Геморрой.

Вот она, душа истинного сергианца

Многие, вероятно, встречали воспоминания о митрополите Никодиме (Ротове). Опубликовано еще в 2004 г. Мне же особенно интересно, что как раз где-то в это время я лично познакомился на кочетковских конференциях с автором — архимандритом Августином (Никитиным). Не скажу, что сильно сблизился, но как-то встречался и в Минске, даже приходил на один из его семинаров — он наездами преподавал у нас в городе на теологическом факультете ЕГУ. Помню, что на конференциях он показался мне мыслителем с довольно демократическими приоритетами. Классический «западеик», короче говоря. А вот на том семинаре (по сектоведению) я как-то впервые усомнился в своих выводах. Теперь, прочитав эти воспоминания, вижу, что сомнения эти были не случайны.
Произведение отца Августина, предпосланное эпиграфом «Поминайте наставников ваших», безусловно призвано добавить побольше позитива к образу неоднозначного иерарха. Не знаю как кому, но у меня оказался в минусах как образ митрополита, так и образ автора. Но пишу здесь не для того, чтобы поделиться личными разочарованями. Очень мне пригляделся своей выпуклостью представленный, не знаю как назвать, типаж или менталитет церковного делания. Иногда даже до смеха (сквозь слезы):

Энергия владыки была неисчерпаемой. Даже одержимый сердечными недугами, он разрывался между обеими столицами. Лежа на одре болезни в Серебряном Бору, он постоянно работал с бумагами. Иногда что-то срочное нужно было отправить в Питер. И тогда начинал работать “воздушный мост”. Иеромонах Лев выезжал на архиерейской “Чайке” в Шереметьево (Шереметьево-2 тогда еще не было) и вылетал в Ленинград. Секретарь епархии протоиерей Борис Глебов встречал его в Пулково, и епархиальная “Волга” следовала к адресату. Иногда вдогонку следующим рейсом посылали кого-нибудь из иподиаконов. Затем бумаги (и отец Лев при них) возвращались в первопрестольную — к митрополиту. Бывали дни, когда иеромонах Лев делал за день две “ходки” туда и обратно. В шутку его называли аэромонахом.
Можно себе представить, сколько мог бы сделать полезных дел для Церкви митрополит Никодим, если бы дожил до эпохи факса и электронной почты! Представим себе ряды келейников, секретарей и иподиаконов, сидящих за компьютерами, как в Центре управления космическими полетами… А сотовые телефоны, а пейджеры?

Что Вам напоминает последний абзац? Прямо по Гоголю: «…по улицам курьеры, курьеры курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»
Не правда ли, поразительная вера в бюрократическую машину. Людей не видно, одни бумаги, бумаги, курьеры… По крайней мере, мне стало многое понятно в стиле нынешнего патриарха, преданного ученика и последователя митрополита Никодима.
Еще цитаты? Предлагаю оценить парочку:

С билетом в Москву проблем никогда не было. Если на “Стрелу” все места были распроданы, начальник вокзала мог распорядиться, чтобы к составу прицепили еще один вагон. Проводники знали владыку в лицо и с радостью приветствовали именитого пассажира. Расплачиваясь за чай, митрополит оставлял на столике красненькую десятку…

…Поезд прибывает в Ленинград. На перроне владыку встречает небольшая свита; во главе — секретарь епархии протоиерей Борис Глебов. Машина ждет митрополита у центрального входа, где разрешено стоять только обкомовским “волгам”. Но отец Борис — в “доверительных отношениях” с гаишником, и тот “не замечает” архиерейский “ЗИМ”. Тем более что на автомобильном номере — буквы “ЛЕБ”. В те годы это означало принадлежность к “номенклатуре”….

…В международной кассе Аэрофлота у ОВЦС все было “схвачено”. Бывали тупиковые ситуации, когда действительно мест не было — вся бронь уже “выбрана”. И тогда аэрофлотовская кассирша “брала грех на душу” — продавала второй билет на то же место. За это ей грозил выговор, и она просила сотрудника ОВЦС: “Вы уж там за меня помолитесь!”
Владыка занимал “свое” место в салоне 1-го класса одним из первых, при всех регалиях: в белом клобуке, с панагиями, с посохом. И появлявшийся затем “двойник” с простым кейсом не решался вступать в спор с маститым “князем Церкви”. “Недоразумение” приходилось улаживать бортпроводницам, и “номенклатурщика из ЦК” пристраивали во втором салоне, но обслуживали по разряду 1-го класса…

Сколько же здесь ностальгической тоски по обкомно-номенклатурным временам, принадлежнасти хоть и с черного хода, но к избранной касте… И какая доблесть за счет других на фоне такого «естественного» морального пофигизма:

Пользуясь покровительством владыки Никодима, о. Михаил Елагин, вопреки всем запретам властей, совершал невозможное. Так, в один из дней городские власти обнаружили, что за ночь здание епархиального управления из одноэтажного превратилось в двухэтажное. Тронуть о. Михаила отцы города не решились, но зато отыгрались на строительном тресте и упрятали за решетку тех, кто выделил епархии стройматериалы помимо “фондов”. И когда о. Михаил, затеяв очередное строительство, приходил в тот же трест, то начальство, завидев “рокового” батюшку, в страхе разбегалось.
Действуя за широкой спиной владыки Никодима, о. Михаил Елагин разработал безотказную систему, суть которой доверительно излагал за праздничной трапезой в узком кругу слушателей. “Если вы задумали что-то построить на приходе, нужно “пропитать” все звенья цепочки — от сельского исполкома до обкома. Главное — не пропустить ни одного звена, иначе все рухнет. А когда все звенья “смазаны”, стройматериал завезен, рабочие на месте, раствор готов — (и тут в голосе о. Михаила звучал металл), — поить, поить и поить!”

Живя в эпоху, когда “запрещено было все, кроме того, что было разрешено особым решением ЦК”, владыка Никодим вынужден был включаться в закулисные игры, вести неофициальные переговоры, устраивать “хитрые обеды” с “нужниками” (нужными людьми), чтобы решить какое-либо дело в пользу Церкви. Он любил рассказывать историю про снабженца, который творил чудеса и мог доставать на базах любой “дефицит”.

Много говорится о том, как митрополит героически противостоял системе, но чтобы многое понять достаточно только одного абзаца:

Сталинская идеология если не налагала свою печать, то, по крайней мере, отбрасывала тень на живших под ее прессом. Владыка мог с удовольствием пересказывать эпизоды из фильма “Волга-Волга” и других подобных комедий, фальшь которых была очевидна поколению “семидесятников”. В “табельные” дни — 1 мая и 7 ноября, если на это время не приходились церковные праздники, владыка смотрел по “ящику” репортажи с Красной площади. И мы, которых тошнило от одного вида обрюзгших “хариусов” вождей, должны были сидеть у экрана, как и вся “канатчикова дача”. Впрочем, и Штирлиц не уклонялся от участия в партайтагах с партайгеноссе.

Вот так-то… Штирлиц не уклонялся… и даже оторваться не мог… Как видно не просто номенклатурное, но и идейное родство.. Кого-то тошнит? Да не так уж, как видим:

…Секретарь епархии доверительно сообщает: митрополит Антоний просил подготовить проект доклада “Миссия и евангелизация в Восточной Европе”. Он будет опубликован на самом верху — во Всемирном Совете Церквей!
Какая могла быть в те годы евангелизация в Советском Союзе? Я решил составить проект доклада “с подковыркой”. Проштудировал труды тогдашних “классиков” и выудил цитаты из ранних “творений” Маркса, Ленина и даже Фиделя (“три бороды — три составные источника”). Общий смысл цитат: верующие — тоже люди и имеют право на свободу вероисповедания. Подковырка в том, что нынешние вожди отошли от принципов своих же предшественников и подавляют эти права.

Да уж точно… «Какая тут катехизация?! Посмотри, какие поповские морды» — говаривал лет 20 назад один знакомый священник (ныне, кстати, епископ).
Напоследок вот такая цитата:

Рассуждая об эпохе Бориса Годунова, о Смутном времени, владыка вряд ли мог предположить, что где-то здесь в реке “искупается” другой Борис, после чего на Руси снова будет смута…

Я так понимаю, до этого был расцвет…

You can leave a response, or trackback from your own site.

104 Responses to “Вот она, душа истинного сергианца”

  1. Какое поразительно отсутствие рефлексии у этого архимандрита…

  2. Какое поразительно отсутствие рефлексии у этого архимандрита…

  3. Как-то все наши «западники» уж быстро «почвенниками» стали… Не от того ли, что никогда «западниками» на самом деле не были?..

    А полностью книгу арх.Августина не читали?

  4. Как-то все наши «западники» уж быстро «почвенниками» стали… Не от того ли, что никогда «западниками» на самом деле не были?..

    А полностью книгу арх.Августина не читали?

  5. Да, это вера что и сам отец Августин, и его авва —
    это «элита Церкви»…

  6. Да, это вера что и сам отец Августин, и его авва —
    это «элита Церкви»…

  7. А верчение маховика бюрократического — это и есть «жизнь Церкви»…

  8. А верчение маховика бюрократического — это и есть «жизнь Церкви»…

  9. Сытость на земле — это сытость в раю. Да, тогда был расцвет. Жаль, не жили мы в ту эпоху. Тогда у МП был настоящий дефицит умных и образованных людей, и если б пойти в попы тогда, то можно было в 35 с гарантией стать архиереем.

    А сколько дивчин потрахивает «владыко» у себя на кооперативно-конспиративных квартирах, никого не волновало.

  10. Сытость на земле — это сытость в раю. Да, тогда был расцвет. Жаль, не жили мы в ту эпоху. Тогда у МП был настоящий дефицит умных и образованных людей, и если б пойти в попы тогда, то можно было в 35 с гарантией стать архиереем.

    А сколько дивчин потрахивает «владыко» у себя на кооперативно-конспиративных квартирах, никого не волновало.

  11. Говорят (врут может, не знаю), этот «владыко» был не по части дивчин.

  12. Вы видите в изложенном Вами какие-то проблемы?

    Может, этот-то как раз не проблемы?

    Может проблемы в другом ?

    Что мы все считаем деньги да «Ролексы», вместо того, чтобы обращать внимание на то, какова вера тех, кому надлежит вести нас?

    • Re: Вы видите в изложенном Вами какие-то проблемы?

      Вы, по всей вероятности, не поняли, что я хотел сказать. Разве там есть о деньгах и о ролексах?:)

      • Возможно.

        В том, что Вы описали — нет ничего предосудительно.

        Вопрос в том, для чего совершаются те иили иные вещи.

        • Re: Возможно.

          Да в том-то и дело. Определенный стиль — это следствие некой природы:)

          • Не соглашусь.

            Одни и те же вещи могут делаься для соврешенно разных целей, в том-то и проблема.

            Я понимаю, когда вл. Никодима критикуют за богословские вещи, но не понимаю, что заслуживает критики в приведенных Вами цитатах.

            Из такой логики мы легко можем критиковать св. Георгия Неокесарийского за обращение к Аврелиану, св. Николая Японского — за принятие денег от иудеев, а митрополита Сурожского Антония — за его отзыв о том же вл. Никодиме.

    • судя по всему Ваалу и Мамоне

        • а зачем мне его читать? Что сребролюбие процветает я и так знаю, ангажированное же мнение меня мало интересует, ввиду наличия собственного

          • Тут дело в другом.

            Маммона — не просто сребролюбия, это по сути любая надежда не на Бога.

            Кстати, если слова об ангажированности относились в адрес авторов статить, то в чем, если не секрет, Вы её видите?

          • Re: Тут дело в другом.

            надежда на Бога при собственной бездеятельности явно не стиль Библии

          • Именно !

            «Молись и трудись» — это один из императивов христианства.

          • но не русской

            у нас сложился вид святости и упования при явно безнадежной ситуации и полном нежелании хоть как то ее исправлять

          • У нас — это где?

            У русских святых ничего такого не сложилось.

            Если где сложилось у неофарисеев — то с чего мы взяли. что это образ жизни Русской Церкви?

            Вы о врачах будете судить по акаждемику или по фельдшеру?

          • Re: У нас — это где?

            Борис и Глеб

            О врачах буду судить по академику. Фельдшер не врач по определению

          • Что Борис и Глеб?

            По Вашему правильным образом действий было бы развязывание в опережающем порядке гражданской междоусобной войны в новокрещенной стране?

            Кажется, Гиббон в «Истории упадка и крушения Римской империи» при все своей нелюбви к Церкви приводит интересный пассаж, объясняющий отсутвие восстаний среди христиан в эпоху гонений Диоклетиана. Он верно пишет (ссылаясь на кого то из церковных писателей), что такие восстания (при многочисленности христиан) открыли бы варварам путь в империю и привели бы её к крушению.

            Так чем плохо поступили те, кто подражал древним христианам? Я так, скромно напомню, что (в отличии от Ярослава) за ними были только их личные дружины и шансов на триумфальную победу над Святополком было мягко говоря, не так уж много… А вот на долгую междоусобную брань — сколько угодно.

          • Re: Что Борис и Глеб?

            они непонятный для меня символ русской святости.
            они и многие другие, включая и последнего императора

          • Насчет последнего императора

            очень хорошо объяснил св. Нектарий Оптинский. Еще в 1917 году он говорил, что государь ныне проливает слезы раскаиваясь в своих ошибках и заблуждениях, а в будущем (то есть в 1918 году) искпит свои грехи кровью и станет святым.

          • Re: Насчет последнего императора

            действия государя были столь катастрофичны, что непонятно, что он мог искупить своей кровью. Его смерть ничего не решала — она не предотвратила кровопролитий и не остановила террора.

          • Свои грехи.

            А не грехи народа, конечно, вопреки мысли царебожников.

          • Re: Свои грехи.

            за такое в эпоху переворотов и войн надо всех канонизировать, но какнонизируют только знаковые фигуры, хотя именно они то спровоцировали и ввергли и все такое.

            За веру император не претерпел. Вот никто марию-Антуанетту и Людовика не канонизирует по таким же показателям.

            пс. 90 … Падет от страны твоея тысяча и тьма одесную тебя к тебе же не приближется. Очами своми смотриши и наказание грешников видеши. — Именно это для меня всегда было иллюстрацией гибели т.н. мирного населения. Все не просто так.

          • Не соглашусь.

            1. Кого — всех? Ужели все каялись в своих грехах? Будь это так, Господь бы спас нашу страну еще тогда…

            2. Как это не претерпел, если был казнен безбожниками?

            3. Не совсем понял. Если это о том, что праведники не гибнут, то «не святым ли называенм Афанасия Афонского, убитого в церкви и смерть победную принявшего».

    • де-факто вера такова, что по их молитвам ничего не происходит, Бог их не слышит

      • А может, это по нашим молитвам?

        Может по нашим молитвам ничего не происходит, потому что «де-факто наша вера такова»?

        • что есть «наши молитвы»? Некие частные прошения, которыем могут исполняться и не исполняться. Мы прилюдно о победе сборной не молились, и о дожде не просили. А ПК момолился, и все стало совсем плохо. После его отбытия из Нижнего жара усилилась и в Москву пришла гарь и смрад.

          • Так есть же наши молитвы в Церкви !

            Помимо частных наших молитв.

            Может, стоит обращать внимание не только на молитвы Предстоятеля, но и на нашу общую молитву?

          • Re: Так есть же наши молитвы в Церкви !

            Как и молитва предстоятеля, так и общие молитвы будут молитвами функционеров. Пока не будет общин, где «двое и трое собрались во Имя…», а не потому что так бабка делала и мы русские. Нет единства и общности, нет единого Тела.

          • И это наши проблемы.

            Если у нас, как написал в одной из своих последних статей о. Георгий Чекменев в храме в областной столице три десятка приходят на службу, и трое (!) из них — причастники, то это к кому претензии? К Патриарху?

          • а что люди могут изменить: при нынешнем уставе лаики совершенно бесправны и не имеют никакой возможности влиять на ситацию. Не могут изгнать из общины неугодного попа, не могут сделать попом своего кандидата. Не может быть общей молитвы при отсутствии общества.

          • Как же святые-то молились?

            Стефан Сурожский, например.

            По молитвам его и его соратников не только священники — цари менялись. И подобных случаев — немерянно.

            Да, сказано Вами верно — сначало общество, потом общая молитва.

            Так может, начать создавать такие молитвенные общества? Из нас и наших ближних, под духовным руковдством настоящих пастырей?

            Единственно главная цель у них все-таки наверное должна отличаться от «изгнать из общины неугодного попа, не могут сделать попом своего кандидата» не правда ли?

            С уважением,

            В.В. Балытников

          • Re: Как же святые-то молились?

            при создании таких молитвенных сообществ их с очень большой долей вероятности назовут … сектой

          • А это глядя как Вы их будете создавать.

            И под чьим руковдством…

          • под руководством харизматичного лидера:) Иначе не бывает.
            Кстати, в начале нашего цервовного возрождения было много братств и сестричеств, которым отдавали храмы и присылали священника с негласным указом — разогнать общину.
            Разве что кочетковцы выжили…
            Борьба с кочетковцами — это именно борьба с сильной общиной мирян. Такие общины нашей муттер-кирхе не нужны

          • А может- настоящего духовника.

            Его руковдство вернее будет!

            Браств и сествричеств в начале церковного возрождения и впрямь было много. Только почему то их деятельность кончилась скандалом со старым СПБ в 1994 г. Думаю, именно потому что быть в каноническом подчинении у священноначалия там никто не хотел.

            А нынешние «братвтва Царя-искупителя» разного рода?

            Что до кочетковцев — то такие общины и впрямь Церкви не нужны. Слишком много в них отступлений от учения Церкви.

            Но я то говорил несколько о другом — не о формальных браствах, а о чем то похожим на кружки в епархии митрополита Сурожского Антония.

          • Re: А может- настоящего духовника.

            быть в каноническом подчинении у священноначалия
            Почему не хотели? Просто надо и некоторые вопросы решать на уровне общин. А так де-факто общины (братства, сестричества) совершенно бесправны. Новый настоятель почти всегда приходит со своей «командой» и разгоняет активистов прихода.
            В норме все ж изначальным должен быть приход при конкретном храме, а поп — вторичен. Он изначально пришлый и у них ротация.

            Отступления кочетковцев вписываются в общий мейнстим церковного разнообразия приходов — от борцов с ИНН у Сахарова до служб п\на русском с агапами. Просто о них больше знают. А так на приходах еще и не то встречается. Например, некие предприимчивые попы восстанавливают девственность, за деньги обводя девицу вокруг престола. Согласитесь, что кочетковцам такое и не снилось.

            Кружки с Суроже пример не очень корректный. Это не РФ и там никто с них регистрацию-уставы-аренды не требовал. У нас же все стремятся формолизовать и загнать в рамки, губя ростки самостоятельности на корню и вызывая отторжение.

          • Re: А может- настоящего духовника.

            1. В норме изначально должна быть община вокруг Чаши Христовой. Сменяем здесь не только священник, но и храм (см греческую практику перенесения престолов). Но общин-то евхаристических (а не «вокруг Христа, а не вокруг храма) у нас почти нет :(

            2. «Сахаровский мейнстрим» столь же еретичен, сколь и кочетсковский. Это не «допустимое разнообразие» а повод для наложения канончиеских санкций.

            3. И в России нет правовоых проблем. Некоторые категории общественных объединений граждан по закону не нуждаются в регистрации и т.п. вещах.

          • Re: А может- настоящего духовника.

            а кто такой настоящий духовник? Ясно, что ежели следовать традиции и уставу, то духовник мирянина должен быть белым попом из ближайшего к нему храма, потому как территориально-административный принцип прописан в уставе и канонах, а монк пусть сидит за оградой и молится.

            Да и на приходах попы перестанут нести пургу о послушании — это все для монахов и для попов в отношении священноначалия. Ломать и подчинять людей устраивая на приходах филиалы монастырей надо запретить категорически. Но ведь они иначе не могут и разводят приходюшники с трапезами, монашьми уставными службами и иными ужастями.

          • Напротив, этот принцип нигде на общецерковным уровне жестко не закреплен (он закреплялся в конкретных Поместных церквях — это было). Но и тогда духовничество и принадлежность к конкретному приходу разделялись.
            Да и теперь в Сербской Церкви например, закреплен принцип территориального рапределения чад Церкви по приходам. Но этим никак не ограничивается право этих чад иметь духовника в любом ином месте.

  13. Вы видите в изложенном Вами какие-то проблемы?

    Может, этот-то как раз не проблемы?

    Может проблемы в другом ?

    Что мы все считаем деньги да «Ролексы», вместо того, чтобы обращать внимание на то, какова вера тех, кому надлежит вести нас?

  14. Re: Вы видите в изложенном Вами какие-то проблемы?

    Вы, по всей вероятности, не поняли, что я хотел сказать. Разве там есть о деньгах и о ролексах?:)

  15. Возможно.

    В том, что Вы описали — нет ничего предосудительно.

    Вопрос в том, для чего совершаются те иили иные вещи.

  16. Re: Возможно.

    Да в том-то и дело. Определенный стиль — это следствие некой природы:)

  17. судя по всему Ваалу и Мамоне

  18. Не соглашусь.

    Одни и те же вещи могут делаься для соврешенно разных целей, в том-то и проблема.

    Я понимаю, когда вл. Никодима критикуют за богословские вещи, но не понимаю, что заслуживает критики в приведенных Вами цитатах.

    Из такой логики мы легко можем критиковать св. Георгия Неокесарийского за обращение к Аврелиану, св. Николая Японского — за принятие денег от иудеев, а митрополита Сурожского Антония — за его отзыв о том же вл. Никодиме.

  19. а зачем мне его читать? Что сребролюбие процветает я и так знаю, ангажированное же мнение меня мало интересует, ввиду наличия собственного

  20. де-факто вера такова, что по их молитвам ничего не происходит, Бог их не слышит

  21. А может, это по нашим молитвам?

    Может по нашим молитвам ничего не происходит, потому что «де-факто наша вера такова»?

  22. Тут дело в другом.

    Маммона — не просто сребролюбия, это по сути любая надежда не на Бога.

    Кстати, если слова об ангажированности относились в адрес авторов статить, то в чем, если не секрет, Вы её видите?

  23. под колесами любви…

    весьма напомнило одного киевского архимандрита, всегда сияющего, все схватившего, имеющего сильное влечение к черным ходам и эксклюзивам, неустанно трудящегося на благо монастыря и церкви, и при этом бывает переступающего через людей.

  24. под колесами любви…

    весьма напомнило одного киевского архимандрита, всегда сияющего, все схватившего, имеющего сильное влечение к черным ходам и эксклюзивам, неустанно трудящегося на благо монастыря и церкви, и при этом бывает переступающего через людей.

  25. Re: Тут дело в другом.

    надежда на Бога при собственной бездеятельности явно не стиль Библии

  26. что есть «наши молитвы»? Некие частные прошения, которыем могут исполняться и не исполняться. Мы прилюдно о победе сборной не молились, и о дожде не просили. А ПК момолился, и все стало совсем плохо. После его отбытия из Нижнего жара усилилась и в Москву пришла гарь и смрад.

  27. Именно !

    «Молись и трудись» — это один из императивов христианства.

  28. Так есть же наши молитвы в Церкви !

    Помимо частных наших молитв.

    Может, стоит обращать внимание не только на молитвы Предстоятеля, но и на нашу общую молитву?

  29. Re: Так есть же наши молитвы в Церкви !

    Как и молитва предстоятеля, так и общие молитвы будут молитвами функционеров. Пока не будет общин, где «двое и трое собрались во Имя…», а не потому что так бабка делала и мы русские. Нет единства и общности, нет единого Тела.

  30. но не русской

    у нас сложился вид святости и упования при явно безнадежной ситуации и полном нежелании хоть как то ее исправлять

  31. мдауж.
    хотя, «элита Церкви» — это отцы-пустынники. тот же Иоанн Предтеча.
    а здесь…

  32. И это наши проблемы.

    Если у нас, как написал в одной из своих последних статей о. Георгий Чекменев в храме в областной столице три десятка приходят на службу, и трое (!) из них — причастники, то это к кому претензии? К Патриарху?

  33. У нас — это где?

    У русских святых ничего такого не сложилось.

    Если где сложилось у неофарисеев — то с чего мы взяли. что это образ жизни Русской Церкви?

    Вы о врачах будете судить по акаждемику или по фельдшеру?

  34. а мне воспоминания понравились

  35. а мне воспоминания понравились

  36. Re: У нас — это где?

    Борис и Глеб

    О врачах буду судить по академику. Фельдшер не врач по определению

  37. а что люди могут изменить: при нынешнем уставе лаики совершенно бесправны и не имеют никакой возможности влиять на ситацию. Не могут изгнать из общины неугодного попа, не могут сделать попом своего кандидата. Не может быть общей молитвы при отсутствии общества.

  38. Что Борис и Глеб?

    По Вашему правильным образом действий было бы развязывание в опережающем порядке гражданской междоусобной войны в новокрещенной стране?

    Кажется, Гиббон в «Истории упадка и крушения Римской империи» при все своей нелюбви к Церкви приводит интересный пассаж, объясняющий отсутвие восстаний среди христиан в эпоху гонений Диоклетиана. Он верно пишет (ссылаясь на кого то из церковных писателей), что такие восстания (при многочисленности христиан) открыли бы варварам путь в империю и привели бы её к крушению.

    Так чем плохо поступили те, кто подражал древним христианам? Я так, скромно напомню, что (в отличии от Ярослава) за ними были только их личные дружины и шансов на триумфальную победу над Святополком было мягко говоря, не так уж много… А вот на долгую междоусобную брань — сколько угодно.

  39. Как же святые-то молились?

    Стефан Сурожский, например.

    По молитвам его и его соратников не только священники — цари менялись. И подобных случаев — немерянно.

    Да, сказано Вами верно — сначало общество, потом общая молитва.

    Так может, начать создавать такие молитвенные общества? Из нас и наших ближних, под духовным руковдством настоящих пастырей?

    Единственно главная цель у них все-таки наверное должна отличаться от «изгнать из общины неугодного попа, не могут сделать попом своего кандидата» не правда ли?

    С уважением,

    В.В. Балытников

  40. Re: Как же святые-то молились?

    при создании таких молитвенных сообществ их с очень большой долей вероятности назовут … сектой

  41. Re: Что Борис и Глеб?

    они непонятный для меня символ русской святости.
    они и многие другие, включая и последнего императора

  42. А это глядя как Вы их будете создавать.

    И под чьим руковдством…

  43. Насчет последнего императора

    очень хорошо объяснил св. Нектарий Оптинский. Еще в 1917 году он говорил, что государь ныне проливает слезы раскаиваясь в своих ошибках и заблуждениях, а в будущем (то есть в 1918 году) искпит свои грехи кровью и станет святым.

  44. bpev:

    Re: под колесами любви…

    его же ПК посети во время оно :)) ?

  45. Re: Насчет последнего императора

    действия государя были столь катастрофичны, что непонятно, что он мог искупить своей кровью. Его смерть ничего не решала — она не предотвратила кровопролитий и не остановила террора.

  46. под руководством харизматичного лидера:) Иначе не бывает.
    Кстати, в начале нашего цервовного возрождения было много братств и сестричеств, которым отдавали храмы и присылали священника с негласным указом — разогнать общину.
    Разве что кочетковцы выжили…
    Борьба с кочетковцами — это именно борьба с сильной общиной мирян. Такие общины нашей муттер-кирхе не нужны

  47. ммммм да (на этом месте я, в лучших традициях, выругался)…

    • ——Тронуть о. Михаила отцы города не решились, но зато отыгрались на строительном тресте и упрятали за решетку тех, кто выделил епархии стройматериалы помимо “фондов”….
      ——Действуя за широкой спиной владыки Никодима, о. Михаил Елагин разработал безотказную систему…

      правильно! чернь в сторону! что нам эти людишки…пыль!

  48. ммммм да (на этом месте я, в лучших традициях, выругался)…

  49. ——Тронуть о. Михаила отцы города не решились, но зато отыгрались на строительном тресте и упрятали за решетку тех, кто выделил епархии стройматериалы помимо “фондов”….
    ——Действуя за широкой спиной владыки Никодима, о. Михаил Елагин разработал безотказную систему…

    правильно! чернь в сторону! что нам эти людишки…пыль!

  50. Свои грехи.

    А не грехи народа, конечно, вопреки мысли царебожников.

  51. А может- настоящего духовника.

    Его руковдство вернее будет!

    Браств и сествричеств в начале церковного возрождения и впрямь было много. Только почему то их деятельность кончилась скандалом со старым СПБ в 1994 г. Думаю, именно потому что быть в каноническом подчинении у священноначалия там никто не хотел.

    А нынешние «братвтва Царя-искупителя» разного рода?

    Что до кочетковцев — то такие общины и впрямь Церкви не нужны. Слишком много в них отступлений от учения Церкви.

    Но я то говорил несколько о другом — не о формальных браствах, а о чем то похожим на кружки в епархии митрополита Сурожского Антония.

  52. Re: А может- настоящего духовника.

    быть в каноническом подчинении у священноначалия
    Почему не хотели? Просто надо и некоторые вопросы решать на уровне общин. А так де-факто общины (братства, сестричества) совершенно бесправны. Новый настоятель почти всегда приходит со своей «командой» и разгоняет активистов прихода.
    В норме все ж изначальным должен быть приход при конкретном храме, а поп — вторичен. Он изначально пришлый и у них ротация.

    Отступления кочетковцев вписываются в общий мейнстим церковного разнообразия приходов — от борцов с ИНН у Сахарова до служб п\на русском с агапами. Просто о них больше знают. А так на приходах еще и не то встречается. Например, некие предприимчивые попы восстанавливают девственность, за деньги обводя девицу вокруг престола. Согласитесь, что кочетковцам такое и не снилось.

    Кружки с Суроже пример не очень корректный. Это не РФ и там никто с них регистрацию-уставы-аренды не требовал. У нас же все стремятся формолизовать и загнать в рамки, губя ростки самостоятельности на корню и вызывая отторжение.

  53. Re: под колесами любви…

    аякже

  54. Re: Свои грехи.

    за такое в эпоху переворотов и войн надо всех канонизировать, но какнонизируют только знаковые фигуры, хотя именно они то спровоцировали и ввергли и все такое.

    За веру император не претерпел. Вот никто марию-Антуанетту и Людовика не канонизирует по таким же показателям.

    пс. 90 … Падет от страны твоея тысяча и тьма одесную тебя к тебе же не приближется. Очами своми смотриши и наказание грешников видеши. — Именно это для меня всегда было иллюстрацией гибели т.н. мирного населения. Все не просто так.

  55. Re: А может- настоящего духовника.

    а кто такой настоящий духовник? Ясно, что ежели следовать традиции и уставу, то духовник мирянина должен быть белым попом из ближайшего к нему храма, потому как территориально-административный принцип прописан в уставе и канонах, а монк пусть сидит за оградой и молится.

    Да и на приходах попы перестанут нести пургу о послушании — это все для монахов и для попов в отношении священноначалия. Ломать и подчинять людей устраивая на приходах филиалы монастырей надо запретить категорически. Но ведь они иначе не могут и разводят приходюшники с трапезами, монашьми уставными службами и иными ужастями.

  56. Не соглашусь.

    1. Кого — всех? Ужели все каялись в своих грехах? Будь это так, Господь бы спас нашу страну еще тогда…

    2. Как это не претерпел, если был казнен безбожниками?

    3. Не совсем понял. Если это о том, что праведники не гибнут, то «не святым ли называенм Афанасия Афонского, убитого в церкви и смерть победную принявшего».

  57. Re: А может- настоящего духовника.

    1. В норме изначально должна быть община вокруг Чаши Христовой. Сменяем здесь не только священник, но и храм (см греческую практику перенесения престолов). Но общин-то евхаристических (а не «вокруг Христа, а не вокруг храма) у нас почти нет :(

    2. «Сахаровский мейнстрим» столь же еретичен, сколь и кочетсковский. Это не «допустимое разнообразие» а повод для наложения канончиеских санкций.

    3. И в России нет правовоых проблем. Некоторые категории общественных объединений граждан по закону не нуждаются в регистрации и т.п. вещах.

  58. Напротив, этот принцип нигде на общецерковным уровне жестко не закреплен (он закреплялся в конкретных Поместных церквях — это было). Но и тогда духовничество и принадлежность к конкретному приходу разделялись.
    Да и теперь в Сербской Церкви например, закреплен принцип территориального рапределения чад Церкви по приходам. Но этим никак не ограничивается право этих чад иметь духовника в любом ином месте.

  59. Брава!

    Верно подметили )!

  60. Брава!

    Верно подметили )!

Leave a Reply to balytnikov