Геморрой.

Храм в Ратомке

Это совсем под Минском — минчане этот поселок знают. Там есть храм, но священник болеет, и меня попросили пособоровать больную женщину.
Храм довольно внушительный для такого небольшого местечка… И стоит удачно — на взгорке и рядом со станцией. Кто ездит по ветке в Молодечно, не мог его не видеть. И священник, говорят, «сама доброта..» И он же, будучи архитектором, храм и проектировал. Так говорят, по крайней мере… Но в храм ходят не особенно. Почему? Многое объясняют все той же архитектурой — без куполов, острые шатры, почти готика… Из-за этого внешнего облика многие уверены, что храм «баптистский» — не ходят и другим не советуют. Хотя баптисты здесь действительно в относительном изобилии. Правда, с другой сторны железной дороги. Вообщем баптисты и те, кому они привлекательны (молодежь, например) ходят к себе, а другие не ходят ни туда, ни сюда, чтоб не попасть к «баптистам».
И еще. Не видел, но говорят, что много и хороших икон, все очень хорошо обустроено и доведено до ума. . Но… как сказала батюшке одна местная блаженная: «В Ваш храм не ходят, потому что в нем холодно, а холодно потому, что лампадки не горят». Дело в том, что лампадок действительно нет. А есть лампочки, а к ним проводочки. Щелк — и все горит. Но не греет. Хотя потолки и стены, вероятно не закопчены — имено поэтому, скорее всего, так и сделано.
Вдобавок нет колоколов. Резонно говорят, что если б звонили колокола, меньше было бы подозрений в «баптизме».
Все резонно.. Кроме одного. Зачем вообще какой бы то ни было храм, если понимание веры на таком уровне. Ну поставили бы вмнесто шатров «цибульки», ну зажгли б лампадки, ну зазвонили бы колокола.. Да, вполне вероятно, потянулся бы народ активнее. Но зачем? Не самообман ли это — строить храмы с одной целью: эти храмы заполнить. Иногда прямо так и говорят: «Мы построим храм, чтоб в него ходили люди». И как-то мало кто даже улавливает нелепость сказанного.
Что касается архитектуры… Сейчас даже протестанты вернулись к «храмам». То есть некоторым образом выделяющиеся на общем фоне строительные объекты. Но сейчас-то как раз храмы нужны меньше всего. Если раньше величественный храм был необходимой деталью, символизирующей средневековую цельность бытия (в центре, выше всех зданий, несущий своим обликом определенный образ), то теперь этой цельности нет. В этой ситуации выделение определенного здания, так называемого «храма» для «религии», полное торжество секулярной расчлененности жизни. И даже порой издевательски «подчеркивает» торжество «мира» над «церковью» — взяли, например, и построили рядом небоскреб, бизнес-центр и т. п. И смято все величие храма. Смотрится он, конечно, миленько.. Как украшающая, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деталь жизни…
Сейчас, как мне кажется , особенно важно актуализировать «неслиянность и нераздельность» Бога (то есть Церкви) с миром. Это было важно всегда, но сейчас в условиях расчленения это уже вопрос жизни и смерти. И единственное место, где сейчас можно спасти «неслиянность» с миром — это сердце. А «нераздельность» — восприятием мира как храма, жизнью в мире как храме, жизнью как служению. Храм локализирует церковь, становится символом расчленения и секуляризма. Поэтому храму как особому зданию лучше исчезнуть. Пусть место собрания христиан ничем не выделяется… Пусть его главным украшением станут сами христиане.

You can leave a response, or trackback from your own site.

82 Responses to “Храм в Ратомке”

  1. hgr:

    храм все-таки является средством проповеди (правда, только в городе, т.к. в деревне все и так друг друга знают). по-моему, это важно. но, если не абсолютизировать, а принять за генеральную линию, то я с Вами согласен.
    ИПЦ поневоле пошла по этому пути, и это правильно. оптимальное количество храмов для ИПЦ — это 1 на миллион населения. (может, не так, но это я как порядок соотношения).
    но если при этом не будет рядом в изобилии храмов МП, то эти немногие храмы ИПЦ затопчут.

    • А Вы ысе со своей любимой темой — МП как фон для ИПЦ. Даже создается впечатление, что без МП вы просто никак. Никогда не слышал, чтоб, допустим, святые отцы говорили о необходимости еретиков как фона для кафолической церкви… И переживали, что их затопчут..
      А почему вас затопчут? Потому что никто не поймет, что вы И. Нечто такое знакомое с икоками, лампадками.. И свечки продают — что еще нужно православному человеку? И по этим критериям вас не просто затопчут, а сметут. А на Ваше место поставят разбитного хохла, который тут же найдет у вас там под спудом мощи (может даже и Ваши) и устроит хорошее выгодное шоу.. с продажей сувениров.. Всем будет хорошо.. И храм заблистает новым золотом)

      • hgr:

        да, нам без МП сейчас никак, и именно по той причине, о которой Вы написали.

        в христианскую эпоху это всё не было актуально (там работала внутренняя диверсификация очень большой и сложно устроенной церковной структуры, для которой теперь никаких кадров нам не хватит), а в дохристианскую роль МП исполняли народные языческие культы. с ними у христиан были разнообразные сложные отношения. их ликвидация в государственном масштабе приводила к жесточайшим церковным кризисам, но тогда хотя бы нашли решение (благодаря институту монашества).

        • Не совсем уловил, что Вы называете дохристианской эпохой.

        • Понятно.. А я, например, для Вас что-то вроде трошки цивилизованного шамана, с которым «еще можно говорить»:)
          Только вот мне казалось, что христианские писатели в ту эпооху как-то не особо опять же занимались обсасыванием деталей внутришаманской жизни, как это делаете Вы со своими «комментариями дня».

          • hgr:

            Вы не шаман. Вы верующий человек, но несколько ошибшийся дверью.

          • Я бы согласился со вторым, если было бы верным первое:)

          • hgr:

            всё же Вы именно не шаман, хотя, возможно, хотите быть шаманом. но у Вас не получится.

          • Я о двух частях второго предложения:)
            А шаманом быть не хочу. Я даже предпочитаю название «пресвитер», а не «священник». Хотя тут же встает вопрос — а для кого я пресвитер?

          • hgr:

            )))
            все-таки Вы верующий человек. это вроде как клеймо. такого никуда не примут, если только не создать свою собственную банду.

      • Классно: на ваше место поставят разбитного хохла! Прямо пересказ протопопа Аввакума!

  2. hgr:

    храм все-таки является средством проповеди (правда, только в городе, т.к. в деревне все и так друг друга знают). по-моему, это важно. но, если не абсолютизировать, а принять за генеральную линию, то я с Вами согласен.
    ИПЦ поневоле пошла по этому пути, и это правильно. оптимальное количество храмов для ИПЦ — это 1 на миллион населения. (может, не так, но это я как порядок соотношения).
    но если при этом не будет рядом в изобилии храмов МП, то эти немногие храмы ИПЦ затопчут.

  3. ///Как украшающая, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деталь жизни… ///
    Или как ОАЗИС в пустыне :))) это как посмотреть 😉

    • ОАЗИС это и есть секулярность и расчленность. Там живем, а там отдыхаем, «отходим душой!.Церковь это не оазис, это ВОДОПРОВОД.

  4. ///Как украшающая, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деталь жизни… ///
    Или как ОАЗИС в пустыне :))) это как посмотреть 😉

  5. ОАЗИС это и есть секулярность и расчленность. Там живем, а там отдыхаем, «отходим душой!.Церковь это не оазис, это ВОДОПРОВОД.

  6. Добра сказалі. Дзякуй!

  7. Добра сказалі. Дзякуй!

  8. Храмы нужны не величественные и огромные,их достаточно — лучше вряд уже
    можно построить,а маленькие уютные,но настоящие по приходам,чтобы в
    церковь пешком ходить,вот и будут создаваться церковные общины,где
    действительно все друг друга знают,как одна большая семья.У нас же
    есть хороший учебник «Деяния апостолов».

  9. Храмы нужны не величественные и огромные,их достаточно — лучше вряд уже
    можно построить,а маленькие уютные,но настоящие по приходам,чтобы в
    церковь пешком ходить,вот и будут создаваться церковные общины,где
    действительно все друг друга знают,как одна большая семья.У нас же
    есть хороший учебник «Деяния апостолов».

  10. А Вы ысе со своей любимой темой — МП как фон для ИПЦ. Даже создается впечатление, что без МП вы просто никак. Никогда не слышал, чтоб, допустим, святые отцы говорили о необходимости еретиков как фона для кафолической церкви… И переживали, что их затопчут..
    А почему вас затопчут? Потому что никто не поймет, что вы И. Нечто такое знакомое с икоками, лампадками.. И свечки продают — что еще нужно православному человеку? И по этим критериям вас не просто затопчут, а сметут. А на Ваше место поставят разбитного хохла, который тут же найдет у вас там под спудом мощи (может даже и Ваши) и устроит хорошее выгодное шоу.. с продажей сувениров.. Всем будет хорошо.. И храм заблистает новым золотом)

  11. Слишком сложный полет мысли, мне не удалось понять.
    Пойду лучше спать :))

  12. наконт секулярнасці — вельмі дакладна.

  13. наконт секулярнасці — вельмі дакладна.

  14. hgr:

    да, нам без МП сейчас никак, и именно по той причине, о которой Вы написали.

    в христианскую эпоху это всё не было актуально (там работала внутренняя диверсификация очень большой и сложно устроенной церковной структуры, для которой теперь никаких кадров нам не хватит), а в дохристианскую роль МП исполняли народные языческие культы. с ними у христиан были разнообразные сложные отношения. их ликвидация в государственном масштабе приводила к жесточайшим церковным кризисам, но тогда хотя бы нашли решение (благодаря институту монашества).

  15. ну гэта яшчэ шмеман пісаў

  16. Крамольные вещи говорите, отче, но верные.

  17. Крамольные вещи говорите, отче, но верные.

  18. почему же крамольные?

  19. Потому что не совпадают с «генеральной линией». Хотя, ничего плохого я в этом не вижу — главное, чтобы совпадали с Евангелием.

  20. Аминь, батюшка!!!

  21. Аминь, батюшка!!!

  22. Классно: на ваше место поставят разбитного хохла! Прямо пересказ протопопа Аввакума!

  23. Соглашусь, что храм и своим видом и иконами, колоколами, лампдами — проповедует Царствие Небесное. Он нужен в первую очередь для этого. Как оболочка для орешков-христиан, без которых он пуст и ненужен.

  24. Соглашусь, что храм и своим видом и иконами, колоколами, лампдами — проповедует Царствие Небесное. Он нужен в первую очередь для этого. Как оболочка для орешков-христиан, без которых он пуст и ненужен.

  25. А мне думается, что именно сейчас настало время именно «отдельности». Хочется уйти «в народ», но, теперь идти туда, это во многом опрощаться до народа, которому вовсе не нужны ни маковки, ни свечечки, а нужно ему что бы по проще, да подоходчивей, что и проявляют все эти протестанские миссионеры, которые с цитатниками наперевес штурмуют наши палестины.

    Кстати, то, что есть еще некоторые, которым нужно храмовое благолепие, это хороший признак, это значит, что взрощенное верой эстетическое духовное чувство еще не окончательно загнулось.

    • Вы не уловили. Я не зову идти в народ. Напротив — я предлагаю не мозолить ему глаза. Проповедь же в праведности и красоте жизни — вот Вам и духовное эстетическое чувство. Это же, что сейчас, никакое не духовное. Просто «радует глаз».

      • А как отличить одно от другого? — Пути Господни неисповедимы. Как некогда послы Владимировы были покорены красотой храмового служения в Византии, так и теперь многие приходят в Церковь именно за этим же. Что в этом плохого?

        Если люди тянутся не к красоте «сникерса», а к красоте храма?

      • Я если праведности и красоты в настоящий момент недостаток. Что делать «бедному крестьянину (Хрестьянину)» Лампдку зажечь, подсвечник почистить… покаяться.

  26. А мне думается, что именно сейчас настало время именно «отдельности». Хочется уйти «в народ», но, теперь идти туда, это во многом опрощаться до народа, которому вовсе не нужны ни маковки, ни свечечки, а нужно ему что бы по проще, да подоходчивей, что и проявляют все эти протестанские миссионеры, которые с цитатниками наперевес штурмуют наши палестины.

    Кстати, то, что есть еще некоторые, которым нужно храмовое благолепие, это хороший признак, это значит, что взрощенное верой эстетическое духовное чувство еще не окончательно загнулось.

  27. Согласен с Вами, отче. Не хотят понимания люди, увы. В моем родном городе тоже построили храм (который также вызвал и вызывает злословия из-за «неправославности» архитектурного облика), а прямо напротив возводят трц, ужасная насмешка.

  28. Согласен с Вами, отче. Не хотят понимания люди, увы. В моем родном городе тоже построили храм (который также вызвал и вызывает злословия из-за «неправославности» архитектурного облика), а прямо напротив возводят трц, ужасная насмешка.

  29. Не совсем уловил, что Вы называете дохристианской эпохой.

  30. Вы не уловили. Я не зову идти в народ. Напротив — я предлагаю не мозолить ему глаза. Проповедь же в праведности и красоте жизни — вот Вам и духовное эстетическое чувство. Это же, что сейчас, никакое не духовное. Просто «радует глаз».

  31. А как отличить одно от другого? — Пути Господни неисповедимы. Как некогда послы Владимировы были покорены красотой храмового служения в Византии, так и теперь многие приходят в Церковь именно за этим же. Что в этом плохого?

    Если люди тянутся не к красоте «сникерса», а к красоте храма?

  32. так в том то и дело, что не тянутся :-)

  33. Тянутся, тянутся. Не все, но тянутся.

  34. Лучше б они съели свой сникерс, а то почему-то храм за сникерс принимают.

  35. hgr:

    очепятка! ))
    доконстантиновскую эпоху!

  36. Мне кажется без внешнего можно, если с внутренним все в порядке.
    А пока христиан на приходе можно пересчитать по пальцам одной руки, и «живая» лампадка, и резной иконостас, все нужно.
    Храм все равно не сникерс, если в нем служба идет.

    У Св. Сервфима Саровского в келии свечи горели тоже, «чтобы народ потянулся»?

    • Я жэ не против, чтоб «потянулся». Но, думаю, народ все же если и тянулся, то к Серафиму Саровскому, а не к свечам, которых вокруг хватало в избытке. Да и вообще — что там могло гореть, кроме свечей? Не электрические же лампочки)

      • В одном горном монастыре на Кипре (Махерас?)в храме нет электрического освещение — огромное, по диаметру купола паникадило и все. Так вот красота там, конечно не от этого, а от того как праведно и красиво монахи молятся, но все равно не «почуствовать разницу» невозможно.

  37. Мне кажется без внешнего можно, если с внутренним все в порядке.
    А пока христиан на приходе можно пересчитать по пальцам одной руки, и «живая» лампадка, и резной иконостас, все нужно.
    Храм все равно не сникерс, если в нем служба идет.

    У Св. Сервфима Саровского в келии свечи горели тоже, «чтобы народ потянулся»?

  38. Понятно.. А я, например, для Вас что-то вроде трошки цивилизованного шамана, с которым «еще можно говорить»:)
    Только вот мне казалось, что христианские писатели в ту эпооху как-то не особо опять же занимались обсасыванием деталей внутришаманской жизни, как это делаете Вы со своими «комментариями дня».

  39. Я жэ не против, чтоб «потянулся». Но, думаю, народ все же если и тянулся, то к Серафиму Саровскому, а не к свечам, которых вокруг хватало в избытке. Да и вообще — что там могло гореть, кроме свечей? Не электрические же лампочки)

  40. hgr:

    Вы не шаман. Вы верующий человек, но несколько ошибшийся дверью.

  41. Я бы согласился со вторым, если было бы верным первое:)

  42. hgr:

    всё же Вы именно не шаман, хотя, возможно, хотите быть шаманом. но у Вас не получится.

  43. Я о двух частях второго предложения:)
    А шаманом быть не хочу. Я даже предпочитаю название «пресвитер», а не «священник». Хотя тут же встает вопрос — а для кого я пресвитер?

  44. hgr:

    )))
    все-таки Вы верующий человек. это вроде как клеймо. такого никуда не примут, если только не создать свою собственную банду.

  45. Сначла прочитал и хотел написать: «Аминь». Да и сейчас соглашусь в общем, с тем, что написано.
    Но, когда перечитал, задело следующее: «А «нераздельность» — восприятием мира как храма, жизнью в мире как храме». Все же храм Бога в НЗ это верующие, это община, а не весь мир. Да, Он пристустсвует везде, но не везде Его дом, потому что не все Его принимают.
    Поэтому есть место и для инаковости церкви, в том числе и для здания.

  46. Сначла прочитал и хотел написать: «Аминь». Да и сейчас соглашусь в общем, с тем, что написано.
    Но, когда перечитал, задело следующее: «А «нераздельность» — восприятием мира как храма, жизнью в мире как храме». Все же храм Бога в НЗ это верующие, это община, а не весь мир. Да, Он пристустсвует везде, но не везде Его дом, потому что не все Его принимают.
    Поэтому есть место и для инаковости церкви, в том числе и для здания.

  47. Я если праведности и красоты в настоящий момент недостаток. Что делать «бедному крестьянину (Хрестьянину)» Лампдку зажечь, подсвечник почистить… покаяться.

  48. В одном горном монастыре на Кипре (Махерас?)в храме нет электрического освещение — огромное, по диаметру купола паникадило и все. Так вот красота там, конечно не от этого, а от того как праведно и красиво монахи молятся, но все равно не «почуствовать разницу» невозможно.

  49. И даже порой издевательски «подчеркивает» торжество «мира» над «церковью» — взяли, например, и построили рядом небоскреб, бизнес-центр и т. п. И смято все величие храма. Смотрится он, конечно, миленько.. Как украшающая, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деталь жизни…

    Это вы конечно на Собор Петра и Павла на Немиге намекаете?
    Да, зажали храм, правда ваша. Обложили даже можно сказать.

  50. И даже порой издевательски «подчеркивает» торжество «мира» над «церковью» — взяли, например, и построили рядом небоскреб, бизнес-центр и т. п. И смято все величие храма. Смотрится он, конечно, миленько.. Как украшающая, но НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ деталь жизни…

    Это вы конечно на Собор Петра и Павла на Немиге намекаете?
    Да, зажали храм, правда ваша. Обложили даже можно сказать.

  51. Готично!
    (как пишут в ЖЖ)
    :-)

Leave a Reply to priestal