Геморрой.

Два фильма о войне

Фильмами «про войну» как-то особенно не увлекаюсь. Но вот случилось так, что подряд посмотрел два: сначала белорусский, но запрещенный в Беларуси «Оккупация. Мистерии» и модного ныне «Попа». К тому же в обоих фильмах много схожего и общего. Ну разве что в первой фильме нет попов:) А так и там, и там оккупация, партизаны, полицаи и прочие коллаборанты, и даже немцы на мотоциклах… Комиссар у партизан — и там и там чуть ли не одно лицо… Но тем более разительна разница. Не буду применять в первому фильму затасканное слово «шедевр», но все же… довольно удачная попытка нового и свежего осмысления войны и человека в ней. Второй фильм — добротная сусальная поделка, к тому же, несмотря на «критические» детали, в целом советская. Местами «художественно», но как-то чрезмерно навязчиво. Как будто Фотошоп в динамике:)

+ Забыл написать. Некоторые детали показались в фильме «Поп» довольно сомнительными. Тем более, что одна важная недостоверность там с самого начала — война началась не на День всех святых, а на День русских святых. И там не просто пропустили «русских», потому что о. Александр говорит там какому-то Кирюхе, что он именинник, потому что это и день Кирилла Александрийского. Конечно, в основе фильме какая-то реальная биография, но все как-то не верится, что священника упекли в лагерь, а дети остались сами по себе.

++ Кстати, в первом фильме Западная Беларусь, откуда я родом, а во втором Псково-Печерская Лавра (в конце), которой я многим обязан…

You can leave a response, or trackback from your own site.

67 Responses to “Два фильма о войне”

  1. Хм…

    Есть подозрение, что если в Беларуси запретили, то это не шедевр, а запредельное лайно. Спойлер тоже не способствует рассеиванию таких подозрений — играть в балканщину на кинопленке не всем дано.
    Действительно стоит посмотреть?

    • Re: Хм…

      Мне понравилось не потому, что запретили:) Шедевр -шедевр, но посмотреть стоит — все же выпадает из общего ряда:)
      Просто в Беларуси «Отечественная война» это особо избранный идеологический фетиш. Нельзя отклоняться:) Даже «день независимости» это день освобождения Минска (не Беларуси почему-то).
      Ну и такой рефрен вначале (передаю по памяти)
      «Когда-то, когда белорусы еще не знали, что они белорусы, у них было самое большое государство в Европе….
      Когда белорусы узнали, что они белорусы, их уже считали либо неполноценными русскими, либо недоделанными поляками…
      Тепрь у белорусов снова есть государство, но в нем нет белорусов….»
      Что-то в этом роде…

  2. Хм…

    Есть подозрение, что если в Беларуси запретили, то это не шедевр, а запредельное лайно. Спойлер тоже не способствует рассеиванию таких подозрений — играть в балканщину на кинопленке не всем дано.
    Действительно стоит посмотреть?

  3. Да, «Мистерии» — интересный фильм.

    • а мне Поп понравился. если уйти от наклепов агитации и пропаганды — достойный художественный фильм.И не нужно забывать, что нацелен он на широкую аудиторию. Хватит смотреть уже кал на подобии десятка «Самых лучших фильмов»

  4. Да, «Мистерии» — интересный фильм.

  5. Отец Александр, у меня к Вам вопрос. В фильме «Поп» о. Александр отказывается отпевать растреленных полицаев. С точки зрения священнической разве это можно? И как Вы лично относитесь к этому поступку «попа»?

    • Можно. Даже нужно. В былые времена священник отказывался отпевать покойника, если известно было, что он не вел церковный образ жизни. Даже того факта, что умирающий не причастился перед смертью, было достаточно. Ведь служба погребения ни что иное, как последнее моление церковной общины со своим членом. При том тело усопшего рассматривается как икона. Отпевание представляет собой не столько горестное пение, сколько торжество — наш брат пошел в Царство Небесное. И вполне аргументировано священник напоминает там слова погребального кондака «Со святыми упокой…» Ведь чтоб такое просить у Бога, нужны какие-то большие основания, чем просто факт крещения где-нибудь во младенчестве, не так ли? Сейчас «по умолчанию» не отпевают только самоубийц (хотя на практике все прошения решаются положительно в конце концов). Но, согласитесь, чем самоубийца хуже просто закоренелого грешника, которому начхать и на Бога и на Церковь?
      Считаю, что отказывать в погребении надо бы, но это должна быть общая политика, а не «причуда» отдельного священника. Если б люди четко знали, что отпоют не каждого, то и вообще отношение к Церкви было иным. Может быть что-то поспешили сделать и до кончины…
      Я бы нормально отнесся к такому поступку, если бы он был нелицеприятным. Что-то мне подсказывает, что партизана он бы отпел, пусть даже комсомольца… Была же в свое время спущена из Патриархии директива служить поминальные службы о р. Б. Леониде (Брежневе).
      Многое, кстати, объясняется просто «коммерческими соображениями». Как и в отношении крещения.

      • Все вроде бы так. Но как найти грань. Кого отпевать, кого нет? А если человек ходил к исповеди и прачастию только 3-4 раза в год? Такого отпевать? А если раз в год? Кто будет «решателем»?

        • Есть довольно четкий критерий — явный, вероломный смертный грех. Допустим, убийство. Или четко заявленный отказ от веры или Церкви, что может, в частности, выражаться в отказе от исповеди.

  6. Отец Александр, у меня к Вам вопрос. В фильме «Поп» о. Александр отказывается отпевать растреленных полицаев. С точки зрения священнической разве это можно? И как Вы лично относитесь к этому поступку «попа»?

  7. Re: Хм…

    Мне понравилось не потому, что запретили:) Шедевр -шедевр, но посмотреть стоит — все же выпадает из общего ряда:)
    Просто в Беларуси «Отечественная война» это особо избранный идеологический фетиш. Нельзя отклоняться:) Даже «день независимости» это день освобождения Минска (не Беларуси почему-то).
    Ну и такой рефрен вначале (передаю по памяти)
    «Когда-то, когда белорусы еще не знали, что они белорусы, у них было самое большое государство в Европе….
    Когда белорусы узнали, что они белорусы, их уже считали либо неполноценными русскими, либо недоделанными поляками…
    Тепрь у белорусов снова есть государство, но в нем нет белорусов….»
    Что-то в этом роде…

  8. А я вчера посмотрел Попа — и скорее понравилось. (Хотя там верность загадочной Родине сливается с верностью другого рода и несколько фотошопное — да — православие, крещение, смерти.)

  9. А я вчера посмотрел Попа — и скорее понравилось. (Хотя там верность загадочной Родине сливается с верностью другого рода и несколько фотошопное — да — православие, крещение, смерти.)

  10. Можно. Даже нужно. В былые времена священник отказывался отпевать покойника, если известно было, что он не вел церковный образ жизни. Даже того факта, что умирающий не причастился перед смертью, было достаточно. Ведь служба погребения ни что иное, как последнее моление церковной общины со своим членом. При том тело усопшего рассматривается как икона. Отпевание представляет собой не столько горестное пение, сколько торжество — наш брат пошел в Царство Небесное. И вполне аргументировано священник напоминает там слова погребального кондака «Со святыми упокой…» Ведь чтоб такое просить у Бога, нужны какие-то большие основания, чем просто факт крещения где-нибудь во младенчестве, не так ли? Сейчас «по умолчанию» не отпевают только самоубийц (хотя на практике все прошения решаются положительно в конце концов). Но, согласитесь, чем самоубийца хуже просто закоренелого грешника, которому начхать и на Бога и на Церковь?
    Считаю, что отказывать в погребении надо бы, но это должна быть общая политика, а не «причуда» отдельного священника. Если б люди четко знали, что отпоют не каждого, то и вообще отношение к Церкви было иным. Может быть что-то поспешили сделать и до кончины…
    Я бы нормально отнесся к такому поступку, если бы он был нелицеприятным. Что-то мне подсказывает, что партизана он бы отпел, пусть даже комсомольца… Была же в свое время спущена из Патриархии директива служить поминальные службы о р. Б. Леониде (Брежневе).
    Многое, кстати, объясняется просто «коммерческими соображениями». Как и в отношении крещения.

  11. Все вроде бы так. Но как найти грань. Кого отпевать, кого нет? А если человек ходил к исповеди и прачастию только 3-4 раза в год? Такого отпевать? А если раз в год? Кто будет «решателем»?

  12. Есть довольно четкий критерий — явный, вероломный смертный грех. Допустим, убийство. Или четко заявленный отказ от веры или Церкви, что может, в частности, выражаться в отказе от исповеди.

  13. а мне фильм понравился)
    Касаемо отпевания… фильм же называеться не «столп веры» и не «хочешь быть правильным священником спроси меня как».
    фильм называется поп а у попа есть попадья и у попадьи есть дети.
    и вот ради этих детей ради еще может собственной самоидентификации «я свой»… он и не стал их отпевать.
    свой не в смысле местно-деревенский как раз таки свой как Русский.
    много положительных образов.
    тема любви раскрыта.тема покаяния раскрыта.тема выбора поднята.

    • А я разве что-то говорил против это сцены отказа от отпевания? Првда, я по простоте думал, что это вопрос веры.. ан нет… оказывается, енто «ради самоидентификации». И «ради детей» Эх.. вот ужпритча.. каких только подлостей не творилось в мире «ради детей»…

      • ну ради детей ему скорее надо было бы отпеть полицаев. Требовалось большое кол-во мужества НЕ отпеть их.

        • Да.. там же как раз матушка его и упрекает, что он мог бы не нарываться ради детей)

          • матушка его там много раз упрекает за поступки и за то что согласился сотрудничать и за то что несмотря на свое шаткое положение детишек вокруг собрал и за то что не отпел) но дети выросли)и слава богу)

          • кстати, а не ради ли детей тебе лучше не писать в инете в открытом доступе?

        • возможно но я увидел что и он и матушка глядели немного в даль)у них даже разговор о сим состоялся.

      • Отче я не святар.
        Ваше мнение мне интерсно я его уважаю поэтому и написал)
        вот а назвать подлостью отказ от отпевания предателей имхо несколько некоректно.
        если бы речь шла о русском войне атеисте защищающим свою страну то тон у него возможно было бы мягче.

        • Мы друг друга просто не поняли. О подлости я говорил вообще, а не в этом случае.. просто очень многое в мире оправдывается ссылкой на «ради детей». Что касается этого случая, то я вроде бы уже тут сказал свое мнение:
          http://priestal.livejournal.com/485762.html?thread=6826114#t6826114

        • герой войны будь он верующий или нет — герой!
          в фильме «Поп» очень корректно все показано. Хотиненко как мне кажется понял суть проблемы и показал нам так, как сам понял. Иначе бы не подписался бы под картиной.

  14. а мне фильм понравился)
    Касаемо отпевания… фильм же называеться не «столп веры» и не «хочешь быть правильным священником спроси меня как».
    фильм называется поп а у попа есть попадья и у попадьи есть дети.
    и вот ради этих детей ради еще может собственной самоидентификации «я свой»… он и не стал их отпевать.
    свой не в смысле местно-деревенский как раз таки свой как Русский.
    много положительных образов.
    тема любви раскрыта.тема покаяния раскрыта.тема выбора поднята.

  15. А я разве что-то говорил против это сцены отказа от отпевания? Првда, я по простоте думал, что это вопрос веры.. ан нет… оказывается, енто «ради самоидентификации». И «ради детей» Эх.. вот ужпритча.. каких только подлостей не творилось в мире «ради детей»…

  16. ну ради детей ему скорее надо было бы отпеть полицаев. Требовалось большое кол-во мужества НЕ отпеть их.

  17. Да.. там же как раз матушка его и упрекает, что он мог бы не нарываться ради детей)

  18. Отче я не святар.
    Ваше мнение мне интерсно я его уважаю поэтому и написал)
    вот а назвать подлостью отказ от отпевания предателей имхо несколько некоректно.
    если бы речь шла о русском войне атеисте защищающим свою страну то тон у него возможно было бы мягче.

  19. возможно но я увидел что и он и матушка глядели немного в даль)у них даже разговор о сим состоялся.

  20. матушка его там много раз упрекает за поступки и за то что согласился сотрудничать и за то что несмотря на свое шаткое положение детишек вокруг собрал и за то что не отпел) но дети выросли)и слава богу)

  21. Мы друг друга просто не поняли. О подлости я говорил вообще, а не в этом случае.. просто очень многое в мире оправдывается ссылкой на «ради детей». Что касается этого случая, то я вроде бы уже тут сказал свое мнение:
    http://priestal.livejournal.com/485762.html?thread=6826114#t6826114

  22. Упекали священников не разбирая условий, хоть дети одни, хоть что… Норму надо было выполнить. Это я как работник комиссии по канонизации говорю.

    • Разумеется, я не про условия, о чем Вы… Я про то, что детей оставили, а не отправили в спец-приемники или детские дома.

      • Могу ошибаться, но там в фильме сохранение детей на свободе объясняется просто. Их взяли к себе Ева и ее будущий муж-красноармеец… В этом случае им репрессии не грозили. Кроме того это же не родные дети, а приемные. С ними проще. Какая разница в детский приемник или в другую семью.

  23. Упекали священников не разбирая условий, хоть дети одни, хоть что… Норму надо было выполнить. Это я как работник комиссии по канонизации говорю.

  24. Так это ж не для критически настроенных попов фильм, а для «невоцерковленных» и в большинстве неверующих. Они о «сусальности» православной понятия не имеют.
    А чтоб заиметь, надо жития читать, где младенцы от материнской груди отказываются по средам и пятницам.

    • Как показывает опыт, такие фильмы никому не интересы, кроме критически или не критически настроенных попов и воцерковленных верующих:)

      • а простому люду фильм сей и непонятен вовсе будет.
        хотя нас женой переиговка притчи про единицу и ноль изрядно позабавила)

        • Фильм «Поп» как раз и нацелен на широкую аудиторию. не понятной может быть книга, по которой он снят.Хотиненко сдела все возможное, чтобы проблему показать правдиво и качественно, чтобы люди задумались. у нас на показе все сработало — многие выходили с зала со слезами на глазах.

      • мне очень даже интересен. сейчас как никогда молодежь начала интересоваться историей. Сколько соц. организаций молодежных-то появилось!!
        Фильм «Поп» достойный качественный труд режисера Хотиненко и когорты профессиональных актеров. низкий им поклон за такую деятельность.

  25. Так это ж не для критически настроенных попов фильм, а для «невоцерковленных» и в большинстве неверующих. Они о «сусальности» православной понятия не имеют.
    А чтоб заиметь, надо жития читать, где младенцы от материнской груди отказываются по средам и пятницам.

  26. Разумеется, я не про условия, о чем Вы… Я про то, что детей оставили, а не отправили в спец-приемники или детские дома.

  27. Как показывает опыт, такие фильмы никому не интересы, кроме критически или не критически настроенных попов и воцерковленных верующих:)

  28. а простому люду фильм сей и непонятен вовсе будет.
    хотя нас женой переиговка притчи про единицу и ноль изрядно позабавила)

  29. «Акупацыя. Містэрыі» разрешили к показу в Беларуси

    http://news.tut.by/160606.html

  30. «Акупацыя. Містэрыі» разрешили к показу в Беларуси

    http://news.tut.by/160606.html

  31. а мне Поп понравился. если уйти от наклепов агитации и пропаганды — достойный художественный фильм.И не нужно забывать, что нацелен он на широкую аудиторию. Хватит смотреть уже кал на подобии десятка «Самых лучших фильмов»

  32. мне очень даже интересен. сейчас как никогда молодежь начала интересоваться историей. Сколько соц. организаций молодежных-то появилось!!
    Фильм «Поп» достойный качественный труд режисера Хотиненко и когорты профессиональных актеров. низкий им поклон за такую деятельность.

  33. герой войны будь он верующий или нет — герой!
    в фильме «Поп» очень корректно все показано. Хотиненко как мне кажется понял суть проблемы и показал нам так, как сам понял. Иначе бы не подписался бы под картиной.

  34. Фильм «Поп» как раз и нацелен на широкую аудиторию. не понятной может быть книга, по которой он снят.Хотиненко сдела все возможное, чтобы проблему показать правдиво и качественно, чтобы люди задумались. у нас на показе все сработало — многие выходили с зала со слезами на глазах.

  35. а мне «поп» скорей понравился, даже несмотря на некоторую сусальность и ангажированность. сама тема «двух станов не боец» все же трогает. и маковецкий хорош

  36. а мне «поп» скорей понравился, даже несмотря на некоторую сусальность и ангажированность. сама тема «двух станов не боец» все же трогает. и маковецкий хорош

  37. кстати, а не ради ли детей тебе лучше не писать в инете в открытом доступе?

  38. Містэрыя «Сонкус»

    ДЗень добры, айцец Аляксандр!
    Неяк гаварыў вам пра гэтую містэрыю «Сонкус» (Хаця раней назывался проста «Уладаранне слова», даю адсылку http://www.proza.ru/2009/12/03/1223
    Хацела б пачуць ваша меркаванне.
    Анатоль

  39. Містэрыя «Сонкус»

    ДЗень добры, айцец Аляксандр!
    Неяк гаварыў вам пра гэтую містэрыю «Сонкус» (Хаця раней назывался проста «Уладаранне слова», даю адсылку http://www.proza.ru/2009/12/03/1223
    Хацела б пачуць ваша меркаванне.
    Анатоль

  40. Могу ошибаться, но там в фильме сохранение детей на свободе объясняется просто. Их взяли к себе Ева и ее будущий муж-красноармеец… В этом случае им репрессии не грозили. Кроме того это же не родные дети, а приемные. С ними проще. Какая разница в детский приемник или в другую семью.

  41. судя по описаниям фильм, Мистерия жуткая жуть или драматическая драма, а в Попе, который Вам понравился более, все-таки хоть какие-то проблески хорошего, но есть.

  42. судя по описаниям фильм, Мистерия жуткая жуть или драматическая драма, а в Попе, который Вам понравился более, все-таки хоть какие-то проблески хорошего, но есть.

  43. судя по описаниям фильм, Мистерия жуткая жуть или драматическая драма, а в Попе, который Вам понравился более, все-таки хоть какие-то проблески хорошего, но есть.

  44. Поп мне не нравится. Это откровенно просоветский фильм.

  45. Тееееемма просто офигенски%))))

  46. Тееееемма просто офигенски%))))

Leave a Reply