В 1965 году митрополит Филарет обнародовал послание под названием «Мы будем свидетельствовать». Как написано в краткой аннотации на странице http://www.romanitas.ru/content/filaret-vozn/index.htm, где собраны послания, статьи и проповеди видного иерарха, значится, что в «Послании разъясняется суть миссии Русской Зарубежной Церкви — свидетельство об истинном Православии и о гонениях богоборцев на Церковь в СССР. Отвергая сергианство и сергианскую патриархию митрополит указывает, что РПЦЗ — это свободный голос подлинной Русской Церкви, скрывающейся в катакомбах». Очень многообещающе. Но только непонятно, почему же само это послание (единственное из всех!) на этом сайте не поместили (может нам пояснит mon_kassia, которая, как я понял имеет отношение к данном источнику?). Да и попытки обрести послание на других ресурсах мне лично не удались. Есть только цитирования, довольно обширные, вот здесь, например, и, как ни странно, со стороны сторонников скорейшего церковного объединения (дело в том, что митрополит Филарет отличался даже в тогдашней РПЦЗ особенной непримиримостью в этом вопросе).
Так вот он там не просто свидетельствует «об истинном Православии и о гонениях богоборцев на Церковь в СССР», а провозглашает:
«Вот почему — нравится ли это кому-нибудь, или нет — Русская Православная Церковь за границей будет существовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры.
Она не замолчит:
………………………….
Далее следует 16 пунктов, среди которых :
15) доколе не будет дана свобода мысли, слова, действия, и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину Советского Союза, в первую голову, писателям и людям творческой мысли, с которыми безбожная власть ведет сейчас особенно ожесточенную борьбу недопустимыми средствами.
Мне почему-то кажется, что нынешние «правомыслящие», независимо от юрисдикции, вряд ли бы додумались включить такой пункт в качестве одного из основных условий разрешения церковного раскола, а тем более считать его важнейшим вопросом защиты веры. Боле того. В отрицании этого пункта наблюдается как раз редкостное единомыслие. И в этом немалое свидетельство того, что нынешнее трагическое состояние церкви и всего этого опереточного «единения» несравнимо с той «бедой раскола». Впрочем, о чем мы? Какая церковь?