Геморрой.

День с батюшками из Польши

Сегодня в рамках фестиваля православных песнопений у нас на литургии пел хор священников Варшавско-Бельской епархии. Всего человек 20 — один архимандрит, один диакон, а остальные протоиереи:) Сопроводителем их и экскурсоводом по Минску был new_cat. Один из них (отец Николай) возглавил службу, ну а мы с отцом Василием ему, как говорят, «сослужили». Настоятель наш (отец Виктор) отслужил перед этим раннюю… Служба получилась очень хорошая — незатейливая, но духовная.. И пение, и служение.. все какое-то отставило теплое ощущение. Была пламенная, задевшая за живое всех прихожан, проповедь отца Николая.. и его рассказ о православии в Польше. И не только во время проповеди,и не только от него — наше теплое общение затянулось и после службы…
Многое оказалось для нас открытием. Особенно для нашего настоятеля — он теперь загорелся посмотреть все своими глазами: «Давай пару автобусов закажем, отца Василия попросим послужить недельку, и поездим по Польше»… «Я -говорит — что-то проникся симпатием к правительству Польши.. никогда ничего такого ни к какому правительству не чувствовал.. может это искушение такое?»
Есть, конечно, чему удивиться… Вот, например, говорит о. Николай: Нас в Польше не любят.. Нас всего 500 тыс. на 30 миллионов населения… Но у нас 6 реально действующих домов милосердия (это с намеком на показанный им и, как они сразу поняли, показушный единственный в Беларуси «дом милосердия»), уроки Закона Божия с оплатой учительского заработка преподающим (даже если находится один желающий). Как потом я выяснил, хоть и по желанию исключительно Закон Божий практически все в начальной школе его проходят, дальше уже некоторые отказываются. Все это касается всех исповеданий — если есть баптист-ребенок, ему будут оплачивать учителя-баптиста. То есть полное равенство религий перед законом. Пусть в реале не совсем так.. но все же. Без всякого дурацкого закона православные могут прподавать в школах, имеют институт военных священников (отдельная «военная» епархия), при каждой епархии существует молодежный центр, бртства, через которые при финансировании государством осуществляются многие молодежные прграаммы. Например, помощь детям из неблагополучных семей, детские и молодежные летние лагеря и почее.Что интересно — с финансированием таких программ стало реально еще лучше после присоединения к Евросоюзу. Один батюшка посмеивался: «у нас были многие против.. а теперь смолкли». Единственный минус — более закрытая граница на Востоке. Но и то.. вроде ожидается смягчение пограничного режима.
Все это весьма впечатляет при равнени с нашей «православнолюбимой» властью.
Ну и возвращаясь к цифре 500 тыс. православных на 30 миллионов. Ведь у нас меньше! В храмы у нас по самым оптимистическим расчетам регулярно ходят не больше 1% населения. Можно предположить, что там не все тоже ходят в храм. «да, есть такие» — «Очень много»-«Сколько процентов?» — «Ну процентов 10». Комментарии излишни. При этом приход имеет свои определенные границы, где священник знает ВСЕХ православных и периодически всех посещает, в том числе и не ходящих в храм. И считается, что нормально священник может работать тогда, когда за священником числится не больше 1000 православных. Если, допустим в одном из городов, мне говорили 14000 православных, то священнникоа там 16.
Да.. есть над чем подумать.
И еще такое впечатление. Как это сказать… Вот недавно мне рассказали, что у нас в трапезной известного собора священослужитель упрекнул прихожанку у, что она попросила священника подать ей чай (не могла просто, заблокированная другими трапезовавшими выйти из-за стола). Так вот.. Почему-то кажется, что каждый из этих протоиереев не только бы подал чай, но просто даже не отметил бы это «событие» вниманием.

You can leave a response, or trackback from your own site.

87 Responses to “День с батюшками из Польши”

  1. а мы вось у польшу зьбіраемся ў канцы чэрвеня….

  2. а мы вось у польшу зьбіраемся ў канцы чэрвеня….

  3. hwy:

    Завидки берут… Может в Польшу переехать? 10% — это много… Ню-ню…

    • Вы не правильно поняли. Десять процентов крещенных в Православной Церкви не ходят в храм.

      • hwy:

        Я правильно понял. Мне просто нравяться польская граница между «много» и «мало».

        • В России только 1% крещенных в Православной Церкви являются православными христианами,а в
          Польше 90%.(Или наоборот:99% и 10%)Так в чем противоречие?
          (Конечно цифры условны).

          • hwy:

            Ещё раз: мне очень нравится соотношение воцерковлённыз/невочерковлённых в Польше. И мне нравится, что польские попы считают своей ответственностью и проблемой 10% невоцерковлённых, но крещёных в Православии.

        • Да, мне тоже понравилось. Поэтому так написал, как шел разговор… А кстати, кто там мне вчепа кости-то перемывал, а??:)

          • hwy:

            Перемывал, ага. Дак Вы ж их сами выставили для всеобщего перемывания, не так ли? :)

  4. hwy:

    Завидки берут… Может в Польшу переехать? 10% — это много… Ню-ню…

  5. Примерила ситуацию с чаем на всех знакомых батюшек…… Точно бы НИКТО не только не упрекнул бы — подали бы, подвинулись. если нужно, передали бы…. !

  6. Примерила ситуацию с чаем на всех знакомых батюшек…… Точно бы НИКТО не только не упрекнул бы — подали бы, подвинулись. если нужно, передали бы…. !

  7. Да, у нас очень хорошо. Только насчет этих милостей от правительства… это Вы просто не в курсе, наверное, истории Польской Православной Церкви в 20 столетии. А священники — и миряне! — просто замечательные.

    • Только насчет этих милостей от правительства…

      Конечно «власти» в Польше настроены против Православной Церкви. Например: бывший мер Супрасля был против передачи Супральскому монастырю — катакомб в которых
      находятся захоронения правосславных насельников Супральской Лавры. Это мер — Марк Шутко, возможно
      он потомок жида-арендатора Шутко, который вместе со своими соплеменниками замучил святого младенца Гавриила Белостокского.

      • Мы вообще скептичны в отношении «милостей», а тем более представляем, как все может оборачиваться в каждом конкретном случае. Но тем более удивительно. Гораздо удивительнее, если б это было в «православной» стране. Но в нашей «православной» стране, где особое положения православия даже оговорено в законе, об этом и не мечтают:)

    • Да нет. В том-то і дело, что в курсе:) І знаем,как было еще несколько десятков лет назад, не говоря уже о вековой розни до крови… Стать над этой враждой — вот что заслуживает уважения.

      • Так пока никто и не стоит. Просто есть некоторые подвижки из-за объективного изменения условий. А еще совсем недавно было иначе, достаточно с людьми поговорить. Да те же батюшки Вам расскажут, когда поедете. Да и не только батюшки. Правда, народ там осторожный, привык, что молчание золото… Но можно почитать хотя бы в Przeglądzie Prawosławnym. Все раны еще очень, очень свежие. Недавно совсем была канонизация мучеников в Хелме. Ну и т.д.

        Насчет приглашения священника для закона Божия для каждого отдельного ребенка — тоже, кажется, теория. У нас в Варшаве государство да, оплачивает катехетов (потому что закон создавался «под» католическое обучение, но сейчас уже не очень было бы сделать вид, что других религий нет). Но по воскресеньям дети приходят в церковь — порядка 100 и больше детей разных возрастов. А вот вернуть приходу отнятые до войны еще приходские помещения, где сейчас районное отделение полиции, так Савве и не удается. Поэтому дети ютятся в маленьких и неприспособленных помещениях митрополичьего подворья.

        И в других местах похоже. Так что тут еще работать и работать.

        • Я понимаю, что вам не стоит успокаиваться. Но я ведь не хочу вас убеждать, что у вас все хорошо. Скорее показать нашим, как у на плохо:)

          Закон Божий для одного ребенка. Мне это рассказал сам священик, преподающий Закон Божий. Он сказал, что, как правило, собирают группу с разных классов, но был и такой случай, что одна преподавательница ради одного ребенка ездила за 100 км.

          • Возможно, такие случаи тоже бывают (что для одного ребенка приглашают священника). Я знаю только по Варшаве, поскольку это на глазах. У нас лучше, я думаю, только благодаря верности верующих (простите за тавтологию:). Эти вот такие тихие и скромные люди, как правило сельские, говорящие «по-своёму» стоят стеной за свою веру (правда, и таких масштабных массовых репрессий, как в СССР 20-30х годов тоже не было). Тут у людей большой опыт, еще со времен Брест-Литовской унии. Та же Грабарка была изначально основана монахами, которые спасались по лесам от унии. Думаю, Вам должно у нас понравиться :))) тем более, что большинство польских православных это этнические белорусы и украинцы, в том числе и священники :)

          • Я знаю. Все, что были, сказали, что они белорусы.
            Что касается «верности верующих», то я ж и пишу для аналогично «верующих»:) Не для госчиновников же, конечно.

  8. Да, у нас очень хорошо. Только насчет этих милостей от правительства… это Вы просто не в курсе, наверное, истории Польской Православной Церкви в 20 столетии. А священники — и миряне! — просто замечательные.

  9. Возможности — это хорошо, но надо уметь ими пользоваться. Трудно сказать, как и что состоялось бы в нынешней православной Польше, если бы не митр. Савва. Это — очень хороший организатор. Да и противостояние с католиками не дает расслабляться. Скажем, крестный ход в Грабарку на Преображение Господне — это прямой ответ на Ченстоховское паломничество.

    • Святой мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас!

      …крестный ход в Грабарку на Преображение Господне — это прямой ответ на Ченстоховское паломничество.

      А также паломничество из Белостока в Зверки, в честь
      святого мученика младенца Гавриила Белостокского.

    • Собираются на Грабарке все не в качестве «прямого ответа» на что бы то ни было, а по древней привычке. Раньше собирались еще в другом месте, сейчас — особенно после пожара — именно там. К тому же на Грабарку не идут «крестным ходом», идут паломничествами с обетным крестами, часто каждый со своим кроме общего, который по обету водружается на горе. Митрополит Савва не при чем тут (вообще это какое-то недоразумение), я помню прекрасно проповедь покойного уже блаженнейшего митрополита Василия на горе после пожара, когда там собралось необыкновенное число людей. Православные подражают в паломничествах католикам (первое католическое паломничества как известно было к монастырю Сантьяго де Компостелла), но не делают их в качестве «прямых» или не прямых ответов.

      • Да, вы правы. Но то, что я описал, тоже имеет место. И нынешним масштабом паломничество во многом обязано активности митр. Саввы. Последний раз уже из с самой Варшавы некоторые шли, что, наверное, чрезмерно.

        • Ничего, из Варшавы тоже нормально. Некоторые раньше уже ходили в одиночку, а в 2003 году было первое паломничество от двух варшавских приходов. Самой пожилой паломнице было (если не ошибаюсь) около 70 с хвостиком, а самому молодому, кажется, лет 6-7. Мы шли всего дня 4-5. Не знаю, ходили ли в прошлом году, но вообще всем понравилось.

  10. Возможности — это хорошо, но надо уметь ими пользоваться. Трудно сказать, как и что состоялось бы в нынешней православной Польше, если бы не митр. Савва. Это — очень хороший организатор. Да и противостояние с католиками не дает расслабляться. Скажем, крестный ход в Грабарку на Преображение Господне — это прямой ответ на Ченстоховское паломничество.

  11. Польша — единственная страна мира, где абсолютное количество воцерковленных христиан с каждым годом не уменьшается, а увеличивается.

    Но такое отношение к Православию в самой католической стране Европы для меня — новость, и удивительная, и приятная. В России и то подобного не дождешься.

  12. Вы не правильно поняли. Десять процентов крещенных в Православной Церкви не ходят в храм.

  13. когда? надолго?

  14. У меня сложилось такое же предствление и после общения с работающими в Москве западно-украинцами. У них все ходят в церковь (униаты, насколько я смог понять, но сами не различают и не отождествляют себя с католицизмом), т.е. 90% населения. Вот что значит всего полтора поколения (вместо трех) под большевиками…

    • Да, все таки наиболее антирелигиозно успешными были первые 20 лет советской власти. Спустя время это хорошо видно. Именно за эти годы вытравили религиозность, а с нею и основы хозяйствования, уважение к труду и собственности.

  15. У меня сложилось такое же предствление и после общения с работающими в Москве западно-украинцами. У них все ходят в церковь (униаты, насколько я смог понять, но сами не различают и не отождествляют себя с католицизмом), т.е. 90% населения. Вот что значит всего полтора поколения (вместо трех) под большевиками…

  16. hwy:

    Я правильно понял. Мне просто нравяться польская граница между «много» и «мало».

  17. Святой мучениче младенче Гаврииле, моли Бога о нас!

    …крестный ход в Грабарку на Преображение Господне — это прямой ответ на Ченстоховское паломничество.

    А также паломничество из Белостока в Зверки, в честь
    святого мученика младенца Гавриила Белостокского.

  18. В России только 1% крещенных в Православной Церкви являются православными христианами,а в
    Польше 90%.(Или наоборот:99% и 10%)Так в чем противоречие?
    (Конечно цифры условны).

  19. Да, все таки наиболее антирелигиозно успешными были первые 20 лет советской власти. Спустя время это хорошо видно. Именно за эти годы вытравили религиозность, а с нею и основы хозяйствования, уважение к труду и собственности.

  20. hwy:

    Ещё раз: мне очень нравится соотношение воцерковлённыз/невочерковлённых в Польше. И мне нравится, что польские попы считают своей ответственностью и проблемой 10% невоцерковлённых, но крещёных в Православии.

  21. Батюшка. я жила в Польше 4 года. мне там тоже нравилось, еще в советские времена. Знаете, как приятно- каждое воскресенье все детишки идут в костел. Обязательно! И люди хорошие. Мамина подруга так расстраивалась, что мы неверующие, неравнодушные в общем. Приятно было почитать, оказывается там и православные есть. Слава Богу!

  22. Батюшка. я жила в Польше 4 года. мне там тоже нравилось, еще в советские времена. Знаете, как приятно- каждое воскресенье все детишки идут в костел. Обязательно! И люди хорошие. Мамина подруга так расстраивалась, что мы неверующие, неравнодушные в общем. Приятно было почитать, оказывается там и православные есть. Слава Богу!

  23. у чэрвені, дзесь на 5-7 дзён

  24. Собираются на Грабарке все не в качестве «прямого ответа» на что бы то ни было, а по древней привычке. Раньше собирались еще в другом месте, сейчас — особенно после пожара — именно там. К тому же на Грабарку не идут «крестным ходом», идут паломничествами с обетным крестами, часто каждый со своим кроме общего, который по обету водружается на горе. Митрополит Савва не при чем тут (вообще это какое-то недоразумение), я помню прекрасно проповедь покойного уже блаженнейшего митрополита Василия на горе после пожара, когда там собралось необыкновенное число людей. Православные подражают в паломничествах католикам (первое католическое паломничества как известно было к монастырю Сантьяго де Компостелла), но не делают их в качестве «прямых» или не прямых ответов.

  25. Только насчет этих милостей от правительства…

    Конечно «власти» в Польше настроены против Православной Церкви. Например: бывший мер Супрасля был против передачи Супральскому монастырю — катакомб в которых
    находятся захоронения правосславных насельников Супральской Лавры. Это мер — Марк Шутко, возможно
    он потомок жида-арендатора Шутко, который вместе со своими соплеменниками замучил святого младенца Гавриила Белостокского.

  26. Среді моіх знакомых тоже:)

  27. Да нет. В том-то і дело, что в курсе:) І знаем,как было еще несколько десятков лет назад, не говоря уже о вековой розни до крови… Стать над этой враждой — вот что заслуживает уважения.

  28. Да, мне тоже понравилось. Поэтому так написал, как шел разговор… А кстати, кто там мне вчепа кости-то перемывал, а??:)

  29. А меня возьмете? Или это в рамках зоны «нон-грата»?

  30. Мы вообще скептичны в отношении «милостей», а тем более представляем, как все может оборачиваться в каждом конкретном случае. Но тем более удивительно. Гораздо удивительнее, если б это было в «православной» стране. Но в нашей «православной» стране, где особое положения православия даже оговорено в законе, об этом и не мечтают:)

  31. мы б узялі — дык ты ж сам не паедзеш

  32. среді моіх знакомых тоже

  33. Так пока никто и не стоит. Просто есть некоторые подвижки из-за объективного изменения условий. А еще совсем недавно было иначе, достаточно с людьми поговорить. Да те же батюшки Вам расскажут, когда поедете. Да и не только батюшки. Правда, народ там осторожный, привык, что молчание золото… Но можно почитать хотя бы в Przeglądzie Prawosławnym. Все раны еще очень, очень свежие. Недавно совсем была канонизация мучеников в Хелме. Ну и т.д.

    Насчет приглашения священника для закона Божия для каждого отдельного ребенка — тоже, кажется, теория. У нас в Варшаве государство да, оплачивает катехетов (потому что закон создавался «под» католическое обучение, но сейчас уже не очень было бы сделать вид, что других религий нет). Но по воскресеньям дети приходят в церковь — порядка 100 и больше детей разных возрастов. А вот вернуть приходу отнятые до войны еще приходские помещения, где сейчас районное отделение полиции, так Савве и не удается. Поэтому дети ютятся в маленьких и неприспособленных помещениях митрополичьего подворья.

    И в других местах похоже. Так что тут еще работать и работать.

  34. Я понимаю, что вам не стоит успокаиваться. Но я ведь не хочу вас убеждать, что у вас все хорошо. Скорее показать нашим, как у на плохо:)

    Закон Божий для одного ребенка. Мне это рассказал сам священик, преподающий Закон Божий. Он сказал, что, как правило, собирают группу с разных классов, но был и такой случай, что одна преподавательница ради одного ребенка ездила за 100 км.

  35. Возможно, такие случаи тоже бывают (что для одного ребенка приглашают священника). Я знаю только по Варшаве, поскольку это на глазах. У нас лучше, я думаю, только благодаря верности верующих (простите за тавтологию:). Эти вот такие тихие и скромные люди, как правило сельские, говорящие «по-своёму» стоят стеной за свою веру (правда, и таких масштабных массовых репрессий, как в СССР 20-30х годов тоже не было). Тут у людей большой опыт, еще со времен Брест-Литовской унии. Та же Грабарка была изначально основана монахами, которые спасались по лесам от унии. Думаю, Вам должно у нас понравиться :))) тем более, что большинство польских православных это этнические белорусы и украинцы, в том числе и священники :)

  36. Я провел с польскими священниками 3 дня. До этого я много раз бывал и в Белостоке и в маленьких городах Белостоцкого воеводства. Тут уже много сказано, не хочется повторяться.
    С этими батюшками у меня сложились очень тёплые отношения. Отец Николай на прощание сказал мне тёплую речь, в которой поблагодарил меня за помощь и сказал, что Бог не случайно собрал нас в это время вместе. Скажу честно, мне было очень жаль расставаться с ними. Я действительно почувствовал себя среди собратьев, несмотря на то, что большинство из них значительно старше меня по возрасту и наградам. Несмотря на это, они очень просты в общении.
    Что касается литургии в минувшее воскресенье, то я думаю, что все, кто там был, почувствовали тот особый молитвенный настрой, какой может дать только такой хор.
    Вообще, говорить о Православии в Польше можно бесконечно. Но самое главное, как мне кажется, что отличает Польскую Церковь от нас — это сплочённость прихожан вокруг храмов. Крепкие приходы — это как раз то чего очень не хватает как белорусам, так и прочим жителям СНГ.
    А ещё — они не боятся активно свидетельствовать о Православии в католической стране.

    • Хотелось бы, чтобы и в православной России можно было спокойно свидетельствовать о Католичестве.
      Але нажаль…

      • В «православной» России, как и в «православной» Беларуси нельзя спокойно свидетельствовать о православии, вот в чем «фишка».

  37. Я провел с польскими священниками 3 дня. До этого я много раз бывал и в Белостоке и в маленьких городах Белостоцкого воеводства. Тут уже много сказано, не хочется повторяться.
    С этими батюшками у меня сложились очень тёплые отношения. Отец Николай на прощание сказал мне тёплую речь, в которой поблагодарил меня за помощь и сказал, что Бог не случайно собрал нас в это время вместе. Скажу честно, мне было очень жаль расставаться с ними. Я действительно почувствовал себя среди собратьев, несмотря на то, что большинство из них значительно старше меня по возрасту и наградам. Несмотря на это, они очень просты в общении.
    Что касается литургии в минувшее воскресенье, то я думаю, что все, кто там был, почувствовали тот особый молитвенный настрой, какой может дать только такой хор.
    Вообще, говорить о Православии в Польше можно бесконечно. Но самое главное, как мне кажется, что отличает Польскую Церковь от нас — это сплочённость прихожан вокруг храмов. Крепкие приходы — это как раз то чего очень не хватает как белорусам, так и прочим жителям СНГ.
    А ещё — они не боятся активно свидетельствовать о Православии в католической стране.

  38. Я знаю. Все, что были, сказали, что они белорусы.
    Что касается «верности верующих», то я ж и пишу для аналогично «верующих»:) Не для госчиновников же, конечно.

  39. Да, вы правы. Но то, что я описал, тоже имеет место. И нынешним масштабом паломничество во многом обязано активности митр. Саввы. Последний раз уже из с самой Варшавы некоторые шли, что, наверное, чрезмерно.

  40. Ничего, из Варшавы тоже нормально. Некоторые раньше уже ходили в одиночку, а в 2003 году было первое паломничество от двух варшавских приходов. Самой пожилой паломнице было (если не ошибаюсь) около 70 с хвостиком, а самому молодому, кажется, лет 6-7. Мы шли всего дня 4-5. Не знаю, ходили ли в прошлом году, но вообще всем понравилось.

  41. hwy:

    Перемывал, ага. Дак Вы ж их сами выставили для всеобщего перемывания, не так ли? :)

  42. Хотелось бы, чтобы и в православной России можно было спокойно свидетельствовать о Католичестве.
    Але нажаль…

  43. В «православной» России, как и в «православной» Беларуси нельзя спокойно свидетельствовать о православии, вот в чем «фишка».

  44. Чаму вы так лічыце?

  45. Нящжо гэта трэба яшчэ даказваць??

  46. Ну, я магу толькі звонкі бачыць тое, якія стасункі з уладамі мае Праваслаўная Царква на Беларусі/Расеі. Звонку ўсё выглядае адносна нармалёва.
    Не магу сказаць тое ж самае пра адносіны да Каталіцкай Царквы у Расеі.

  47. Как и в «православной» Украине…

  48. А я, наивный, думал, что уж в Гайнувке и в Беловеже все беларусы побывали.
    В Гайнувке фестиваль православных хоров проводится.

    Если интересно: дам координаты.

    Что до православия. Про 1 % это Вы пессимистично очень.
    Думаю, что больше. Хотя и ходят только по праздникам.

  49. А я, наивный, думал, что уж в Гайнувке и в Беловеже все беларусы побывали.
    В Гайнувке фестиваль православных хоров проводится.

    Если интересно: дам координаты.

    Что до православия. Про 1 % это Вы пессимистично очень.
    Думаю, что больше. Хотя и ходят только по праздникам.

  50. Напротів — это очень оптимистично. С некоторым допуском…

  51. У нас разные референнтные группы :)

  52. Какіе там группы… Я же все віжу своімі глазамі:)

Leave a Reply