Геморрой.

Как нам близок и дорог наш великий и могучий…

нет, не русский, а, естественно, ц-славянский. Да за него мы кому хош и што хош.. Он свят и непередаваемо поэтичен… Русский? Фу… он не в состоянии передать все нюансы… Ах, так может вам цс не понятен? И вы не можете потрудиться выучить его за пару недель или месяцев? Мы ж смогли вот..  и так его чувствуем и все понимаем.. и даже устраиваем филологические споры (а то!).
Во  намедни  у нас  в алтаре разгорелся во время всенощного бдения нешуточный спор… Забыли, конечно, про службу… Да ладно, что нам та служба — все равно ничего непонятно. Ой… что я сказал…понятно, понятно.. просто все знаем уже, даже надоело одно и то же слушать: господи помилуй да господи помилуй… Спор наш куда содержательнее.
Суть вот в чем. Настоятель решил вдруг выговорить диакону:
"Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь отец диакон, святителя Николая поминаешь на прошении "Спаси, Боже, люди Твоя…" . Надо говорить не "архиепископа Мирликийского", а "архиепископа Мир Ликийских".
Диакон рече: "Так я же по Служебнику читаю".
Ответ: "В Служебнике ошибка".
Потому что, мол, это, во-первых, логически понятно: Мир каких? — Ликийских, а во вторых, так в тексте, что разослала епархия (с дополнительными местными святыми), а там специалисты (?!).  В отличие от тех, что составляли Служебник (безграмотный народ…  годами не секли ошибки, пока не пришли специалисты из Минской епархии). Но, как ни странно, удалось все-таки убедить, что правильно и так, и так. Согласился с натугой.. но все же настоял, чтоб диакон говорил "Мир Ликийских".
Но далеко не всегда удается хотя бы столь относительно удачно что-то доказать. Всем же цс язык родной, и все в нем спецы. Помнится, в кафедральном соборе периодически вспыхивали горячие дебаты на тему слов из так называемой "разрешительной молитвы" на погребении (той самой, что в ручки покойнику кладут):
"…да сотворит чрез мене смиреннаго прощено и сие по духу чадо имярек от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом…"
И вот батюшки начинают и так и сяк (в меру глубины познаний ц-с языка) склонять нужное "имярек" почему-то непременно в звательном падеже. Еще и донимают друг друга: как правильно — Ларисо или Ларисе? Разумеется, периодически встречаются и пытающиеся успокоить публику — не мучайтесь, отцы, там в помине нет звательного падежа, всего лишь винительный, гораздо более привычный и не вызывающий затруднений. Но нам не нужны легкие пути. Снова разгорается жаркий спор. Почему-то отклонение звательного падежа воспринимается чуть ли не как личное оскорбление, а "оскорбителю" предъявляется "веский" аргумент в виде известной фразы из разрешительной формы на исповеди:
Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо имярек, вся согрешения твоя.
Вот, пожалуйста — и там чадо имярек, и там. Никакие заверения, что это иная грамматическая конструкция, не действуют.  Как и ученый авторитет "оскорбителей" — в Церкви "чересчур грамотные" вроде греков — "лукави суть".
Но было б еще полбеды, если б такая ревность была присуща малограмотным поповским массам. Стояние за филологические догматы встречается и среди тех же "чересчур грамотных". Тот же диакон рассказал как раз по случаю, что один из ведущих преподавателей семинарий не просто убежден, но и настоятельно убеждает семинаристов, что оборот "молим и мили ся деем", встречающийся во многих молитвах, нельзя употреблять. Более того — она кощунственна: мол, умаляем Бога. То, что крамольная фраза присутствует во множестве богослужебных книг, в том числе и в Служебнике, в ключевой молитве Евхаристического канона, для него не факт. Как и свидетельства прочих преподавателей той же семинарии, к помощи которых обратились отчаявшиеся семинаристы. "Нет, у меня все равно вот такое мнение". Просто завидная твердость убеждений. Хотя, в принципе, психологически такая твердость объяснима. Никому же нельзя доверять. Того и гляди, под чего-нибудь подведут. Не только в филологическом плане. А в качестве примера филологического подмана предлагаю вполне официальный, популярнейший у нас тропарь главной святыне епархии — Минской иконе Божией Матери. Копирую прямо с официального сайта БПЦ:

На водах Свислочи явилася еси, пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева богоспасаемому граду Минску милость показав. Просвети нас, грешных, сиянием Своим, яви яко присно силу Свою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необоримую стену и едину надежду имамы.

Таким его все знают, так он везде исполняется. Теперь предлагаю ревнителям и любителям церковно-славянского языка найти здесь простейшую школьную ошибку:) Комментарии пока скрою.

You can leave a response, or trackback from your own site.

178 Responses to “Как нам близок и дорог наш великий и могучий…”

  1. не шибкий знаток, но
    «показа» ?

  2. не шибкий знаток, но
    «показа» ?

  3. Недавно помогал одному молодому священнику отпевать покойника. Ну как помогал — держал все то, что у него в руках не помещалось и по команде давал, что нужно — кусочек, там, смолы для кадила (ладан, что ли?).
    Батюшка, разумеется, читал по староболгарски (вы это называете церковнославянским), но прерывался каждые 5 минут и повторял то-же самое, так же нараспев, по-русски. Чтоб поняли люди. Повторюсь — молодой совсем батюшка — лет до 30-ти, и посему — прогрессивный.
    Отчего бы не молится в церквах по русски? Может быть и народишка бы потянулся?
    Почему православные сирийцы, которые живут в Швеции молятся по-шведски? Почему наши униаты молятся по-белорусски и русски, в зависимости от аудитории, в исключительных случаях переходя на латынь и польский?
    Что мешает сделать так же РПЦ?

    • церковно-славянский — это не староболгарский, т.к. синтаксические конструкции там греческие в основном, лексика — славянская. язык синтаксический.

      униаты наши (в смысле белорусские) очень даже часто молятся по-церковно-славянски. как и делали это несколько столетий до того.

      • конечно молятся! но и на белорусском и на русском, и на польском тоже!

        • Это какие униаты — с Орджоникидзе или с Красного Костела?

          • Н Золотой Горке

          • на золотой горке всю жізнь тока рімо-католікі былі, прічем едінственный храм, где по-польскі не служілі, только по-беларускі. в мінске 2 уінатскіе обшчіны — св. іосіфа (на орджонікідзе) і матері божьей «нястомнай дапамогі» — в корасном костеле в кріпте.

          • возможно я ошибаюсь, мои друзья таскали меня везде и по римо- и по греко-
            мне почему-то показалось что храм униатский именно на горке был.

      • а ты знаешь английский? именно потому что на германскую лексику положили романскю грамматику получились такиие нескладухи — читаешь Лондон, а звучит как Ливерпуль.

        • да, английский знаю. но он язык на котором реально люди разговаривали в отличие от церковно-славянского, который изначально был синтетическим.

    • что мешает.. Вот это в том числе и мешает…)Да всякой ерунды полно. Я, кстати, думаю, что многим, прошедшим многолетнюю практику бессмысленного выслушивания текстов, будет даже неуютно, если не шоком, когда они начнут понимать. Во-первых, это ж тогда надо будет волей-неволей заострять внимание, а так думаешь себе о своем на фоне ненавязчивого «благочестивого» фона. А потом.. вдруг услышишь чего-то не то. Мне рассказывали, как один батюшка долго плевался, когда, служа в экспериментальном порядке по-русски, прочитал нечто подобное тому, что есть и в чине погребения (хотя есть и покруче):

      Како от сосцу Твоею млеко точиши, Дево; како питаеши Питателя твари; якоже весть Источивый воду от камене, жилы водныя жаждущым, якоже писася.

      Получится что-то вроде: «Как от сосца твоего молоко источаешь…». «Порнография!» — закричал разгневанный батюшка. До этого он, как видно, смысла спасительно не понимал:)

      • Знаете…
        Когда я спросил у своего брата (он служит в Липецке, недавно его прихода лишили за опортунизм):
        — Виталь, а почему церковь держит так много тупых и попросту безграмотных попов?
        Он мне ответил:
        — Знаешь, Шура, потому как эти безграмотные попы шли в церковь по велению сердца из трактористов, инженеров и журналистов в те времена когда этот шаг был почти подрасстрелен. Теперь их выгонять? Нужно просто потерпеть немного, приходит незашореная молодежь.
        Он также только усмехнулся, когда я ему посетовал, что мненя не хотят венчать с моей женой-католичкой:
        — Церковь это позволяет, большинство попов -нет, они берут на себя роль церкви, хотя на самом деле они всего-навсего такие же грешные как и все — привратники у храма. это тоже наша проблема.
        Хотя обвенчать нас он отказался сославшись на родственные связи.
        — Ребята, идите в костёл, там все проще, — сказал он.
        там ведь, и вправду проще…

        • не знаю, у нас наоборот как то больше католики идут в православную церковь венчаться, говорят, так проблем меньше.

          • Видите — все зависит от одного отдельно взятого священника. а не от церкви.
            А не нстаивают перейти в православню веру?

          • Неа. Я не знаю, как во всей РПЦ, но в Минске католикам, особенно не шибко верующим, удобнее с православными супругами венчаться в православной церкви. т.к. там пришел, заплатил — и дело с концом. а РКЦ требует еще кучу лекций отслушать и чуть ли не экзамен сдать.

          • Вот-вот — заплатил по строго установленной таксе.
            Помните кто изгонял торговцев из храма?

          • цена в основном за хор ідет. хор-то профессіональный, і еслі оні на свадьбе поют, то неплохо ім заплатіть. в конце концов, за фотографа і тамаду все платят.

          • ага и за поминовение усопших, и за здравие и за крещение

          • дело в том, что если бы все прихожане как положено приносили в общину десятину, то все было бы бесплатно; бесплатно бывает, кстати, много где. т.е. если человек неимуший или у него нет денег, то на этом основании ему, как правило, не откажут. еще раз говорю, с венчанием сложнее. если хотят с хором, то нужно платить. ведь людям лишний час работы, и работы не такой уж легкой. что касается остальных треб, то в конце концов, храм содержать и священника, чтобы он мог вот так сорваться в любой момент и днём и ночью и приехать причащать умирающего — дорогое удовольствие. поэтому это жертва на храм и священника, просто растянутая во времени. а во времена христа и апостолов было еще круче — все имущество было общее у общины. не думаю, что сейчас люди бы очень обрадовались такой перспективе — все свое отдать в общину. вот и получается.

          • ты знаешь, (можно на «ты»)я видел одного только священника который за отпевание взял то — что ему предложили — связку бананов и бутыль самогона (он забор строил, сказал — ребятам отдам) у остальных — такса.
            Я это дело очень сильно пробивал, еще работая в «интерфаксе» речь шла о том сколько стоит похоронить покойника:
            — православные (звонил в кафедралный) — ….. рублей
            — католики (римские и греки):
            … ну обычно платят … рублей
            — Мусульмане ( представляю муфтия Александровича) …. об этом не говорят, сколько сможите, но если не сможите то нисколько.
            — Евреи (представляю ребе Грузмана)… Бабушка когда умерла ? !!!!! Её сегодня нужно похоронить! Деньги? Да, будут деньги — дадите, не будут — не дадите! Адрес! Уже оечень поздно!

          • можно и на ты. я знаю священников, которые не брали за отпевание даже того, что предложили. причем таких священников знаю намного больше, чем остальных. но зная также часто их довольно бедственное финансовое положение, я не могу не предложить им денег за требу.
            что касается отдельных храмов, то там оплата — через свечной ящик. т.е. на деле на требах впахивают второй и третий священники, а деньги идут в общую кассу, которой распоряжается настоятель, на требы не ездящий. всё индивидуально. но вообще, на мой взгляд, труждающийся достоин пропитания. если человек на целый день едет на кладбище, в холод, в жару, в дождь, целый день тратит на отпевание, например, то разве плохо его труды вознаградить?

          • Да неплохо, конечно же, Наташа, его труды вознагродить. Я Тоже беру деньги от людей — я собак дрессирую. Это моя работа и я говорю: …. за астрономический час,
            Но я же не священник. За требы нельзя устанавливать таксу, пазве ты не согласна? А ведь она устанавливается.
            Сейчас я узнаю телефон каедрального.
            2276609
            Мне сказали перезвонить минут через 10 пошли спрашивать у священника сколько это стоит (если не хочешь никого подставлять, скажи — прабабушка умерла).
            Не буду врать, мне только что сказали, что «похоронами мы не занимаемся, занимаемся только погребением и ваше дело — сколько заплатить или не заплатите вы вообще»»

          • я так могу сказать — звонить по телефону в кафедральный — это безличностный контакт. именно из бесличностного контакта и растут проблемы. т.е. есть некто «заказчик» и некто «исполнитель», между которыми нет никаких отношений, кроме вот этой вот требы. священник не знал умершей пробабушки, не знал об отношениях между «заказчиком» и «пробабушкой», поэтому всем удобно, чтобы треба так и оставалась анонимной. согласись, если священник знает человека, человек ему дорого, то утрата этим человеком близкого и сами священником воспринимается по-другому. он может по-настоящему утешить скорбящего человека, и помолиться об упокоении души потому, что его сердце само просит помолиться. поэтому страшна не оплата треб — она просто отражает объективно сложившуюся практику «анонимных» отношений. когда на самом деле, священник приходит со стороны.

          • В кафедральном Вам сказали «таксу» так называемого «заочного отпевания». При обычном отпевании, когда приглашают священника на дом, напротив, никогда не слышал,чтобы называлась такса. Обычно говорят: «Это пожертвование. Сколько считаете нужным». Уверяю Вас, это именно распространенная практика, а не какой-то один уникальный священник:)

          • Значит я ошибался

          • Насчет таксы это надо как раз у католиков спросить:) Накопились тут у нас некоторые факты, которые я хотел бы обсудить в ЖЖ, но Бурбалка просит пока не подымать эту тему до проверки некоторых фактов и приватного опроса некоторых священнослужителей-католиков.
            Одно могу точно и определенно сказать. Поверьте старому критикану РПЦ: пока православие выглядит наименее требовательным с точки зрения финансов. Для начала могу сказать, что так называемая «строго установленная такса» вовсе не обязательна. Другое дело, что человеку бывает просто психологически стыдно попросить покрестить или повенчать бесплатно или со скидкой. Хотя бы потому, что эта «такса» крайне мизерна на фоне общих трат на брачные торжества.

          • Безусловно. Но, скажем в минском Кафкдральном висят ценники на требы.

          • Висят, но они не обязательны. Кроме того, кафедральный собор это особая статья:)

          • как-то все ни шатко, ни валко,
            правда когда брат крестил сразу двоих своих детей, за второго ребенка денег не взяли

          • Ведь у католиков обязательна катехизация, то есть определенный цикл бесед. Не все хотят напрягаться:) При том там все унифицировано, везде одни требования, от священника мало зависит. Кроме того, у них есть требование совершать таинства только по месту жительства. Если хочешь в другом месте — надо брать «открепление».
            Нет, к переходу в православие не принуждают. Хотя могут просто сообщить о такой возможности. Дело в том, что есть масса людей в традиционных для региона конфессиях, которые находятся в православной ли, в католической ли церкви только по факту крещения, и не более того. Как ни странно, они часто просто не в курсе, что можно перейти в ту церковь, которая реально соответствует убеждениям.

          • Отец priestal, я не знаю кто я. Я — неопределівшійся в конфессіі хрістіанін, і что мне делать не знаю.
            Православие меня напрягает попами, которые глаголят от имени Господа и которые, в большинстве своем уверовли, что они есть представители Господа на земле.
            Католицизм — догматом о непогрешимости папы (хотя мы знаем, что многие из пап былм не только пкдерастами, но и убийцами), вопросом о чистилище и о непорочном зачатии Д.Марии — о чем решено было совсем недавно.
            Протестанты… Ну нельзя переделывать Священное Писание под свой размерчик.

          • Приходите к нам на беседы:) В 7 часов по понедельникам. Я думаю, Вы удивитесь:)

          • С удовольствием, но пока у меня вечарами по понедельникам кинологические занятия, после 19 сентября

          • » Католицизм — догматом о непогрешимости папы (хотя мы знаем, что многие из пап былм не только пкдерастами, но и убийцами)»

            Догмат о «непогрешімості» — не об этом.

            Догмат о безошибочности Римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
            Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, Папа не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)».

          • Спасибо за разъяснение, но от этого, признаться не легче :)

          • А ад чаго цяжка? :)))
            Ад таго, што не нейкі сабор біскупаў, а адзін чалавек, які сядзіць на прастоле сьв.Пятра, мае права апошняга слова наконт тых ці іншых пытаньняў хрысьціянскай маралі?
            За 2.000 год гэтая сістэма нас яшчэ не падвадзіла :)

          • Личные качества некоторых из Пап, что были раньше смущают.
            Как в том анекдоте: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?»

          • Условно говоря, догмат говорит о том, благословение престола св.Петра не позволяет неправильные официальные постановления по вопросам морали выносить, несмотря на любую личную греховность.
            Лично папы грешат как и любые люди -миряне, священники или епископы.

            И то, о чем вы говорите, только подтверждает правильность догмата. Даже Борджиа ничего антихристианского в католическую мораль не ввел.

          • Ага. Разводиться можно )))

        • А в каком смысле «опортунизм»? Не встречал раньше в церкви таких формулировок:)
          Беда в том, что, как я уже написал в сообщении,безграмотность присуща далеко не только бывшим трактористам. Молодежь (именно семинарская) меня не радует. Во-первых, она большей частью именно зашоренная. Во-вторых, при общении с ними у меня всегда один вопрос остается: «Чему же их там учили столько лет?».
          Насчет венчания. Позволяет не Церковь, а церковное руководство. Как раз каноны Церкви, строго говоря, не допускают. Но есть так называемая «икономия», то есть смягчение требований в соответствии с духом времени. Но «икономия» тоже может далеко зайти, согласитесь. Я имею в виду не только венчание. Поэтому некоторые священники (у нас, например, таких значительное меньшинство, найди, где повенчаться, легко) предпочитают «упираться». Часто, конечно, это выглядит неразумно. Но придраться не к чему. Позволяет так венчать все же не Церковь, как я уже сказал. Похожая ситуация с крещением. Чисто в практике принято признавать католическое крещение, но по канонам оно еретическое, поэтому как бы недействительно. В Греции, например, всех католиков перекрещивают. Встречаются и у нас такие священники. Опять же — придраться к ним нельзя.
          Справедливости ради — простота все же не критерий истинности.
          Кстати, при венчании и в православной церкви, и в католической, везде берут слово, что дети будут крещены и воспитаны в той вере, в храме которой венчаются. Так что не так все просто:)

          • не во всей греціі.

          • А как у них там?

            Каков % тех, кто «перекрещивает»?

          • я точно не знаю, могу выяснить.

          • Было бы интересно!

            А что это за канон, о котором о.А. говорит, что полагается перекрещивать?

            Во 1х нет канона, что католики — еретики.

          • я не знаю, я по канонам не жіву, я вообшче экуменістка

          • Да-да, про то, что берут слово, я знаю.
            А опортунизм заключался вот в чем.
            В одном из сел Липецкой области расформировывали школу при полном комплекте учеников.
            Её продавали какой-то коммерческой конторе. Родители обратились к своему приходскому священнику, отцу Виталию с просьбой провести вокруг школы крестный ход. Нужно сказать, что и его дети учились в этой школе — ни мало ни много — все четверо.
            _ Я не хотел ввязываться в это гнилое дело, — говорил Виталик, но вместе с тем не мог отказать людям, когда к моему дому пришло человек 50.
            Более того — не выдвигали никаких требований, не было никаких митингов. Просто крестный ход, причем выбрали такое время, когда для осмотра объекта приехали продавцы и покупатели.
            Ему сказали, что не стоит лезть в политику (а это оказывается «политика» уездного масштаба) и высшим постановлением сняли его с прихода.
            Он стал липецким батюшкой «вне штата», потом, когда вмешались уже областные дядьки и возмутились — почему так поступили со священником, которого все любят и уважают, ему пытались приход вернуть, но он отказался.
            Как он мне объяснил:
            — Шура, я хоть дом дострою.
            А школу, к слову сказать они отвоевали.
            ПС
            Из биографии отца Виталия. Сначала он был студентом технического вуза, потом стал рекетиром, потом убежал прятаться от своих подельников в церковь, священник его спрятал. Стал церковь сторожить (он здоровенный мужик — качок), понемножку стал помогать, потом стал прислуживать, потом был рукоположен не знаю уж в кого, потом получил благословение на поступление а Загорскую семинарию, закончил, женился, нарожал детей.
            ППС
            В первый день, когда он принимал приход (а церковь была полуразрушена). Он набил (скорее разбил) рожи трём алкашам, которые повадились в этот терем ходить бухать, те заявили на него в милицию — я уже писал, что мужик он Очень большой. С тех пор он подружился с местной милицией и те помогали ему восстанавливать храм, те бухарики, с разбитыми рожами, кстати, тоже помогали. оказались нормальными мужиками.

          • Разве ж это называется «опортунизм»? Оппортунизм — это беспринципное соглашательство, а там вроде как наоборот:)
            По канонам, кстати, «бить рожи» священнику запрещено.

          • Так вот потому он и смутился, что набил по старой памяти рекетирской безо всяких канонов. Говорил «Просто планка упала»

          • Кстати, вспомнилось, а как же легендарные Пересвет и Олябя?

          • Во-первых, они все же легендарные.
            Во-вторых, даже по легендарным сведениям они не были священниками. Простые монахи, может даже послушники.

  4. Недавно помогал одному молодому священнику отпевать покойника. Ну как помогал — держал все то, что у него в руках не помещалось и по команде давал, что нужно — кусочек, там, смолы для кадила (ладан, что ли?).
    Батюшка, разумеется, читал по староболгарски (вы это называете церковнославянским), но прерывался каждые 5 минут и повторял то-же самое, так же нараспев, по-русски. Чтоб поняли люди. Повторюсь — молодой совсем батюшка — лет до 30-ти, и посему — прогрессивный.
    Отчего бы не молится в церквах по русски? Может быть и народишка бы потянулся?
    Почему православные сирийцы, которые живут в Швеции молятся по-шведски? Почему наши униаты молятся по-белорусски и русски, в зависимости от аудитории, в исключительных случаях переходя на латынь и польский?
    Что мешает сделать так же РПЦ?

  5. Сиянием Твоим?

  6. Сиянием Твоим?

  7. тем, кто говорит об обязательности (подчеркиваю, именно об обязательности) ц-слава, я обычно предлагаю учить библейский иврит. а то зачем размениваться.

  8. тем, кто говорит об обязательности (подчеркиваю, именно об обязательности) ц-слава, я обычно предлагаю учить библейский иврит. а то зачем размениваться.

  9. в торец надо таким «любителям», сразу, пока не опомнились — на понятно народу, и все тут, а далее жестко переводить все, все эти «еси» опускать и делать текст хотя бы отчасти доступным слушателям…

  10. в торец надо таким «любителям», сразу, пока не опомнились — на понятно народу, и все тут, а далее жестко переводить все, все эти «еси» опускать и делать текст хотя бы отчасти доступным слушателям…

  11. показавШИ…
    Твою, а не Свою…

    А вообще текст представляет собой конструктор из штампов. Такой колхозноцерковнославянский…

  12. показавШИ…
    Твою, а не Свою…

    А вообще текст представляет собой конструктор из штампов. Такой колхозноцерковнославянский…

  13. +1. Но не только.

  14. вот, истинный спец. преклоняюсь!

  15. Поздравляю!
    Я имел в виду «показавши», насчет «Твою» не уверен. Почему «Свою» нельзя?
    А тропарь у нас самый употребительный. И даже в таком виде вышит золотыми буквами на бархате под святыней в Минском кафедральном соборе.

  16. церковно-славянский — это не староболгарский, т.к. синтаксические конструкции там греческие в основном, лексика — славянская. язык синтаксический.

    униаты наши (в смысле белорусские) очень даже часто молятся по-церковно-славянски. как и делали это несколько столетий до того.

  17. «Свою» можно употребить, если речь идет, так сказать, о 3-м лице, например: «Являет присно силу Свою, спасает нас предстательством Своим и избавляет от навет вражиих»…

    Во втором лице — только «Твою»

  18. конечно молятся! но и на белорусском и на русском, и на польском тоже!

  19. Вроде бы да.. логично.. хотя в русском не соблюдается…

  20. что мешает.. Вот это в том числе и мешает…)Да всякой ерунды полно. Я, кстати, думаю, что многим, прошедшим многолетнюю практику бессмысленного выслушивания текстов, будет даже неуютно, если не шоком, когда они начнут понимать. Во-первых, это ж тогда надо будет волей-неволей заострять внимание, а так думаешь себе о своем на фоне ненавязчивого «благочестивого» фона. А потом.. вдруг услышишь чего-то не то. Мне рассказывали, как один батюшка долго плевался, когда, служа в экспериментальном порядке по-русски, прочитал нечто подобное тому, что есть и в чине погребения (хотя есть и покруче):

    Како от сосцу Твоею млеко точиши, Дево; како питаеши Питателя твари; якоже весть Источивый воду от камене, жилы водныя жаждущым, якоже писася.

    Получится что-то вроде: «Как от сосца твоего молоко источаешь…». «Порнография!» — закричал разгневанный батюшка. До этого он, как видно, смысла спасительно не понимал:)

  21. Вы говорите «колхозноцерковнославянский». А ведь это в епархии, во главе которой стоит авторитетнейший и ученейший владыка, бывший ректор МДАиС, председатель Богословской комиссии… Что ж тогда говорить о прочих?

  22. а я прочитал «истинный отец»:)

  23. Знаете…
    Когда я спросил у своего брата (он служит в Липецке, недавно его прихода лишили за опортунизм):
    — Виталь, а почему церковь держит так много тупых и попросту безграмотных попов?
    Он мне ответил:
    — Знаешь, Шура, потому как эти безграмотные попы шли в церковь по велению сердца из трактористов, инженеров и журналистов в те времена когда этот шаг был почти подрасстрелен. Теперь их выгонять? Нужно просто потерпеть немного, приходит незашореная молодежь.
    Он также только усмехнулся, когда я ему посетовал, что мненя не хотят венчать с моей женой-католичкой:
    — Церковь это позволяет, большинство попов -нет, они берут на себя роль церкви, хотя на самом деле они всего-навсего такие же грешные как и все — привратники у храма. это тоже наша проблема.
    Хотя обвенчать нас он отказался сославшись на родственные связи.
    — Ребята, идите в костёл, там все проще, — сказал он.
    там ведь, и вправду проще…

  24. у страха глаза велікі.

  25. не знаю, у нас наоборот как то больше католики идут в православную церковь венчаться, говорят, так проблем меньше.

  26. Видите — все зависит от одного отдельно взятого священника. а не от церкви.
    А не нстаивают перейти в православню веру?

  27. Неа. Я не знаю, как во всей РПЦ, но в Минске католикам, особенно не шибко верующим, удобнее с православными супругами венчаться в православной церкви. т.к. там пришел, заплатил — и дело с концом. а РКЦ требует еще кучу лекций отслушать и чуть ли не экзамен сдать.

  28. Это какие униаты — с Орджоникидзе или с Красного Костела?

  29. А в каком смысле «опортунизм»? Не встречал раньше в церкви таких формулировок:)
    Беда в том, что, как я уже написал в сообщении,безграмотность присуща далеко не только бывшим трактористам. Молодежь (именно семинарская) меня не радует. Во-первых, она большей частью именно зашоренная. Во-вторых, при общении с ними у меня всегда один вопрос остается: «Чему же их там учили столько лет?».
    Насчет венчания. Позволяет не Церковь, а церковное руководство. Как раз каноны Церкви, строго говоря, не допускают. Но есть так называемая «икономия», то есть смягчение требований в соответствии с духом времени. Но «икономия» тоже может далеко зайти, согласитесь. Я имею в виду не только венчание. Поэтому некоторые священники (у нас, например, таких значительное меньшинство, найди, где повенчаться, легко) предпочитают «упираться». Часто, конечно, это выглядит неразумно. Но придраться не к чему. Позволяет так венчать все же не Церковь, как я уже сказал. Похожая ситуация с крещением. Чисто в практике принято признавать католическое крещение, но по канонам оно еретическое, поэтому как бы недействительно. В Греции, например, всех католиков перекрещивают. Встречаются и у нас такие священники. Опять же — придраться к ним нельзя.
    Справедливости ради — простота все же не критерий истинности.
    Кстати, при венчании и в православной церкви, и в католической, везде берут слово, что дети будут крещены и воспитаны в той вере, в храме которой венчаются. Так что не так все просто:)

  30. Вот-вот — заплатил по строго установленной таксе.
    Помните кто изгонял торговцев из храма?

  31. Н Золотой Горке

  32. на золотой горке всю жізнь тока рімо-католікі былі, прічем едінственный храм, где по-польскі не служілі, только по-беларускі. в мінске 2 уінатскіе обшчіны — св. іосіфа (на орджонікідзе) і матері божьей «нястомнай дапамогі» — в корасном костеле в кріпте.

  33. цена в основном за хор ідет. хор-то профессіональный, і еслі оні на свадьбе поют, то неплохо ім заплатіть. в конце концов, за фотографа і тамаду все платят.

  34. Ведь у католиков обязательна катехизация, то есть определенный цикл бесед. Не все хотят напрягаться:) При том там все унифицировано, везде одни требования, от священника мало зависит. Кроме того, у них есть требование совершать таинства только по месту жительства. Если хочешь в другом месте — надо брать «открепление».
    Нет, к переходу в православие не принуждают. Хотя могут просто сообщить о такой возможности. Дело в том, что есть масса людей в традиционных для региона конфессиях, которые находятся в православной ли, в католической ли церкви только по факту крещения, и не более того. Как ни странно, они часто просто не в курсе, что можно перейти в ту церковь, которая реально соответствует убеждениям.

  35. не во всей греціі.

  36. действительные причастия прошедшего времени:
    Ж.р. краткая — показавши, полная — показавшая
    М.р. краткая — показавъ, полная — показавый

  37. Насчет таксы это надо как раз у католиков спросить:) Накопились тут у нас некоторые факты, которые я хотел бы обсудить в ЖЖ, но Бурбалка просит пока не подымать эту тему до проверки некоторых фактов и приватного опроса некоторых священнослужителей-католиков.
    Одно могу точно и определенно сказать. Поверьте старому критикану РПЦ: пока православие выглядит наименее требовательным с точки зрения финансов. Для начала могу сказать, что так называемая «строго установленная такса» вовсе не обязательна. Другое дело, что человеку бывает просто психологически стыдно попросить покрестить или повенчать бесплатно или со скидкой. Хотя бы потому, что эта «такса» крайне мизерна на фоне общих трат на брачные торжества.

  38. Да-да, про то, что берут слово, я знаю.
    А опортунизм заключался вот в чем.
    В одном из сел Липецкой области расформировывали школу при полном комплекте учеников.
    Её продавали какой-то коммерческой конторе. Родители обратились к своему приходскому священнику, отцу Виталию с просьбой провести вокруг школы крестный ход. Нужно сказать, что и его дети учились в этой школе — ни мало ни много — все четверо.
    _ Я не хотел ввязываться в это гнилое дело, — говорил Виталик, но вместе с тем не мог отказать людям, когда к моему дому пришло человек 50.
    Более того — не выдвигали никаких требований, не было никаких митингов. Просто крестный ход, причем выбрали такое время, когда для осмотра объекта приехали продавцы и покупатели.
    Ему сказали, что не стоит лезть в политику (а это оказывается «политика» уездного масштаба) и высшим постановлением сняли его с прихода.
    Он стал липецким батюшкой «вне штата», потом, когда вмешались уже областные дядьки и возмутились — почему так поступили со священником, которого все любят и уважают, ему пытались приход вернуть, но он отказался.
    Как он мне объяснил:
    — Шура, я хоть дом дострою.
    А школу, к слову сказать они отвоевали.
    ПС
    Из биографии отца Виталия. Сначала он был студентом технического вуза, потом стал рекетиром, потом убежал прятаться от своих подельников в церковь, священник его спрятал. Стал церковь сторожить (он здоровенный мужик — качок), понемножку стал помогать, потом стал прислуживать, потом был рукоположен не знаю уж в кого, потом получил благословение на поступление а Загорскую семинарию, закончил, женился, нарожал детей.
    ППС
    В первый день, когда он принимал приход (а церковь была полуразрушена). Он набил (скорее разбил) рожи трём алкашам, которые повадились в этот терем ходить бухать, те заявили на него в милицию — я уже писал, что мужик он Очень большой. С тех пор он подружился с местной милицией и те помогали ему восстанавливать храм, те бухарики, с разбитыми рожами, кстати, тоже помогали. оказались нормальными мужиками.

  39. Разве ж это называется «опортунизм»? Оппортунизм — это беспринципное соглашательство, а там вроде как наоборот:)
    По канонам, кстати, «бить рожи» священнику запрещено.

  40. возможно я ошибаюсь, мои друзья таскали меня везде и по римо- и по греко-
    мне почему-то показалось что храм униатский именно на горке был.

  41. ага и за поминовение усопших, и за здравие и за крещение

  42. Отец priestal, я не знаю кто я. Я — неопределівшійся в конфессіі хрістіанін, і что мне делать не знаю.
    Православие меня напрягает попами, которые глаголят от имени Господа и которые, в большинстве своем уверовли, что они есть представители Господа на земле.
    Католицизм — догматом о непогрешимости папы (хотя мы знаем, что многие из пап былм не только пкдерастами, но и убийцами), вопросом о чистилище и о непорочном зачатии Д.Марии — о чем решено было совсем недавно.
    Протестанты… Ну нельзя переделывать Священное Писание под свой размерчик.

  43. Безусловно. Но, скажем в минском Кафкдральном висят ценники на требы.

  44. Так вот потому он и смутился, что набил по старой памяти рекетирской безо всяких канонов. Говорил «Просто планка упала»

  45. Кстати, вспомнилось, а как же легендарные Пересвет и Олябя?

  46. Вопрос персоналий имхо не является здесь ключевым…

  47. В современном русском много чего не соблюдается, особенно в разговорном:)

  48. А то что ж — катакомбный?:)))

  49. дело в том, что если бы все прихожане как положено приносили в общину десятину, то все было бы бесплатно; бесплатно бывает, кстати, много где. т.е. если человек неимуший или у него нет денег, то на этом основании ему, как правило, не откажут. еще раз говорю, с венчанием сложнее. если хотят с хором, то нужно платить. ведь людям лишний час работы, и работы не такой уж легкой. что касается остальных треб, то в конце концов, храм содержать и священника, чтобы он мог вот так сорваться в любой момент и днём и ночью и приехать причащать умирающего — дорогое удовольствие. поэтому это жертва на храм и священника, просто растянутая во времени. а во времена христа и апостолов было еще круче — все имущество было общее у общины. не думаю, что сейчас люди бы очень обрадовались такой перспективе — все свое отдать в общину. вот и получается.

  50. Да и еще уж, батюшка, относительности безграмотности попов всего 2 фрагмента.

    1. Нужно было мне ехать в очередную командировку в Чечню. Душа не на месте была. Предчувствие плохое. Знаете как это бывает — жену покрепче обнимаешь, с сыном стараешься чаще общаться, ну и все таое. Очень было хреново, но ехать было нужно — речь о деньгах шла. Пошел я в Церковь перед самой поездкой, отправить все надобности — причаститься, исповедываться. чувствовал такую необходимость. И знаете что заявил поп, когда я обратился ему со своей проблемой: «Самое главное помни — русскя армия никогда ни на кого не нападала, никогда никого не захватывала. Русская армия — это освободительная армия». Мне хотелось матюкнуться, но в храме я этого делать не стал. Я просто молча ушел.
    2. Когда один из священников, с которым я общался, узнав, что у меня в доме живёт собака, и что я её люблю заявил: «Это дом нечистый, потому как собака — нечистое животное». Я его спросил: «Батюшка, так вы мулла или равин?». Он не понял.

    • :(

      —-«Самое главное помни — русскя армия никогда ни на кого не нападала, никогда никого не захватывала. Русская армия — это освободительная армия»—-

      Интересно, его не учили, что говорить неправду — нехорошо?

      2. Насчёт муллы — хорошо срезали.

    • Всякое бывает… Можно и не такие чудеса найти. Но на таких же православие клином не сошлось:)

  51. Да и еще уж, батюшка, относительности безграмотности попов всего 2 фрагмента.

    1. Нужно было мне ехать в очередную командировку в Чечню. Душа не на месте была. Предчувствие плохое. Знаете как это бывает — жену покрепче обнимаешь, с сыном стараешься чаще общаться, ну и все таое. Очень было хреново, но ехать было нужно — речь о деньгах шла. Пошел я в Церковь перед самой поездкой, отправить все надобности — причаститься, исповедываться. чувствовал такую необходимость. И знаете что заявил поп, когда я обратился ему со своей проблемой: «Самое главное помни — русскя армия никогда ни на кого не нападала, никогда никого не захватывала. Русская армия — это освободительная армия». Мне хотелось матюкнуться, но в храме я этого делать не стал. Я просто молча ушел.
    2. Когда один из священников, с которым я общался, узнав, что у меня в доме живёт собака, и что я её люблю заявил: «Это дом нечистый, потому как собака — нечистое животное». Я его спросил: «Батюшка, так вы мулла или равин?». Он не понял.

  52. да не, он побоялся, что я на очередного старца «запала».

  53. ты знаешь, (можно на «ты»)я видел одного только священника который за отпевание взял то — что ему предложили — связку бананов и бутыль самогона (он забор строил, сказал — ребятам отдам) у остальных — такса.
    Я это дело очень сильно пробивал, еще работая в «интерфаксе» речь шла о том сколько стоит похоронить покойника:
    — православные (звонил в кафедралный) — ….. рублей
    — католики (римские и греки):
    … ну обычно платят … рублей
    — Мусульмане ( представляю муфтия Александровича) …. об этом не говорят, сколько сможите, но если не сможите то нисколько.
    — Евреи (представляю ребе Грузмана)… Бабушка когда умерла ? !!!!! Её сегодня нужно похоронить! Деньги? Да, будут деньги — дадите, не будут — не дадите! Адрес! Уже оечень поздно!

  54. можно и на ты. я знаю священников, которые не брали за отпевание даже того, что предложили. причем таких священников знаю намного больше, чем остальных. но зная также часто их довольно бедственное финансовое положение, я не могу не предложить им денег за требу.
    что касается отдельных храмов, то там оплата — через свечной ящик. т.е. на деле на требах впахивают второй и третий священники, а деньги идут в общую кассу, которой распоряжается настоятель, на требы не ездящий. всё индивидуально. но вообще, на мой взгляд, труждающийся достоин пропитания. если человек на целый день едет на кладбище, в холод, в жару, в дождь, целый день тратит на отпевание, например, то разве плохо его труды вознаградить?

  55. Ну, говорят, что в этом смысле я безопасен:))

  56. так у меня самое опасное, что на безопасных «в этом смысле» «западаю».

  57. Да неплохо, конечно же, Наташа, его труды вознагродить. Я Тоже беру деньги от людей — я собак дрессирую. Это моя работа и я говорю: …. за астрономический час,
    Но я же не священник. За требы нельзя устанавливать таксу, пазве ты не согласна? А ведь она устанавливается.
    Сейчас я узнаю телефон каедрального.
    2276609
    Мне сказали перезвонить минут через 10 пошли спрашивать у священника сколько это стоит (если не хочешь никого подставлять, скажи — прабабушка умерла).
    Не буду врать, мне только что сказали, что «похоронами мы не занимаемся, занимаемся только погребением и ваше дело — сколько заплатить или не заплатите вы вообще»»

  58. я так могу сказать — звонить по телефону в кафедральный — это безличностный контакт. именно из бесличностного контакта и растут проблемы. т.е. есть некто «заказчик» и некто «исполнитель», между которыми нет никаких отношений, кроме вот этой вот требы. священник не знал умершей пробабушки, не знал об отношениях между «заказчиком» и «пробабушкой», поэтому всем удобно, чтобы треба так и оставалась анонимной. согласись, если священник знает человека, человек ему дорого, то утрата этим человеком близкого и сами священником воспринимается по-другому. он может по-настоящему утешить скорбящего человека, и помолиться об упокоении души потому, что его сердце само просит помолиться. поэтому страшна не оплата треб — она просто отражает объективно сложившуюся практику «анонимных» отношений. когда на самом деле, священник приходит со стороны.

  59. а ты знаешь английский? именно потому что на германскую лексику положили романскю грамматику получились такиие нескладухи — читаешь Лондон, а звучит как Ливерпуль.

  60. да, английский знаю. но он язык на котором реально люди разговаривали в отличие от церковно-славянского, который изначально был синтетическим.

  61. Ага. Разводиться можно )))

  62. В кафедральном Вам сказали «таксу» так называемого «заочного отпевания». При обычном отпевании, когда приглашают священника на дом, напротив, никогда не слышал,чтобы называлась такса. Обычно говорят: «Это пожертвование. Сколько считаете нужным». Уверяю Вас, это именно распространенная практика, а не какой-то один уникальный священник:)

  63. Может и перегнул, но просто хотел показать уровень. Если даже у нас так, то как в более глухих местах?

  64. Приходите к нам на беседы:) В 7 часов по понедельникам. Я думаю, Вы удивитесь:)

  65. Висят, но они не обязательны. Кроме того, кафедральный собор это особая статья:)

  66. А как у них там?

    Каков % тех, кто «перекрещивает»?

  67. Во-первых, они все же легендарные.
    Во-вторых, даже по легендарным сведениям они не были священниками. Простые монахи, может даже послушники.

  68. :(

    —-«Самое главное помни — русскя армия никогда ни на кого не нападала, никогда никого не захватывала. Русская армия — это освободительная армия»—-

    Интересно, его не учили, что говорить неправду — нехорошо?

    2. Насчёт муллы — хорошо срезали.

  69. Всякое бывает… Можно и не такие чудеса найти. Но на таких же православие клином не сошлось:)

  70. я точно не знаю, могу выяснить.

  71. вокатив бывает и с окончанием «е».

  72. вокатив бывает и с окончанием «е».

  73. Было бы интересно!

    А что это за канон, о котором о.А. говорит, что полагается перекрещивать?

    Во 1х нет канона, что католики — еретики.

  74. я не знаю, я по канонам не жіву, я вообшче экуменістка

  75. бывает — мужской род: Сыне, Боже, Душе и т.п.

  76. Значит я ошибался

  77. С удовольствием, но пока у меня вечарами по понедельникам кинологические занятия, после 19 сентября

  78. как-то все ни шатко, ни валко,
    правда когда брат крестил сразу двоих своих детей, за второго ребенка денег не взяли

  79. Наверное учили, он просто действительно так думает.

  80. возможно я максималист :)

  81. » Католицизм — догматом о непогрешимости папы (хотя мы знаем, что многие из пап былм не только пкдерастами, но и убийцами)»

    Догмат о «непогрешімості» — не об этом.

    Догмат о безошибочности Римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
    Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, Папа не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)».

  82. И это вопрос терминологии.

    «Освобождали». Советские войска всегда ведь всё освобождали.
    Афганистан, Прагу, Будапешт…

  83. Вера основывается не на богословии, а на незнании.
    Чем меньше знаешь и понимаешь, тем больше веришь.
    Это нормальная такая эзотерическая (в хорошем смысле) вера, где через заряженного священника с использованием тайного знания идет энергия на людей. И ЦС язык этой вере очень хорошо помогает, он ведь сам мистический. А обычный русский — разумеется нет. Следовательно энергетика церкви с их точки зрения потеряется.
    Это все равно, что, пардон, расписать людям детально механизм секса и им станет неинтересно.

    Верующие это все чувствуют, только как животные, выразить словами не могут или боятся. Понимают же, что это «неофициальная» позиция, которая важнее «официальной».

    • Да это понятно. Но как раз поэтому и ужасно. Потому что эта эзотерика противоречит христианству.

      • Ну если смотреть на эзотерику нейтрально, просто как на тайное знание, то к этому можно отнести и молитвы в алтаре, и молитвы, которые не рекомендуется читать мирянам и т.д.

        А если смотреть на нее как на энергетически заряженные патлы и бороды, как на а-ля пятидесятническое благодатное бормотание, то да…тяжело очень. В первую очередь тяжело от осознания, что сделать ничего нельзя. Нужно делать то, чего делать нельзя. просто решиться на это. Строить другую церковь: семейную, домовую, неиерархичную. И на принципах богословского образования.
        А значит возникает и вторая проблема. Общество нынче требовательно к логичности, завершенности, концептуальности. Та экзальтированная софистика и демагогия, которая прокатывало столетиями, сейчас не прокатит. А значит нужно строить богословие.
        Понимаете что это значит?

  84. Вера основывается не на богословии, а на незнании.
    Чем меньше знаешь и понимаешь, тем больше веришь.
    Это нормальная такая эзотерическая (в хорошем смысле) вера, где через заряженного священника с использованием тайного знания идет энергия на людей. И ЦС язык этой вере очень хорошо помогает, он ведь сам мистический. А обычный русский — разумеется нет. Следовательно энергетика церкви с их точки зрения потеряется.
    Это все равно, что, пардон, расписать людям детально механизм секса и им станет неинтересно.

    Верующие это все чувствуют, только как животные, выразить словами не могут или боятся. Понимают же, что это «неофициальная» позиция, которая важнее «официальной».

  85. Да это понятно. Но как раз поэтому и ужасно. Потому что эта эзотерика противоречит христианству.

  86. Ну если смотреть на эзотерику нейтрально, просто как на тайное знание, то к этому можно отнести и молитвы в алтаре, и молитвы, которые не рекомендуется читать мирянам и т.д.

    А если смотреть на нее как на энергетически заряженные патлы и бороды, как на а-ля пятидесятническое благодатное бормотание, то да…тяжело очень. В первую очередь тяжело от осознания, что сделать ничего нельзя. Нужно делать то, чего делать нельзя. просто решиться на это. Строить другую церковь: семейную, домовую, неиерархичную. И на принципах богословского образования.
    А значит возникает и вторая проблема. Общество нынче требовательно к логичности, завершенности, концептуальности. Та экзальтированная софистика и демагогия, которая прокатывало столетиями, сейчас не прокатит. А значит нужно строить богословие.
    Понимаете что это значит?

  87. Спасибо за разъяснение, но от этого, признаться не легче :)

  88. Ну да :)))
    А наци освобождали нас от сталинизма :)))

  89. А ад чаго цяжка? :)))
    Ад таго, што не нейкі сабор біскупаў, а адзін чалавек, які сядзіць на прастоле сьв.Пятра, мае права апошняга слова наконт тых ці іншых пытаньняў хрысьціянскай маралі?
    За 2.000 год гэтая сістэма нас яшчэ не падвадзіла :)

  90. Личные качества некоторых из Пап, что были раньше смущают.
    Как в том анекдоте: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?»

  91. Условно говоря, догмат говорит о том, благословение престола св.Петра не позволяет неправильные официальные постановления по вопросам морали выносить, несмотря на любую личную греховность.
    Лично папы грешат как и любые люди -миряне, священники или епископы.

    И то, о чем вы говорите, только подтверждает правильность догмата. Даже Борджиа ничего антихристианского в католическую мораль не ввел.

  92. может еще и «БогородицО Дево радуйся?»

  93. Это не от рода зависит, а от склонения. Существительные с основой на шипящий независимо от рода относят к смешанному склонению: душе, юноше, богородице, отроковице.
    Сыне, рабе — 1-е склонение
    Дево — 2-е
    Заповеде — 3-е.

Leave a Reply