В ответ на мои заметки об Украине и о нем самом. Попросил поместить от его имени.
Об о.Александре (ответный удар). Не буду пытаться написать обо всех моих добрых и радостных впечатлениях (чтобы кто-то не вспомнил дедушку Крылова). Скажу только, что о.А. удивил меня (впрочем, и ранее я это чувствовал) сочетанием резкости и своеобразной субъективности суждений — и удивительной мягкости и миролюбия. О.А. говорит прямо то, что думает. (И как он еще жив? — вот это чудо Божье :)). Я так не умею. Отчасти из-за немощи лицеприятия, отчасти из-за острого ощущения «ложности мысли высказнной». Чтобы я не говорил, я всегда ощущаю, что это так, но и не только так. Это очень мешает там и тогда, когда от меня требуется ясность мысли и позиции. О.А. обладает счастливым свойством эту ясность просветлять до конца (при этом вовсе не обязательно механически принимать его ясность, но её хорошо видно, и это важно).
Меня как раз не удивила наша с ним взаимная способность соглашаться с мнением другого, даже если первоначально мнения были противоположны. Ну что же, в этом и есть смысл разумного диалога. (Другое дело, что практически такой диалог действительно редкость. Но все-таки это норма отношений даже и вне христианства — во всяком случае, так должно быть). А вот что я глубоко прочувствовал и пережил с радостью — это имено христианское ощущение абсолюта единства пребывания в Теле. И этому никак (никак!!!) не мешало разномыслие, и самое кардинальное, в немаловажных областях жизни (так, в отношении к католикам, или в том же видении Украины) — разномыслие в контекте1-е Коринфянам 11, не нарушающее единство в Церкви. Т.е., эти вещи лежат в разных плоскостях бытия, и как важна реальность того!
Ну, а об Украине. Меня удивляет нервная реакция собеседников — или напор поддержки, или обиды. Ну, так увидел о.А. Украину. И что? Разве это мешает каждому из нас видеть свое — умом и сердцем? Я вот москаль по происхождению, культуре, уроженец СПб, русский шовинист со стажем (это с преувеличением, но…) — я сегодня полюбил эту страну, и, простите, горжусь, что я её гражданин. (Даже мова перестала мне казаться смешной, вот какое перерождение :)). Не буду слишком в это углубляться — я послал о.А некоторые свои статьи по этому поводу. Я понимаю крайнюю субъективность своих переживаний, но они честны пред Господом, и мне этого достаточно. Навязывать же их кому-то — увольте; но так же бесполезно навязывать и мне иное видение. Однако уважать его мне ничто не мешает.
Но конкретно к рассказу о.А несколько ремарок. Николаев. Я этот город люблю, и вижу в нем массу достоинств, а сейчас особенно — колоссальную (редкую для всех постсоветских территорий ) динамику. Но нужно учитывать, откуда мы начали. Не буду поминать мрачное болото перестройки средины 90-х, тогда судьба у всех была одна. Но отошлю ваше внимание к советским временам. Николаев — военно-промышленный монстр, строящий авианосцы и пр.; один из двух в Украине, наряду с Севастополем, ЗАКРЫТЫЙ город. Со всеми последствиями — пролетарский центр с полным отсутствием хотя бы внешнего лоска культуры и эстетики. Из этого выбираться долго. Вот Севастополь хоть имеет курортную базу, Николаев же — нет. Но именно Николаев сейчас совершает мощнейший промышленный и предпринимательский рывок (как частный пример: строятся четыре частных морских порта — впервые в Украине — в дополнение к четырем действующим государственным). Внешне это не очень пока видно, но — это так. Да кое-что уже видно, но не при беглом осмотре — растущие как грибы прекрасные супермаркеты — и частные художественные галереи, «места посидеть и отдохнуть» (привокзальная пиццерия здесь смешной пример) и «места культурно провести время» (кинопалацы, обновленные здания театров и пр). И т.п. У меня есть реальный шанс переехать в Киев (как и в Москву) — но не хочу. И, кстати, о-ч-ч-ч-ень не хочу до батьки с его порядком (при всем уважении и заочной любви к сестре-Белоруссии). И я далеко не один такой. Теперь Кинбурн. Ну, во- первых, кому что нравится. По мне этот южный пейзаж — «Присоски и щупальцы, радуга рыб, Бродячей медузы пылающий гриб, Да белый мартын над простором воды, Кидается за отраженьем звезды» (Э.Багрицкий) — прекрасен, гармоничен и умиротворяющ. Но о.А, оказывается, не готов делить свою любовь к горам и лесам с барханами и солончаками среди пустынных вод. Он так чувствует. Что же, так уж вышло — не угадали. К сожалению. Но я не думаю, что мое восхищение этим местом просто вызвано тем, что тут, на юге, настоящей плодородной природы не видели (как то предположил о.А). Ведь не я один таков, да и местных отдыхающих тут меньшинство. Зачем-то добираются сюда с такими трудностями люди из Москвы и Киева, СПб и даже разных заграниц. Я тут подружился с чехами, а вот соседний с нами участок земли купили (с великими трудностями!) поляки — школьные учителя, милейшие люди. В общем, на вкус и цвет… Но вот еще что. Это во-вторых: скорби семьи Шрамко, по их же уверению, их обычная отпускная планида. Мы с ними гадали — что должно произойти — погода испортиться, или…? Не угадали. В этом году случилось на косу невиданное нашествие людей, как точно сказал о.А — Вавилон. Никогда такого не было, а ведь в этом — в пустынности ( пляжи до горизонта безлюдны, если не считать забредшего нудиста) — главная прелесть косы. Море, лес, озера, пеликаны и дельфины — и все это без людей. Но так было раньше — в этом году народ оседлал джипы и катера, и ринулся на косу. Что дальше? — м.б., если Шрамко будут отдыхать дальше в Турции, тут рассосутся? Ну, есть надежда, что с 2007 вся территория объявляется нац. парком (сейчас ландшафтный парк, что ни от чего не защищает), и доступ сюда будет регулироваться. Бог даст.
В контексте сказанного понятно, что местные пейзаны действительно не поспели за цивилизацией, и нашествие гостей встретили полной растерянностью. Но это и естественно, дай Бог, чтобы тут никогда не было турецкого Говнюка (как уверял о.А, так называется курорт, где они отдыхали). Нет, я вообще не против комфорта, и сам на косу первым делом привез унитаз и кондишн. Но все-таки — всему свое место и время. Сюда едут за иным — кому это нужно. И мне действительно жаль, что мне не удалось организовать о.А должные условия для отдыха семьи. Ну, это мне урок — нельзя так уж настойчиво рекламировать то, что нравится лично мне: у других м.б. и совсем иные потребности…
А теперь еще несколько слов — брату levs*у, по поводу «маргинальности» (простите, это я опять с преувеличением :)) гонимых батюшек. Простите, глупо себя как-то защищать, раскрашивать «гроб повапленный» (коим и подлинно являюсь — в своем смысле), но все-таки попытаюсь реабилитировать гонимых вообще, и давайте забудем, что и я — вроде бы среди их (хотя для меня это не совсем уж так). Сразу оговорюсь — вовсе не отождествляю гонимость с неким духовным избранничеством. Разные гонимы, по разным поводам, и, иногда, невозможно не признать правоту гонящих. Но это ведь совсем не всегда так, а? Только ханжа скажет, что не гонимы о.Зенон, или Кочетков (а я вовсе не его поклонник). Но давайте к сути — забудем ли изначальную гонимость христиан, и, по слову Писания, нередко от «своих». Да Самого Христа «архиереи и старци людстии» распяли не из благочестия ли — по своему понимаемого? Напоминать ли о преподобных Максимах и др? Все это очевидно. Скажете — ну, то изгнанные «правды ради», или «имени Моего ради», а вы то что — просто не поделили что-то с начальством, не проявили смирения и послушания. Но, брате, «кого следует слушаться — вас, или Бога?» Если душа и совесть не позволяли быть «участниками во лжи» — тут ли являть христианское послушание? Или вы сомневаетесь в том, что немало в эмпирической церкви делается именно «по лжи?»
Я вовсе не чувствую себя противостоящим Церкви, православию. Совсем нет. И отношения с братией, чадами, друзьями, в том числе с о.А — мне в том свидетельство. Но я чувствую противостояние свое с тем в Церкви, что является именно — по моему убеждению — антихристианским. Скажем вкратце — её административно-правовому епархиальному и приходскому (вместо общинного) устроению, и поражению в ней идей свободы и любви даже на уровне общечеловеческой нравственности (фундаментализм, филетизм, т.е. церковный национализм, и пр — некоторые черты того). (Обо всем этом моя давняя статья, во многом наивная, «Церковь земная: разрывы и обрывы. Есть ли кому строить мосты?»; есть в инете). Вообще, думаю, что границы Церкви Христовой проходят через сердца всех христиан, и менее всего связанны с разными адмистративными границами (канонического общения).
Но фокус то в том, что мои конфликт меньше всего связан с убеждениями — первопричина была сугубо нравственного порядка. И в нашей епархии это совсем не исключение; но не будем углубляться. Простите за «я думаю», «я считаю». Конечно, я стараюсь всячески поверять свои взгляды — Евангелием, молитвой, опытом отцов, общением, но уверен — все-таки, в конечном счете, мы должны иметь мужество озвучивать свои чувства, и отвечать за них. М.б., они и ошибочны. Но честны пред Богом и вами. Искренни. Кстати, levs, Вы понимаете, что в числе неприятных Вам Церковных «маргиналов» о.А — при честности его взглядов и слов — нет только чудом Божьим и чудом дедушки Ф?
Да, о благословении (на книгах) Питирима и пр. — разговор особый, но, уверяю вас, никаких признаков и шансов (человеческих) на умирение ситуации со мной в епархии пока нет. И Москва тут может помочь не более, чем директор прачечной. Вот так. Но все в руках Божьих. И потому -УРА!!!!!!
Ладно, простите, если, возможно, кого-то как-то задел. Я не хотел.
Я всех вас люблю. Правда.
Благодарю вас, братия. иерей М
Ничего не понял. А где сами заметки? Мне Украина очень понравилась кстати.
Поправил. Сделал ссылки.
Ничего не понял. А где сами заметки? Мне Украина очень понравилась кстати.
Поправил. Сделал ссылки.
Неужели даже батюшки, служители пред престолом Божиим, остаются на всю жизнь какими-то вечно-ворчащими-диссидентско-недовольными, а по сути — советскими человеками. Уж можно было бы просветлеть как-то!
А где Вы видите ворчание?
Неужели даже батюшки, служители пред престолом Божиим, остаются на всю жизнь какими-то вечно-ворчащими-диссидентско-недовольными, а по сути — советскими человеками. Уж можно было бы просветлеть как-то!
А где Вы видите ворчание?
Действительно, ворчания нет, просто вечно-диссидентское недовольство
диссидентов обижать может каждый. сейчас это очень модно быть в мейнстриме и немодно быть диссидентом.
зачем же вообще педалировать эту тему? тут есть просто несогласие со взглядами, пусть человек выскажется
Действительно, ворчания нет, просто вечно-диссидентское недовольство
диссидентов обижать может каждый. сейчас это очень модно быть в мейнстриме и немодно быть диссидентом.
зачем же вообще педалировать эту тему? тут есть просто несогласие со взглядами, пусть человек выскажется
Подставляя шеку:)
Прошу меня простить!
Подставляя шеку:)
Прошу меня простить!