Геморрой.

Мастер-класс по гомилетике

У нас настоятель — большой проповедник, в этом он достиг совершенства. И с высоты своих достижений то и дело распекает нас, нерадивых своих подчиненных: «Отцы! Нужно проповедовать, проповедь — неотъемлемая часть богослужения. Можно по житиям святых, можно по евангельскому чтению. Слава Богу, есть у кого учиться. Например, по Евангелию проповедовать можно поучиться у меня».
Но поскольку я, как правило, в воскресенье занят на ранней Литургии, а оставаться только ради того, чтоб поучиться у настоятеля искусству гомилетики мне как-то лень, то отеческому совету сему последовать не спешил. А как видно, зря… Можно только предполагать, сколько шедевров было пропущено… Стоит только случайно остаться — и просто незабываемые впечатления.
Вот, например, несколько недель назад остался на поздней Литургии вместе с гостившими у нас друзьями из Франции. Как видно, присутствие иностранцев побудило отца Настоятеля к особенной мобилизации своих проповеднических талантов. И, надо сказать, эффект был достигнут — такого французы, по собственному их признанию, не слышали никогда.
И что особенно меня лично потрясает в искусстве проповеди нашего отца, так это неожиданность в повороте сюжета. Ты уже расслабился, уверен в стандартном продолжении и не раз слышанных выводах, но нет — вдруг тебе такой вираж, что только диву даешься. Вот как, например, можно было от темы неблагодарности гадаринских жителей, после гибели своих свиней попросивших Спасителя отойти от их пределов, ловко перейти к рассуждениям о том, что плач ребенка перед причастием — это верный признак беснования? И все почему? Да потому, что мы играем в карты, а самое страшное при этом — это ударять картой о стол, ибо тем самым мы соучаствуем в пригвождении Спасителя. Собственно говоря, к этому важнейшему выводу и шла вся проповедь по евангельскому чтению о гадаринском бесноватом…
Надо сказать, что разоблачительный пафос, да еще усиленный неожиданностью сюжетного поворота — это вообще конек нашего проповедника. Сила воздействия иного разоблачения такова, что некоторых прошибает до слез и негодований в интернете, а число прихожан как-то заметно редеет…
Вот сегодня я случайно снова стал свидетелем разоблачительного шедевра. Уже без всякого расчета на иностранцев, чисто внутренний продукт, но не менее, если не более, блестящий.
Итак, опять по Евангелию. О согбенной женщине. О лицемерии фарисеев. О том, что и мы лицемеры… Ничего необычного.. И вдруг… Достает какую-то… анонимку. Некий вражеский элемент, оказывается, послал ее в епархию, а оттуда уже она вернулась с резолюцией митрополита «к сведению о. настоятеля». Надо сказать, в анонимке такая очевидная чушь, что я бы, например, только порадовался — гораздо хуже, когда пишут что-то правдоподобное. Но, как видно, о. настоятель со мной бы категорически не согласился. Пафос его достиг таких высот, что трудно было бы и поверить, если б не слышать своими ушами…
Выглядело это примерно так:

Братья и сестры! Вы знаете, что человека можно узнать по лицу… Вот священник выходит проповедовать, а по лицу его видно — верующий он или нет. И по моему лицу вы видите, что я человек верующий… И вот такая анонимка…. Я призываю эту женщину (а такое написать могла только женщина) к покаянию. Признаться и покаяться по-хорошему… Потому что… Знаете, есть такая организация КГБ, по связи с общественностью(!).. И мы с этой организацией тесно сотрудничаем (!!)… Так вот, подошла тут ко мне целая бригада из КГБ, говорят: нет, о. И., это нельзя так просто спускать, нужно действовать жестко… Да еще вагончик вам подожгли… (на самом деле вдруг обнаружилось, что стенка одного из вагончиков на стройке слегка обожжена) Снимем с письма отпечатки пальцев, заведем уголовное дело…» Но я сказал — нет, подождем еще два дня… Так что пока время есть, можно еще покаяться.. А иначе — сами понимаете…

Жаль вот, не могу припомнить, каким же образом от всего этого удалось перейти к проблеме искусственного оплодотворения. Мол, принимают у нас закон об ЭКО, и закон этот разрешает оплодотворение в пробирке. И еще понятно, когда искусственное оплодотворение в самом организме, но в пробирке… Дальше цитирую: «Непонятно, как туда в пробирку душа проникает». Вот, оказывается, в чем проблема.
Короче, я под впечатлением. Буду с нетерпением ждать очередного мастер-класса:)

UPD
Справедливости ради — на самом деле на приходе достаточно свободная атмосфера, никакого кагэбизма не чувствуется, проводятся любые мероприятия, встречи, беседы, и за почти уже три года моего служения не было ни в чем отказа или запрета, все гораздо свободнее, чем даже на моем бывшем более «духовном» приходе. Просто настоятель — бывший военный, и этим все сказано:)

You can leave a response, or trackback from your own site.

98 Responses to “Мастер-класс по гомилетике”

  1. нет, ну прямо не верится, что все действительно так как Вы описываете!
    не в том смысле, что сомневаюсь в Ваших словах — ничуть, просто это какой-то гротеск, кич, чернуха — нет даже слов, чтобы описать!

    как страшно жить
    вот придут какие-нибудь новообращенные в храм
    и от такой проповеди вполне могут в последний раз зайти

    хотя я наверное я сгущаю краски
    большинство народа особо не вслушивается в проповеди и в расслаблении ожидает причастия
    или домой ушли после отче наш

  2. нет, ну прямо не верится, что все действительно так как Вы описываете!
    не в том смысле, что сомневаюсь в Ваших словах — ничуть, просто это какой-то гротеск, кич, чернуха — нет даже слов, чтобы описать!

    как страшно жить
    вот придут какие-нибудь новообращенные в храм
    и от такой проповеди вполне могут в последний раз зайти

    хотя я наверное я сгущаю краски
    большинство народа особо не вслушивается в проповеди и в расслаблении ожидает причастия
    или домой ушли после отче наш

  3. он упоротый, что ли? «как ты так без литра можешь?!»

  4. он упоротый, что ли? «как ты так без литра можешь?!»

  5. держите нас в курсе событий

  6. держите нас в курсе событий

  7. Ай да молодец :о)))))))),только уж наверно не КГБ ,а ФСБ или ?
    на проповеди ,точно,народ не уснёт :о))))

  8. Ай да молодец :о)))))))),только уж наверно не КГБ ,а ФСБ или ?
    на проповеди ,точно,народ не уснёт :о))))

  9. С нетерпением ждём новых шедевров.

  10. С нетерпением ждём новых шедевров.

  11. Ндаа. Я тоже проповеди стараюсь манкировать, чтобы не разочаровываться и не терять настроя.

  12. Ндаа. Я тоже проповеди стараюсь манкировать, чтобы не разочаровываться и не терять настроя.

  13. Ой, бля. Извините, вырвалось.

  14. Ой, бля. Извините, вырвалось.

  15. Шедеврально! )))))

  16. Шедеврально! )))))

  17. …Сочувствую. Каждый достигает пределов своей [не]компетентности,увы. :( .Религиозный маразм, к сожалению, явление вне конфессий.

  18. …Сочувствую. Каждый достигает пределов своей [не]компетентности,увы. :( .Религиозный маразм, к сожалению, явление вне конфессий.

  19. Я же в Беларуси живу. У нас КГБ.

  20. Спачуваю Вам и нам таксама

  21. Спачуваю Вам и нам таксама

  22. тараканы аплодируют стоя!

  23. тараканы аплодируют стоя!

  24. :))
    Епископ Серафим (Зализницкий)осевший в Москве, в одной из проповедей начал с праздника, перешел к воспитанию детей, потом к кражам людей на органы (подробно освятив эту проблему с детализацией какие именно органы бывают нужны), потом к жизни Пресвятой Богородицы, и закончил разъяснением как надо поститься.
    Поскольку проповедь имеет место после Евангелия, приход поредел за время его прибывания.( Мамочки перестали «попадать» с младенцами в нужное время и замучились ждать причастия.
    О.Дмитрий Смирнов однажды поразил нас тем, что начал с объяснения сиысла родительской субботы, прешел к большевикам и анафеме, потом к выносу Тела из мавзолея и закончил смыслом христианской жизни. А на выносе плащаницы в Страстную пятницу долго объяснял про вытаптывание газонов детьми, леность в чтении правила, вред абортов и как-то вырулил к Воскресению Христову.
    Это имхо стиль проповедей такой особый есть: «про фсё».))

    • А вот у нас митрополит при случаю любит повторять: «Избегайте многотемья!»

      • Это вот мало кому удается. А уж остановиться…
        Сын любит цитировать свой семинарский учебник по риторике А.А.Волкова: » Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко. Публичное звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно.»)))

        • В свое время я даже будильник заводил:) На 5 минут. С расчета на то, что после срабатывания еще осталось время закруглиться. Считаю идеальным — не превышать 7 минут, в крайнем случае — до 10-ти.

          • Да, 7 минут это классно! Я вот после 5 мин. слушания проповеди нечеловеческим усилием удерживаю себя от выхода в астрал. Если, конечно, проповедник не зацепил. Ели зацепил со знаком + то минут 15 можно продержаться. А если со знаком — то можно париться слушая его мин.25. После 27-ой минуты — состояние аффекта)))

  25. :))
    Епископ Серафим (Зализницкий)осевший в Москве, в одной из проповедей начал с праздника, перешел к воспитанию детей, потом к кражам людей на органы (подробно освятив эту проблему с детализацией какие именно органы бывают нужны), потом к жизни Пресвятой Богородицы, и закончил разъяснением как надо поститься.
    Поскольку проповедь имеет место после Евангелия, приход поредел за время его прибывания.( Мамочки перестали «попадать» с младенцами в нужное время и замучились ждать причастия.
    О.Дмитрий Смирнов однажды поразил нас тем, что начал с объяснения сиысла родительской субботы, прешел к большевикам и анафеме, потом к выносу Тела из мавзолея и закончил смыслом христианской жизни. А на выносе плащаницы в Страстную пятницу долго объяснял про вытаптывание газонов детьми, леность в чтении правила, вред абортов и как-то вырулил к Воскресению Христову.
    Это имхо стиль проповедей такой особый есть: «про фсё».))

  26. А вот у нас митрополит при случаю любит повторять: «Избегайте многотемья!»

  27. Валяюсь под столом)))

  28. Валяюсь под столом)))

  29. Может это покаяние в такой форме? Сотрудничаю с КГБ, но не знаю как вам об этом признаться?

  30. Может это покаяние в такой форме? Сотрудничаю с КГБ, но не знаю как вам об этом признаться?

  31. Да ведь прикол в том, что вряд ли он сотрудничает. Какие вообще могут быть бригады? Заходил однажды кагэбист, несколько озираясь, и то на меня напоролся:)
    Просто он решил, что так круче и убедительнее:)

  32. Слава Богу, у нас в деревне батюшка любую тему выводит на : старушки, не смотрите сериалов, займитесь лучше внуками.

  33. Слава Богу, у нас в деревне батюшка любую тему выводит на : старушки, не смотрите сериалов, займитесь лучше внуками.

  34. Это вот мало кому удается. А уж остановиться…
    Сын любит цитировать свой семинарский учебник по риторике А.А.Волкова: » Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко. Публичное звучащее слово насильно воздействует на организм слушателя, и предел этому насилию должен быть положен своевременно.»)))

  35. Вы думаете, его кто-то заставлял? У нас вообще никто ничего не заставляет. И многие «руководящие указания» патриарха не только не исполняются, но просто не доходят. Вот единственное, что заставили, ввести в штат те самые три единицы — назначили на них и так уже работающих: педагогом стала директор воскресной школы, соцработником — старшая сестра сестричества, по молодежи — один из батюшек, работающий с молодежью.
    У ас был в епархии момент, когда занялись уровнем проповеди, но это было еще в 90-х по инициативе тогдашнего секретаря. Даже по очереди вызывали из провинции батюшек для проповеди на митрополичьей службе. Вспоминаю, чего им это стоило:) И бледнели, и краснели, и тряслись, и потели:) Хотя ведь никаких последствий — митрополит у нас весьма снисходителен, невозможного не требует. Наверное, страшно само по себе — прямо перед митрополитом говорить, поскольку было это на воскресном полиелее. Я был тогда клириком собора, митрополитом меня не удивишь, и то волновался. До сих пор помню — о встрече по дороге в Еммаус. Представляю, каково было батюшкам из деревни. Но вообще говоря, это было небесполезным. Сам факт, что хоть на миг из рутины вырвали.

  36. Вы думаете, его кто-то заставлял? У нас вообще никто ничего не заставляет. И многие «руководящие указания» патриарха не только не исполняются, но просто не доходят. Вот единственное, что заставили, ввести в штат те самые три единицы — назначили на них и так уже работающих: педагогом стала директор воскресной школы, соцработником — старшая сестра сестричества, по молодежи — один из батюшек, работающий с молодежью.
    У ас был в епархии момент, когда занялись уровнем проповеди, но это было еще в 90-х по инициативе тогдашнего секретаря. Даже по очереди вызывали из провинции батюшек для проповеди на митрополичьей службе. Вспоминаю, чего им это стоило:) И бледнели, и краснели, и тряслись, и потели:) Хотя ведь никаких последствий — митрополит у нас весьма снисходителен, невозможного не требует. Наверное, страшно само по себе — прямо перед митрополитом говорить, поскольку было это на воскресном полиелее. Я был тогда клириком собора, митрополитом меня не удивишь, и то волновался. До сих пор помню — о встрече по дороге в Еммаус. Представляю, каково было батюшкам из деревни. Но вообще говоря, это было небесполезным. Сам факт, что хоть на миг из рутины вырвали.

  37. В свое время я даже будильник заводил:) На 5 минут. С расчета на то, что после срабатывания еще осталось время закруглиться. Считаю идеальным — не превышать 7 минут, в крайнем случае — до 10-ти.

  38. Да, помню эту историю :)

  39. О. Александр, коли уж начали говорить о «проповедниках», то совсем недавно в нашем приходе таковой действительно появился, о. Георгий. Очень просто говорит и очень даже по делу, и нестандартно, и приход его слушает с раскрытым ртом, и мне нравится.
    Так что останьтесь специально послушать. Да и голосом его Бог не обидел, и службу служит — заслушаешься.
    Церковный сторож прихода.

    • Не лучше ли просто уйти? Насовсем.

      • А чего это вы так? Разве просто так священнику оставить сан?

        • На пенсию все уходят.

          • А я думал, что батюшки служат до последнего:)))
            или вам в нашем приходе стало неуютно?

          • Да собственно на приходе еще терпимо… В общем и целом нетерпимо… А батюшка ведь может и на пенсии служить. Есть желание — пришел, послужил, не обязательно для этого в штате состоять. Если же ты о том, что батюшки с должности не хотят уходить, то это в большом мере из-за перспективы крайне низкой пенсии: зарплату основную получают в конвертах, и, соответственно, пенсия получается по минимуму. Вот и держатся, пока не выгонят:)

          • У вас же должно, как мне кажется, і обычного стажа хватать на пенсію?

          • Речь не обо мне. Я объясняю почему вообще держаться до последнего. Я-то как раз не собираюсь держаться:)

    • от этого нового проповедника некоторых воротит. Театральность далеко не всех вдохновляет на духовную жизнь.

      • Ха, Аня, вы еще его мало знаете, этого проповедника))) я с ним 5 лет вместе прослужил))) так что сочувствую вам…

        • Это как я тебе сочувствую столько лет бок о бок. Такое, нааерное, сейчас у тебя облегчение. А нам в принципе его присутствие так сяк, ибо он просто один из…

        • Ага. Но ты ж видишь — людям нравится. И, кстати, тут ему бывшие его прихожане с вашего прихода ему облачение красивенькое подарили:) Я уверен — мне никто не подарит:) Может мы чего-то не понимаем? У нас с ними может разные религии?:)

        • наверное, ты сейчас счастлив в своем служении. Нашему приходу, к счастью, он сильно не повредит, ибо только один из…и не самый главный.

  40. О. Александр, коли уж начали говорить о «проповедниках», то совсем недавно в нашем приходе таковой действительно появился, о. Георгий. Очень просто говорит и очень даже по делу, и нестандартно, и приход его слушает с раскрытым ртом, и мне нравится.
    Так что останьтесь специально послушать. Да и голосом его Бог не обидел, и службу служит — заслушаешься.
    Церковный сторож прихода.

  41. А на бывшем Вашем «духовном» приходе проповедь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы была размером в одну мысль, о необходимости украшать храм, т.к. на это прямо указывают ЕЁ нарядные, дорогие одежды. Предполагалось, наверное, что смысл праздника итак всем понятен, и на службе никто не спал.))

    • Неужели отец Виктор??

      • У него почти все проповеди сводятся к этому, я всё понимаю, но ни когда по Это без проповеди)))

        • У него раньше были прекрасные проповеди! По крайней мере, намного содержательнее и выдержанные в теме, чем у о. Василия. Что же это происходит?

          • На самом деле, нормальные проповеди! Коротко и по существу. Просто на праздник хотелось услышать нечто более «возвышенное». А о.Василий тоже «исправляется»

          • мне больше всего нравятся проповеди о.Дионисия

          • Ну он после меня пришел, не сильно наслышан его проповедями:)

    • А я тут у нас тока и повторяю «А вот у нас в Крупцах..» Уже некоторые считают, что Крупцы что-то вроде Афона:)

  42. А на бывшем Вашем «духовном» приходе проповедь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы была размером в одну мысль, о необходимости украшать храм, т.к. на это прямо указывают ЕЁ нарядные, дорогие одежды. Предполагалось, наверное, что смысл праздника итак всем понятен, и на службе никто не спал.))

  43. Неужели отец Виктор??

  44. Не лучше ли просто уйти? Насовсем.

  45. А чего это вы так? Разве просто так священнику оставить сан?

  46. У него почти все проповеди сводятся к этому, я всё понимаю, но ни когда по Это без проповеди)))

  47. На пенсию все уходят.

  48. Обнять и плакать. Это ж надо целовать Евангелие и так извращать Его

  49. Обнять и плакать. Это ж надо целовать Евангелие и так извращать Его

  50. У него раньше были прекрасные проповеди! По крайней мере, намного содержательнее и выдержанные в теме, чем у о. Василия. Что же это происходит?

  51. А я тут у нас тока и повторяю «А вот у нас в Крупцах..» Уже некоторые считают, что Крупцы что-то вроде Афона:)

  52. На самом деле, нормальные проповеди! Коротко и по существу. Просто на праздник хотелось услышать нечто более «возвышенное». А о.Василий тоже «исправляется»

  53. мне больше всего нравятся проповеди о.Дионисия

  54. Да, 7 минут это классно! Я вот после 5 мин. слушания проповеди нечеловеческим усилием удерживаю себя от выхода в астрал. Если, конечно, проповедник не зацепил. Ели зацепил со знаком + то минут 15 можно продержаться. А если со знаком — то можно париться слушая его мин.25. После 27-ой минуты — состояние аффекта)))

  55. Кстати, когда священник строит проповедь на обширных цитатах из предшествующих отцов Церкви — это вполне прекрасно воспринимается. И можно ничего своего не придумывать, если нет особой необходимости.

  56. Кстати, когда священник строит проповедь на обширных цитатах из предшествующих отцов Церкви — это вполне прекрасно воспринимается. И можно ничего своего не придумывать, если нет особой необходимости.

  57. Ну он после меня пришел, не сильно наслышан его проповедями:)

  58. А я думал, что батюшки служат до последнего:)))
    или вам в нашем приходе стало неуютно?

  59. Да собственно на приходе еще терпимо… В общем и целом нетерпимо… А батюшка ведь может и на пенсии служить. Есть желание — пришел, послужил, не обязательно для этого в штате состоять. Если же ты о том, что батюшки с должности не хотят уходить, то это в большом мере из-за перспективы крайне низкой пенсии: зарплату основную получают в конвертах, и, соответственно, пенсия получается по минимуму. Вот и держатся, пока не выгонят:)

  60. У вас же должно, как мне кажется, і обычного стажа хватать на пенсію?

  61. О!!!). Я помню еще те времена, когда теперешний сухаревский настоятель отжигал глаголом, будучи иереем во «Всех скорбящих…» Мнозии скорбяху и соблазняхуся. Но церковными людьми такое смиренно со временем воспринимается. А вот мой муж офигел, когда, сопровождая меня на ночную пасхальную службу (мы в Сухарево переехали), услышал проповедь настоятеля. И до сих пор от офигения оправиться не может, хотя несколько лет прошло%). Коротенькая пасхальная проповедь началась «Христос воскресе!», а закончилась про то, что надо нести в храм больше денег, и чем больше зарабатываешь, тем больше надо нести…

  62. О!!!). Я помню еще те времена, когда теперешний сухаревский настоятель отжигал глаголом, будучи иереем во «Всех скорбящих…» Мнозии скорбяху и соблазняхуся. Но церковными людьми такое смиренно со временем воспринимается. А вот мой муж офигел, когда, сопровождая меня на ночную пасхальную службу (мы в Сухарево переехали), услышал проповедь настоятеля. И до сих пор от офигения оправиться не может, хотя несколько лет прошло%). Коротенькая пасхальная проповедь началась «Христос воскресе!», а закончилась про то, что надо нести в храм больше денег, и чем больше зарабатываешь, тем больше надо нести…

  63. Речь не обо мне. Я объясняю почему вообще держаться до последнего. Я-то как раз не собираюсь держаться:)

  64. я настоятеля вообще слушать не могу. Как только начинает говорить, реакция — уйти, закрыть уши.

  65. Как я Вас понимаю.

    Самому очень больно за нас. С каждым днем все хуже и хуже. Все перевернуто с ног на голову. Самые подлые вверху, а искренние внизу ничего не могут сделать сколько слез не лей. Глубина нашей обмирщенности — невыразима, но самое страшное — О УЖАС — это еще не дно.
    Но то, что меня хоть немного успокаивает — так было всегда и везде и Церковь стоит вот уже 2 тыс. лет и, дай Боже, простоит еще хоть чуточку…
    Остальное в личку.

  66. Как я Вас понимаю.

    Самому очень больно за нас. С каждым днем все хуже и хуже. Все перевернуто с ног на голову. Самые подлые вверху, а искренние внизу ничего не могут сделать сколько слез не лей. Глубина нашей обмирщенности — невыразима, но самое страшное — О УЖАС — это еще не дно.
    Но то, что меня хоть немного успокаивает — так было всегда и везде и Церковь стоит вот уже 2 тыс. лет и, дай Боже, простоит еще хоть чуточку…
    Остальное в личку.

  67. Ха, Аня, вы еще его мало знаете, этого проповедника))) я с ним 5 лет вместе прослужил))) так что сочувствую вам…

  68. Ага. Но ты ж видишь — людям нравится. И, кстати, тут ему бывшие его прихожане с вашего прихода ему облачение красивенькое подарили:) Я уверен — мне никто не подарит:) Может мы чего-то не понимаем? У нас с ними может разные религии?:)

Leave a Reply to priestal