Геморрой.

Некоторые мысли об Андрее Кураеве

Страна Кураевщина

You can leave a response, or trackback from your own site.

80 Responses to “Некоторые мысли об Андрее Кураеве”

  1. мне тоже больше всего у о. Андрея нравится «Традиция.Догмат.Обряд», хотя и «Сатанизм для интеллигенции» важная книга.

    в любом случае пользы от о. Андрея больше, чем мнимого вреда

  2. мне тоже больше всего у о. Андрея нравится «Традиция.Догмат.Обряд», хотя и «Сатанизм для интеллигенции» важная книга.

    в любом случае пользы от о. Андрея больше, чем мнимого вреда

  3. у меня тоже ощущение, что популярность диакона достигла своего апогея и теперь потихоньку идет на спад. как будет на самом деле посмотрим. в любом случае желаю ему всяческих успехов на ниве популяризации христианства и живого взгляда на христианство чем собственно и славен диакон Кураев!
    одна неприятная тенденция наметилась — он стал слишком политизирован в вопросах Украины, раньше както не замечал за ним особого политиканства.

    • Было почти сплошное политиканство, когда он выступал в Институте Теологии в Минске.

    • Слишком политизирован». А какая есть мера, чтобы не «слишком»? Вы знаете хоть одну лекцию, которую о. Андрей специально посвятил политике? Хоть одну книгу? О политике он говорит только а) в связи с церковно-религиозными проблемами и б) только когда его спрашивают. Более того, на лекции я видел, как он нарочито уклонялся от ответа на вопрос о КП — мол, я москаль, а это ваш геморрой.

      • Видимо, это еще зависит от настроения. В Минске он как начал воспевать российский империализм и утверждать, что белорусов как самостоятельной нации не существует, то так и не смог остановится. Я, помню, даже просил перейти на церковную проблематику :)
        Как-то был на другом его выступлении, то там он политики не касался.

        • Anonymous:

          Спасибо за наводку. Очень точная мысль! Это не только о Крыме. Обо всем западном, некогда христианском, мире. И опять же: Кураев не сам поднял эту тему, а отвечал на вопрос журналистов. И вопрос не чисто политический, а имеющий прямое отношение к судьбам Церкви в этом регионе.

          А вот если бы он сказал в духе местного митрополита Лазаря: мол татары и меджлис -наши лучшие друзья, Вы бы такую «политизацию» поддержали?

          Или вас коробят только политические суждения свыященнослужителей, не согласные с вашей партийной линией?

          • Но, знаете, сравнивать с Гитлером в данном случае, мне кажется, не комельфо..
            Но если уж на то пошло, то здесь наблюдается все та же тактика, что у наших сектоведов (вобще-то Кураев обычно не сторонник оной). Тактика такая, что раз сил не хватает, то не надо сил набиратся, надо других ограничить. Вот так и в Крыму. Бывал там, и впечатления такие — меньше бы русские пили да больше работали. И никакой междлис не будет страшен.

  4. у меня тоже ощущение, что популярность диакона достигла своего апогея и теперь потихоньку идет на спад. как будет на самом деле посмотрим. в любом случае желаю ему всяческих успехов на ниве популяризации христианства и живого взгляда на христианство чем собственно и славен диакон Кураев!
    одна неприятная тенденция наметилась — он стал слишком политизирован в вопросах Украины, раньше както не замечал за ним особого политиканства.

  5. Было почти сплошное политиканство, когда он выступал в Институте Теологии в Минске.

  6. Очень хороший текст.

  7. Очень хороший текст.

  8. Кураев в Украине — к огромному сожалению, чистой воды пятая колонна и политическая пешка. При достаточно серьёзных и долговременных трудностях со становлением своей государственности (а с этим неизменно связано и становление «своего» православия как институции, ограниченной государственными границами) Кураев как репрезентант «старшего брата» играет всё ту же базовую партию из трёх нот на тему «единой неделимой» и прочего «братства славянских народов» энд «единственно каноничной Церкви».
    Что в данных условиях имеет конкретно политическое звучание, и именно в силу этого я бы сказала: в России время Кураева минует, ибо (см.ссылку), но как раз в Украине у него есть все шансы бурно развернуться. Он здесь будет на гребне волны как выразитель — талантливый, кто бы спорил — «единственно верной линии партии».

    • с первым абзацем целиком согласен.
      насчет шансов для Украины — нет.

      • Посмотрим.
        Я не пророк, слава Богу.
        -:)))

        • В свое время — уж более десяти лет назад — слушал (на кассетах лекции) и читал Кураева с интересом. Сейчас, честно говоря, не имею к его творчеству какого-то определнного внутреннего отношения, поскольку уже нет времени следить за его новыми текстами и заявлениями. Одного до конца не пойму: лютую неприязнь к нему некоторых живожурнальников (чем он им так насолил?). Данная же статья о нем достаточно любопытна и имеет несколько верных и тонких характеристик. Единственное, что мне кажется здесь несколько навязчивым — педалирование темы о исчерапанности миссии диакона. Это как-то немного нечестно уж слишком акцентировать эту тему, поскольку никакой человек не может быть свободен от опасности того, что в какой-то момент своей жизни ни придтет к определнной исчерпанности жизненной энергии и сил. Один Христос — не исчерпаем. Наверное все-таки, как здесь уже замечено, от Кураева для русского православия было (если уже не есть) больше пользы, чем какого бы то ни было вреда…

          • Для русского православия — да, не спорю.
            Но иногда речь идёт о христианстве как таковом. И бывает, что векторы не совпадают.
            Увы.

          • Это, видимо, моя вина, что не сумел правильно подать мысль. Дело в том, что я вовсе не имею в виду исчерпанность мисси диакона как его личной потенции. Я же говорю, что Кураев не уходит и не уйдет. Но атмосфера в Церкви и вокруг нее складывается так, что его миссия, как мне кажется, не будет столь истребована, как раньше.

          • «его миссия, как мне кажется, не будет столь истребована, как раньше».

            Ну, это все естественно… И миссия св. Иоанна Предтечи оказалась исчерпанной, когда Христос вышел Сам на проповедь… А Кураев с начала 90-х проповедует. Уже полтора десятилетия… Срок изрядный…

          • И слава Богу! Нисколько не против сравнения со св. Иоанном Предтечей:)

  9. Кураев в Украине — к огромному сожалению, чистой воды пятая колонна и политическая пешка. При достаточно серьёзных и долговременных трудностях со становлением своей государственности (а с этим неизменно связано и становление «своего» православия как институции, ограниченной государственными границами) Кураев как репрезентант «старшего брата» играет всё ту же базовую партию из трёх нот на тему «единой неделимой» и прочего «братства славянских народов» энд «единственно каноничной Церкви».
    Что в данных условиях имеет конкретно политическое звучание, и именно в силу этого я бы сказала: в России время Кураева минует, ибо (см.ссылку), но как раз в Украине у него есть все шансы бурно развернуться. Он здесь будет на гребне волны как выразитель — талантливый, кто бы спорил — «единственно верной линии партии».

  10. с первым абзацем целиком согласен.
    насчет шансов для Украины — нет.

  11. Посмотрим.
    Я не пророк, слава Богу.
    -:)))

  12. В свое время — уж более десяти лет назад — слушал (на кассетах лекции) и читал Кураева с интересом. Сейчас, честно говоря, не имею к его творчеству какого-то определнного внутреннего отношения, поскольку уже нет времени следить за его новыми текстами и заявлениями. Одного до конца не пойму: лютую неприязнь к нему некоторых живожурнальников (чем он им так насолил?). Данная же статья о нем достаточно любопытна и имеет несколько верных и тонких характеристик. Единственное, что мне кажется здесь несколько навязчивым — педалирование темы о исчерапанности миссии диакона. Это как-то немного нечестно уж слишком акцентировать эту тему, поскольку никакой человек не может быть свободен от опасности того, что в какой-то момент своей жизни ни придтет к определнной исчерпанности жизненной энергии и сил. Один Христос — не исчерпаем. Наверное все-таки, как здесь уже замечено, от Кураева для русского православия было (если уже не есть) больше пользы, чем какого бы то ни было вреда…

  13. Для русского православия — да, не спорю.
    Но иногда речь идёт о христианстве как таковом. И бывает, что векторы не совпадают.
    Увы.

  14. Это, видимо, моя вина, что не сумел правильно подать мысль. Дело в том, что я вовсе не имею в виду исчерпанность мисси диакона как его личной потенции. Я же говорю, что Кураев не уходит и не уйдет. Но атмосфера в Церкви и вокруг нее складывается так, что его миссия, как мне кажется, не будет столь истребована, как раньше.

  15. А мне всегда казалось, что, напротив, существует «страна шрамковщина» со своим узким кружком граждан и «списфисским», если не сказать больше, взглядом на вещи… :)) Такое своеобразное «засвободно-правозащитное» православие…

  16. А мне всегда казалось, что, напротив, существует «страна шрамковщина» со своим узким кружком граждан и «списфисским», если не сказать больше, взглядом на вещи… :)) Такое своеобразное «засвободно-правозащитное» православие…

  17. «его миссия, как мне кажется, не будет столь истребована, как раньше».

    Ну, это все естественно… И миссия св. Иоанна Предтечи оказалась исчерпанной, когда Христос вышел Сам на проповедь… А Кураев с начала 90-х проповедует. Уже полтора десятилетия… Срок изрядный…

  18. И слава Богу! Нисколько не против сравнения со св. Иоанном Предтечей:)

  19. Нет:) Мне далеко даже до самой куцой «шрамковщины», то то что страны:) Я сам по себе.

  20. Отец Александр, изначально оговорюсь, что пишу без желания вас поддеть… мало ли… если вдруг случайно получиться прошу простить…
    С тем что Кураевщина давно перевалила за просто чтение книг ( в которых как показало время и признавал сам мэтр достаточно нестыковок и притягиваний за уши ). Подростает поколение людей для которых Кураев стал той веревочкой удержавшей людей в церкви… Да иногда он ошибался, иногда поступал возможно не как частица церкви. Вот только с каким именем более-менее серьёзного деятеля не связано данное явление? Сурожский, Мень, Толстой, Достоевский все эти люди дали толчок к несколько другому пониманию… некоторых за это ругали а иногда хвалили. Но тем не менее явная польза их работ думаю мало у кого вызывает сомнение.
    Насчет «пятой колонны», а что здесь плохого??? союза с Россией боится на Украине западная её часть, и сябры нашай беларскамоунай интэлигенцыи, о национальной принадлежности которых можно говорить очень долго только вот зачем.
    ПС.
    Если честно напоминает старой мультик где некоторые кричали Акела промахнулся племени нужен новый вожак и т.д.
    ППС. один пост случайно отправил виноват)))

    • Во-первых, я не писал о «пятой колонне». Это кто-то в комментариях. Я, признаться, тоже не в восторге от политических симпатий Кураева, но сознательно обошел этот вопрос стороной.
      Во-вторых, я не сказал, что нужен новый вожак, а сказал, что стая так подтухла, что не нуждается в вожаках. Конечно, моя вина, что это не читается достаточно отчетливо.

  21. Отец Александр, изначально оговорюсь, что пишу без желания вас поддеть… мало ли… если вдруг случайно получиться прошу простить…
    С тем что Кураевщина давно перевалила за просто чтение книг ( в которых как показало время и признавал сам мэтр достаточно нестыковок и притягиваний за уши ). Подростает поколение людей для которых Кураев стал той веревочкой удержавшей людей в церкви… Да иногда он ошибался, иногда поступал возможно не как частица церкви. Вот только с каким именем более-менее серьёзного деятеля не связано данное явление? Сурожский, Мень, Толстой, Достоевский все эти люди дали толчок к несколько другому пониманию… некоторых за это ругали а иногда хвалили. Но тем не менее явная польза их работ думаю мало у кого вызывает сомнение.
    Насчет «пятой колонны», а что здесь плохого??? союза с Россией боится на Украине западная её часть, и сябры нашай беларскамоунай интэлигенцыи, о национальной принадлежности которых можно говорить очень долго только вот зачем.
    ПС.
    Если честно напоминает старой мультик где некоторые кричали Акела промахнулся племени нужен новый вожак и т.д.
    ППС. один пост случайно отправил виноват)))

  22. Во-первых, я не писал о «пятой колонне». Это кто-то в комментариях. Я, признаться, тоже не в восторге от политических симпатий Кураева, но сознательно обошел этот вопрос стороной.
    Во-вторых, я не сказал, что нужен новый вожак, а сказал, что стая так подтухла, что не нуждается в вожаках. Конечно, моя вина, что это не читается достаточно отчетливо.

  23. Виноват в следующий раз буду внимательнее…
    \\Во-вторых, я не сказал, что нужен новый вожак,\\
    Отче, такое дело что ассоциация возникла у меня в следствии чтения всей темы, может быть слишком предвзято…
    а может просто не туда смотрел…

  24. Виноват в следующий раз буду внимательнее…
    \\Во-вторых, я не сказал, что нужен новый вожак,\\
    Отче, такое дело что ассоциация возникла у меня в следствии чтения всей темы, может быть слишком предвзято…
    а может просто не туда смотрел…

  25. хороший текст.
    мне кажется, что аритикуляция отказа миссионерствовать связана еще и с недавним скандалом по поводу БО.
    ведь миссионерить он едет на чьи-то деньги, в частности, и на деньги Якунина, которому так попробовал обломать бизнес. видимо, и другие, глядя на такую неблагодарность, не пожелали более платить. только напоследок на Украину выделили, как на важный политический акт.

  26. хороший текст.
    мне кажется, что аритикуляция отказа миссионерствовать связана еще и с недавним скандалом по поводу БО.
    ведь миссионерить он едет на чьи-то деньги, в частности, и на деньги Якунина, которому так попробовал обломать бизнес. видимо, и другие, глядя на такую неблагодарность, не пожелали более платить. только напоследок на Украину выделили, как на важный политический акт.

  27. хотя иногда диакон дает осечку и признает что в Украине не все так плохо:

    «- Вы выступали с лекциями во многих городах России и Украины. Какой народ более религиозен – россияне или украинцы?

    Украинцы гораздо более церковны, чем русские. Вопрос в качестве этой церковности. Украинское православие более органично, традиционно, живо — потому что живо украинские село. А русского села за пределами Черноземья нет. В России православие – городская религия, в Украине – еще и сельская.» http://kuraev.ru/

    • Может быть

      М.б. это не осечка, а просто честная (не идеальная, но достаточно честная) позиция?

      • Re: Может быть

        да, оценка честная, но получается смешно — представитель менее церковной страны приехал в более церковную миссионерствовать-поучать церковности и поругивать местный укладъ. :-)

        • Re: Может быть

          ну по сравнению с тем, что наши собираются арабов в Палестине просвещать (и тот же Кураев тоже) это мелочи жизни

        • Re: Может быть

          Соображения:
          1 «Более церковный народ» — не значит церковной на 100%, а значит место для миссии есть. Кроме того, о.Андрея вряд ли можно упрекнуть в том, что он миссионерствует в Украине в ущерб другим каноническим территориям РПЦ
          2. Не являюсь большим знатоком Кураева, давно не следил за его деятельностью, но раньше он если где «поругивал местный укладъ», так обычно не в целом, а за конкретные моменты, которые обосновывал вполне логично и церковно-исторично. Может, что-то существенно изменилось? Надо почитать..

          • Re: Может быть

            Ага. Я помню его «логическое» обоснование «примитивности» белорусского языка. Мол, чем больше совпадает орфография с фонетикой, тем примитивнее язык. В соответствии с такой логикой русский значительно примитивнее английского и уж совсем ничто в сравнгении с китайским.

          • Re: Может быть

            Я этого не слышал, а рассуждать без контекста в данном случае не буду. Если можно, ссылку.
            Да и не мне бросать камни… Сам иногда такое скажу… вообще думаю, что если бы мы все больше молчали — было бы гораздо меньше обиженных. Только в этом ли путь миссионера? Дабы не умножать число написанных банальностей, лучше помолчу…

          • Re: Может быть

            Это было в 2005 году во время выступления в минском теологическом институте. Контекст был о том, что любой национализм это грех, кроме русского национализма. Я там был и ссылку могу дать торлько на себя.Я описывал это в ЖЖ.

          • Re: Может быть

            «Кроме того, о.Андрея вряд ли можно упрекнуть в том, что он миссионерствует в Украине в ущерб другим каноническим территориям РПЦ»

            Не соглашусь. Есть такая обойденая вниманием диакона территория — Беларусь.

          • Re: Может быть

            Все лоббируешь?:)

          • Re: Может быть

            кто я такой что б лоббировать? просто констатирую факт.

          • Re: Может быть

            А Прибалтика? Что-то я тоже не слышал:)

  28. хотя иногда диакон дает осечку и признает что в Украине не все так плохо:

    «- Вы выступали с лекциями во многих городах России и Украины. Какой народ более религиозен – россияне или украинцы?

    Украинцы гораздо более церковны, чем русские. Вопрос в качестве этой церковности. Украинское православие более органично, традиционно, живо — потому что живо украинские село. А русского села за пределами Черноземья нет. В России православие – городская религия, в Украине – еще и сельская.» http://kuraev.ru/

  29. Может быть

    М.б. это не осечка, а просто честная (не идеальная, но достаточно честная) позиция?

  30. о.А.Кураев может высказывать спорные мысли, может кого-то не устраивать по стилю.
    Но он… живой. Показывает образ живого человека в Церкви. И многим это очень важно.

    Рассуждения об исчерпанности и т.п.напоминают рассуждения о загнивани капитализма…

  31. о.А.Кураев может высказывать спорные мысли, может кого-то не устраивать по стилю.
    Но он… живой. Показывает образ живого человека в Церкви. И многим это очень важно.

    Рассуждения об исчерпанности и т.п.напоминают рассуждения о загнивани капитализма…

  32. Слишком политизирован». А какая есть мера, чтобы не «слишком»? Вы знаете хоть одну лекцию, которую о. Андрей специально посвятил политике? Хоть одну книгу? О политике он говорит только а) в связи с церковно-религиозными проблемами и б) только когда его спрашивают. Более того, на лекции я видел, как он нарочито уклонялся от ответа на вопрос о КП — мол, я москаль, а это ваш геморрой.

  33. Re: Может быть

    да, оценка честная, но получается смешно — представитель менее церковной страны приехал в более церковную миссионерствовать-поучать церковности и поругивать местный укладъ. :-)

  34. Видимо, это еще зависит от настроения. В Минске он как начал воспевать российский империализм и утверждать, что белорусов как самостоятельной нации не существует, то так и не смог остановится. Я, помню, даже просил перейти на церковную проблематику :)
    Как-то был на другом его выступлении, то там он политики не касался.

  35. Так он сам «начал воспевать» или отвечал на Ваш вопрос?

  36. Re: Может быть

    ну по сравнению с тем, что наши собираются арабов в Палестине просвещать (и тот же Кураев тоже) это мелочи жизни

  37. Сам начал. Начал, кажется, с демографических проблем.. Ну и пошел, пошел…

  38. Анонимно:

    Спасибо за наводку. Очень точная мысль! Это не только о Крыме. Обо всем западном, некогда христианском, мире. И опять же: Кураев не сам поднял эту тему, а отвечал на вопрос журналистов. И вопрос не чисто политический, а имеющий прямое отношение к судьбам Церкви в этом регионе.

    А вот если бы он сказал в духе местного митрополита Лазаря: мол татары и меджлис -наши лучшие друзья, Вы бы такую «политизацию» поддержали?

    Или вас коробят только политические суждения свыященнослужителей, не согласные с вашей партийной линией?

  39. Но, знаете, сравнивать с Гитлером в данном случае, мне кажется, не комельфо..
    Но если уж на то пошло, то здесь наблюдается все та же тактика, что у наших сектоведов (вобще-то Кураев обычно не сторонник оной). Тактика такая, что раз сил не хватает, то не надо сил набиратся, надо других ограничить. Вот так и в Крыму. Бывал там, и впечатления такие — меньше бы русские пили да больше работали. И никакой междлис не будет страшен.

  40. Re: Может быть

    Соображения:
    1 «Более церковный народ» — не значит церковной на 100%, а значит место для миссии есть. Кроме того, о.Андрея вряд ли можно упрекнуть в том, что он миссионерствует в Украине в ущерб другим каноническим территориям РПЦ
    2. Не являюсь большим знатоком Кураева, давно не следил за его деятельностью, но раньше он если где «поругивал местный укладъ», так обычно не в целом, а за конкретные моменты, которые обосновывал вполне логично и церковно-исторично. Может, что-то существенно изменилось? Надо почитать..

  41. Re: Может быть

    Ага. Я помню его «логическое» обоснование «примитивности» белорусского языка. Мол, чем больше совпадает орфография с фонетикой, тем примитивнее язык. В соответствии с такой логикой русский значительно примитивнее английского и уж совсем ничто в сравнгении с китайским.

  42. Re: Может быть

    «Кроме того, о.Андрея вряд ли можно упрекнуть в том, что он миссионерствует в Украине в ущерб другим каноническим территориям РПЦ»

    Не соглашусь. Есть такая обойденая вниманием диакона территория — Беларусь.

  43. Re: Может быть

    Все лоббируешь?:)

  44. Re: Может быть

    кто я такой что б лоббировать? просто констатирую факт.

  45. Re: Может быть

    Я этого не слышал, а рассуждать без контекста в данном случае не буду. Если можно, ссылку.
    Да и не мне бросать камни… Сам иногда такое скажу… вообще думаю, что если бы мы все больше молчали — было бы гораздо меньше обиженных. Только в этом ли путь миссионера? Дабы не умножать число написанных банальностей, лучше помолчу…

  46. Re: Может быть

    Это было в 2005 году во время выступления в минском теологическом институте. Контекст был о том, что любой национализм это грех, кроме русского национализма. Я там был и ссылку могу дать торлько на себя.Я описывал это в ЖЖ.

  47. Re: Может быть

    А Прибалтика? Что-то я тоже не слышал:)

Leave a Reply