Archive for Август, 2012
Об угрозе гонений
Вот такой «канонический порядок»
Почти никто, за исключением Д. Струве, не обратил внимания, что так называемый Высший Церковный Совет не имеет полномочий делать какие-либо заявления от имени церкви.
Читаем:
4. В компетенцию Высшего Церковного Совета входят:
1) координация деятельности Синодальных и иных общецерковных учреждений;
2) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованной реакции со стороны Синодальных и иных общецерковных учреждений;
3) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха (Местоблюстителя).
Практически все это может выражаться в следующих действиях:
5. Высший Церковный Совет:
4) заслушивает доклады руководителей или представителей Синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;
5) в пределах своей компетенции дает поручения Синодальным учреждениям и иным каноническим подразделениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;
6) может вносить предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
То есть по смыслу и характеру это некая прикладная бюрократическая институция на стадии выработки, координации и контроля исполнения каких-то документов и решений. Любые заявлений от имени даже РПЦ, а не то что Церкви ("Церковь благодарит всех, кто поддержал Ее"), "находится вне сферы компетенции" ВСЦ (говоря его же языком). С таким же полномочиями от имени Церкви может выступать и бухгалтерия Патриархии.
О сращивании церкви и государства (в продолжение темы)
Что мы имеем в виду, говоря о сращивании церкви и государства, вкладывая в эти слова явно негативное содержание? Вот, например, в Финляндии православная церковь хоть и небольшая (где-то порядка 1% населения), но имеет статус государственной. Приходы церкви субсидируются государством, и священники, подобно государственным служащим, получают жалование. Можно ли в этом случае говорить о сращивании церкви с государством? Как-то язык не поворачивается… Аналогично и в других европейских странах. Действуют конкордаты и соглашения с традиционными конфессиями, в обычае преподавание религии в школе, теологические факультеты в университетах и прочее, и прочее, чего в российских и прочих постсоветских пенатах нет и близко, а если появляется хотя бы намек на подобное, то тут же вспыхивают разговоры о «клерикализации». В какой-то степени, конечно, это можно объяснить чуть ли не генетическим страхом перед религией, нагонявшемся не в одном поколении советских людей. Но только ли это? Ведь что-то настораживает и многих церковных людей, которых, казалось, только должно радовать «возрастание роли церкви в обществе». Правда, пугает их не столько «клерикализация» общества, сколько встречный процесс — обмирщение церкви. Почему же в наших условиях мы должны этого опасаться, почему же, что немцу благо, то русскому смерть? Read more »
Овцы без пастыря…
Наверное, я человек с каменым сердцем. Я понимаю, когда людям не нужен Бог. Но я не понимаю, чего они хотят от Бога, если даже приходят к Нему.
Вчера причащал тяжело больного человека. Можно сказать, умирающего. Исповедь с большим трудом. "Давно последний раз исповедовались?" — "Недавно. Года 2-3 назад". Сказать почти ничего не смог, даже с активными подсказками. Приняв причастие: "Малинка?"
А в воскресенье папа причащал младенца. Просит: "Только без ягодки, пожалуйста".