной пищи. Все возможно когда потребно. Один батюшка в подготовительной к посту проповеди особо подчеркнут — если уж у монастырей разные пищевые уставы и они равночестны, то уместно и на семьи и на духовные уровни эту РАЗНО-мерность в посте рапространить. Кому сухоядение, ак ому лишний раз мимо макдональдса пройти — тоже постный подвиг.
И еще замечательно и примечательно, что у праволсавных нет таких понятий как «кашрут» у иудеев или «халяль» у мусульман. Нет принципиально неприемлемой, запрещенной пищи. Все возможно когда потребно. Один батюшка в подготовительной к посту проповеди особо подчеркнут — если уж у монастырей разные пищевые уставы и они равночестны, то уместно и на семьи и на духовные уровни эту РАЗНО-мерность в посте рапространить. Кому сухоядение, ак ому лишний раз мимо макдональдса пройти — тоже постный подвиг.
Говоря Вашим языком, отче, никак не могу понять, 2 марта в кафедральном — это прикол или всерьез?
Говоря Вашим языком, отче, никак не могу понять, 2 марта в кафедральном — это прикол или всерьез?