Вот говорят, что, мол, от частого Причащения можно утратить "яркость чувств", что вырабатывается "привыкание" и все такое. Кажется даже иногда, что в этом есть какой-то резон. Но на самом-то деле полнейшая нелепость. Чтоб это понять, далеко ходить не надо. Церковь это Семья, Церковь это Брак, Церковь это Любовь. Известные образы, идущие еще от Самого Иисуса Христа, а затем Павла, Иоанна и далее.
В этом контексте говорить об опасности утраты "яркости чувств" это все равно, что сказать жениху и невесте: разве вы не боитесь из-за того, что будете постоянно рядом жить и ежедневно видится, утратить яркость чувств? А ведь резонно вполне… Только вот главное в браке вовсе не "яркость чувств", а полнота бытия во взаимной любви, представление о чем больше вяжется не с "яркостью", а со "светом" — спокойным, мирным, всезаполняющим.
И кто обычно озабочен "яркостью чувств"? Человек, для которого любовь это временая пылкая страсть, средство впрыснуть себе адреналинчику. И на Причастие в Церкви довольно часто тоже так смотрят — как на такой своего рода наркотик, стимулирующий всплеск "духовной жизни" на фоне ее обычной серости.
Alt+Enter to post
спасибо!
верно сказали.
спасибо!
верно сказали.
ага
про любую хорошую вещь можно сказать: ох, опасно
(потому лучше хорошую вещь запретить)
ага
про любую хорошую вещь можно сказать: ох, опасно
(потому лучше хорошую вещь запретить)
кстати, хорошая мысль. а то БПЦ БПЦ…
Надо ж и вам, духовненьким, что-то подкинуть:)
кстати, хорошая мысль. а то БПЦ БПЦ…
Точно. А прежде всего брак — это взаимность, обет взаимности, супружества. Об этом притча Господа о званных на брачный пир. Господь себя приносит, и нам надо потрудиться себя притащить к причастию.
Только проблема в том, что этот аргумент, как и остальные, придумали «духовники», которые сами всегда причащаются, для своих «чад», которых «не благословляют» «часто» причащаться. И на Ваш аргумент они тоже ответят: в храм ходить надо, побыли на литургии — выполнили свою обязанность. Мол, в хорошей семье тоже не каждый день вино пьют.
Потому, как давно сказал Афанасьев: проблема не в признании необходимости индивидуального частого причастия, а в признании евхаристической экклезиологии — Евхаристии, как осуществления Церкви. В выделении воскресного дня для евхаристического единства всей церкви со Христом.
А в русле индивидуализма можно и с причастием дойти до полного абсурда, и с Евхаристией. Как в Сыктывкаре, с еженощной литургией…
выполнили свою обязанность
как же Вы правы!
у нас несколько лет назад особо одарённые клирики запрещали на Пасху причащаться. (((
Re: выполнили свою обязанность
Да это раньше и в Москве было обычным делом.
Точно. А прежде всего брак — это взаимность, обет взаимности, супружества. Об этом притча Господа о званных на брачный пир. Господь себя приносит, и нам надо потрудиться себя притащить к причастию.
Только проблема в том, что этот аргумент, как и остальные, придумали «духовники», которые сами всегда причащаются, для своих «чад», которых «не благословляют» «часто» причащаться. И на Ваш аргумент они тоже ответят: в храм ходить надо, побыли на литургии — выполнили свою обязанность. Мол, в хорошей семье тоже не каждый день вино пьют.
Потому, как давно сказал Афанасьев: проблема не в признании необходимости индивидуального частого причастия, а в признании евхаристической экклезиологии — Евхаристии, как осуществления Церкви. В выделении воскресного дня для евхаристического единства всей церкви со Христом.
А в русле индивидуализма можно и с причастием дойти до полного абсурда, и с Евхаристией. Как в Сыктывкаре, с еженощной литургией…
жаль, что под замком запись. ссылку не дашь
жаль, что под замком запись. ссылку не дашь
Дело не в яркости чувств, а в утрате благоговения при частом причащении. М.б., многие «профессиональные болезни» клириков и вызваны частым причащением по необходимости, но без необходимой подготовки (а как нормально готовиться ачще раза в месяц, я ума не приложу; я даже не про «вычитывание» канонов и последования, которое, безусловно, необходимо, а про осознание и покаяние).
+1
Ты ли это, Наташа?:)
Мой опыт говорит об эффекте привыкания, как, например, очень сильно привыкаешь к молитвенному правилу, слова выхолащиваются; смысл происходящего, хотя и понимаешь умом, но сердце холодно, а «накручивать себя искусственно»- тоже не то. И к высоким и правильным словам проповеди, и даже, увы, Писания, тоже привыкаешь, и они не трогают и не вдохновляют…
Ну и про частую исповедь- тоже уместно. Профанация исповеди- тоже проблема.
Наверное, надо жить как-то иначе, с бОльшей отдачей, чтобы чтение Писания и причащение не были во осуждение, как полученный, но зарытый в землю талант. А так- количество не переходит ва качество.
Утрата благоговения — это как раз невозможность причащаться.
А что за «профессиональные болезни» такие? Глядишь, может и не болею… Тогда хоть буду знать, что достойно причащаюсь:)
Вы-то, о.Александр, вряд ли ими болеете, я-то какие разумею болезни: властолюбие, чванство по отн. к нижестоящим и не за страх а за совесть раболепие перед высшими и т.п.
Очень сомневаюсь, что это от «неподготовленности» к литургии:) Обычные страсти… И… не буду тут исповедоваться.. но я далеко не образчик в подготовке:) А служу литургию 2-3 раза в неделю:)
в утрате благоговения
ерунда это, Игорь.
Вы пробовали так жить, или это фантазии?
опыт показывает, что нормально всё и с благоговением, и с осознанием собственного недостоинства, и прочим подобным.
и не просто нормально, а зачастую острее, чем у «среднестатистического редко причащающегося».
а покаяние — это не на несколько дней в месяц, а ежечасное и ежеминутное делание.
согрешил, осознал — покаялся, а не сидеть раз в месяц и вспоминать, а шо ж там было-то.
Re: в утрате благоговения
Света! Я согласен, что в редких случаях, вроде Вашего, частое причащение допустимо. Конечно, частое причащение должно подразумевать и непрерывное говение. Кто хочет часто причащаться не в суд и во осуждение, тот пусть постится 300 дней в году. Но, боюсь, если Вы замуж выйдете и у Вас будут маленькие дети (и муж, которого тоже надо ублажать как маленького ребенка, это я Вам как мужчина говорю!), Вам даже обычные уставные посты покажутся бременами неудобоносимыми.
О покаянии. Все ж покаяние — это не столько покаяние в конкретном дурном поступке, а раскапывание причины этого дурного поступка. А причина тут одна: я весь до сердцевины пропитан грехом, Христа люблю только на словах, а на деле люблю грех. И в те минуты, когда я осознаю, что на том свете мне светит (извините за каламбур) только пекло, когда я действительно чувствую страх Божий (=страх будущей муки за нераскаянность в грехе), тогда исповедь и причастие уместны. А когда покаяния, основанного на необходимейшем страхе, нет, тогда исповедь грешника будет лицемерной комедией, а причастие послужит к сугубому осуждению.
Re: в утрате благоговения
А священники, причащающиеся не один даже раз в неделю тоже должны постить?
Re: в утрате благоговения
Это было бы очень хорошо! Еще бы я обязательный целибат для священников ввел.
Проблема с постом у священников упирается в служение чаще раза в неделю. Но, возможно, вы знаете, что, когда во Вселенском патриархате в начале ХХ в. готовилась реформа календаря, изначальный проект был гораздо радикальнее, чем то, что было принято. Кроме перехода на новоюлианский календарь планировалось переделать Устав и сделать так, чтобы литургия служилась только по воскресеньям и двунадесятым праздникам (плюс Великий четверг и Великая суббота), прочие празднования переносились бы на ближайшее воскресенье после даты. Такая реформа сделала бы возможным обязательный пост перед причастием для клириков (кроме сплошных седмиц, когда можно было бы и мирянам разрешить причащаться без поста). Получилось бы очень честно: хочешь стать священником — будь готов поститься 300 дней в году вместо мирянских 180. Жаль, что реформа календаря у греков состоялась без реформы Устава.
Re: в утрате благоговения
бремена неудобоносимые всё это.
хотите поститься — поститесь хоть 400 дней в году, если духовник пальцем у виска не покрутит, но от других не требуйте.
каждый за себя ответит.
и пост стоит вовсе не на первом месте в списке «чем бы таким можно послужить Богу».
Re: в утрате благоговения
насчёт поста — это Ваше частное мнение, не имеющее основания в Евангелии: поститься надо, когда Жениха нету, а не во время брачного пира.
не причащать беременных и кормящих без поста — изуверство.
не знаю ни одного священника, который бы так поступал.
напротив, разъясняют особо ревностным, что сейчас их первейшая обязанность перед Богом — чтобы ребёнок здоровым вырос.
насчёт меня в этом контексте беспокоиться не стоит, выбор давно сделан.
насчёт покаяния.
Игорь, «страх Божий» — это не «страх будущей муки», а страх причинить боль Любимому (да, Бог бесстрастен, но, думаю, понятно, к чему этот антропоморфизм).
«я сволочь, мне нет места рядом с Богом, и я боюсь остаться без Него навсегда» — ну да, в таком случае исповедь более чем уместна, не спорю.
но за большие грехи, которые чаще всего к такому покаянию подталкивают, почему-то по канонам полагается к Чаше не пускать.
мы друг друга в этой жизни никогда не поймём, наверное.
я убеждена, что покаяние основано не на страхе, а на любви.
как, впрочем, и вся христианская жизнь.
и в свете этого покаяние может и должно быть непрестанным.
Re: в утрате благоговения
Конечно, беременным и кормящим пост противопоказан, я не настолько изувер! А вот когда дети подросли, женщина крутится вся взмыленная, муж тоже, а вот тогда — поститься все равно надо.
Насчет необходимости восстановления практики многолетних епитимий, в особенности за блуд во всех видах, я с Вами совершенно согласен. Но сволочь, которой нет места рядом с Богом, — это не обязательно убийца, прелюбодей и вероотступник, чуждый Богу человек внешне может быть даже вполне ничего… только сребролюбив немного, к примеру.
А что касается любви — так до нее еще дорасти надо. Пока до любви дойдет человек, столько пустышек может за любовь принять!
Re: в утрате благоговения
поститесь, Игорь, поститесь.
помоги Вам Бог.
Re: в утрате благоговения
Св. Феофан Затворник рекомендовал «учредить» 4 говения в год, максимум 6. Св. Филарет Московский говорил: «не учащай». Покойный патриарх Алексий тоже не одобрял причащение мирян чаще раза в месяц. Не на пустом же месте они все это придумали, есть же ведь за такой позицией некий резон, притом глубокий, Вам не кажется?
Re: в утрате благоговения
привести много имён святых, учивших наоборот?
Дело не в яркости чувств, а в утрате благоговения при частом причащении. М.б., многие «профессиональные болезни» клириков и вызваны частым причащением по необходимости, но без необходимой подготовки (а как нормально готовиться ачще раза в месяц, я ума не приложу; я даже не про «вычитывание» канонов и последования, которое, безусловно, необходимо, а про осознание и покаяние).
+1
Утрата благоговения — это как раз невозможность причащаться.
//Церковь это Семья, Церковь это Брак, Церковь это Любовь
это откуда? какие-то проекции
Толкование СП.
//Церковь это Семья, Церковь это Брак, Церковь это Любовь
это откуда? какие-то проекции
А что за «профессиональные болезни» такие? Глядишь, может и не болею… Тогда хоть буду знать, что достойно причащаюсь:)
Ты ли это, Наташа?:)
Надо ж и вам, духовненьким, что-то подкинуть:)
Толкование СП.
Мой опыт говорит об эффекте привыкания, как, например, очень сильно привыкаешь к молитвенному правилу, слова выхолащиваются; смысл происходящего, хотя и понимаешь умом, но сердце холодно, а «накручивать себя искусственно»- тоже не то. И к высоким и правильным словам проповеди, и даже, увы, Писания, тоже привыкаешь, и они не трогают и не вдохновляют…
Ну и про частую исповедь- тоже уместно. Профанация исповеди- тоже проблема.
Наверное, надо жить как-то иначе, с бОльшей отдачей, чтобы чтение Писания и причащение не были во осуждение, как полученный, но зарытый в землю талант. А так- количество не переходит ва качество.
Вы-то, о.Александр, вряд ли ими болеете, я-то какие разумею болезни: властолюбие, чванство по отн. к нижестоящим и не за страх а за совесть раболепие перед высшими и т.п.
Очень сомневаюсь, что это от «неподготовленности» к литургии:) Обычные страсти… И… не буду тут исповедоваться.. но я далеко не образчик в подготовке:) А служу литургию 2-3 раза в неделю:)
выполнили свою обязанность
как же Вы правы!
у нас несколько лет назад особо одарённые клирики запрещали на Пасху причащаться. (((
в утрате благоговения
ерунда это, Игорь.
Вы пробовали так жить, или это фантазии?
опыт показывает, что нормально всё и с благоговением, и с осознанием собственного недостоинства, и прочим подобным.
и не просто нормально, а зачастую острее, чем у «среднестатистического редко причащающегося».
а покаяние — это не на несколько дней в месяц, а ежечасное и ежеминутное делание.
согрешил, осознал — покаялся, а не сидеть раз в месяц и вспоминать, а шо ж там было-то.
Re: выполнили свою обязанность
Да это раньше и в Москве было обычным делом.
Re: в утрате благоговения
Света! Я согласен, что в редких случаях, вроде Вашего, частое причащение допустимо. Конечно, частое причащение должно подразумевать и непрерывное говение. Кто хочет часто причащаться не в суд и во осуждение, тот пусть постится 300 дней в году. Но, боюсь, если Вы замуж выйдете и у Вас будут маленькие дети (и муж, которого тоже надо ублажать как маленького ребенка, это я Вам как мужчина говорю!), Вам даже обычные уставные посты покажутся бременами неудобоносимыми.
О покаянии. Все ж покаяние — это не столько покаяние в конкретном дурном поступке, а раскапывание причины этого дурного поступка. А причина тут одна: я весь до сердцевины пропитан грехом, Христа люблю только на словах, а на деле люблю грех. И в те минуты, когда я осознаю, что на том свете мне светит (извините за каламбур) только пекло, когда я действительно чувствую страх Божий (=страх будущей муки за нераскаянность в грехе), тогда исповедь и причастие уместны. А когда покаяния, основанного на необходимейшем страхе, нет, тогда исповедь грешника будет лицемерной комедией, а причастие послужит к сугубому осуждению.
Re: в утрате благоговения
Св. Феофан Затворник рекомендовал «учредить» 4 говения в год, максимум 6. Св. Филарет Московский говорил: «не учащай». Покойный патриарх Алексий тоже не одобрял причащение мирян чаще раза в месяц. Не на пустом же месте они все это придумали, есть же ведь за такой позицией некий резон, притом глубокий, Вам не кажется?
Re: в утрате благоговения
А священники, причащающиеся не один даже раз в неделю тоже должны постить?
Re: в утрате благоговения
Это было бы очень хорошо! Еще бы я обязательный целибат для священников ввел.
Проблема с постом у священников упирается в служение чаще раза в неделю. Но, возможно, вы знаете, что, когда во Вселенском патриархате в начале ХХ в. готовилась реформа календаря, изначальный проект был гораздо радикальнее, чем то, что было принято. Кроме перехода на новоюлианский календарь планировалось переделать Устав и сделать так, чтобы литургия служилась только по воскресеньям и двунадесятым праздникам (плюс Великий четверг и Великая суббота), прочие празднования переносились бы на ближайшее воскресенье после даты. Такая реформа сделала бы возможным обязательный пост перед причастием для клириков (кроме сплошных седмиц, когда можно было бы и мирянам разрешить причащаться без поста). Получилось бы очень честно: хочешь стать священником — будь готов поститься 300 дней в году вместо мирянских 180. Жаль, что реформа календаря у греков состоялась без реформы Устава.
Re: в утрате благоговения
привести много имён святых, учивших наоборот?
Re: в утрате благоговения
бремена неудобоносимые всё это.
хотите поститься — поститесь хоть 400 дней в году, если духовник пальцем у виска не покрутит, но от других не требуйте.
каждый за себя ответит.
и пост стоит вовсе не на первом месте в списке «чем бы таким можно послужить Богу».
Re: в утрате благоговения
насчёт поста — это Ваше частное мнение, не имеющее основания в Евангелии: поститься надо, когда Жениха нету, а не во время брачного пира.
не причащать беременных и кормящих без поста — изуверство.
не знаю ни одного священника, который бы так поступал.
напротив, разъясняют особо ревностным, что сейчас их первейшая обязанность перед Богом — чтобы ребёнок здоровым вырос.
насчёт меня в этом контексте беспокоиться не стоит, выбор давно сделан.
насчёт покаяния.
Игорь, «страх Божий» — это не «страх будущей муки», а страх причинить боль Любимому (да, Бог бесстрастен, но, думаю, понятно, к чему этот антропоморфизм).
«я сволочь, мне нет места рядом с Богом, и я боюсь остаться без Него навсегда» — ну да, в таком случае исповедь более чем уместна, не спорю.
но за большие грехи, которые чаще всего к такому покаянию подталкивают, почему-то по канонам полагается к Чаше не пускать.
мы друг друга в этой жизни никогда не поймём, наверное.
я убеждена, что покаяние основано не на страхе, а на любви.
как, впрочем, и вся христианская жизнь.
и в свете этого покаяние может и должно быть непрестанным.
Re: в утрате благоговения
Конечно, беременным и кормящим пост противопоказан, я не настолько изувер! А вот когда дети подросли, женщина крутится вся взмыленная, муж тоже, а вот тогда — поститься все равно надо.
Насчет необходимости восстановления практики многолетних епитимий, в особенности за блуд во всех видах, я с Вами совершенно согласен. Но сволочь, которой нет места рядом с Богом, — это не обязательно убийца, прелюбодей и вероотступник, чуждый Богу человек внешне может быть даже вполне ничего… только сребролюбив немного, к примеру.
А что касается любви — так до нее еще дорасти надо. Пока до любви дойдет человек, столько пустышек может за любовь принять!
Re: в утрате благоговения
поститесь, Игорь, поститесь.
помоги Вам Бог.
В самую точку.
Многие «спасаются» СВОИМИ говениями и подвигами, но не Христом.
И если есть «привычка» ко Христу — то это самая замечательная привычка в этом мире. Какая радость жить этой «привычкой», а не своей «праведностью».
Собственная праведность («я же готовился!») — первая причина охлаждения и, кстати, первая причина, при которой подходить к Чаше действительно должно быть страшно.
Спаси Господи!
В самую точку.
Многие «спасаются» СВОИМИ говениями и подвигами, но не Христом.
И если есть «привычка» ко Христу — то это самая замечательная привычка в этом мире. Какая радость жить этой «привычкой», а не своей «праведностью».
Собственная праведность («я же готовился!») — первая причина охлаждения и, кстати, первая причина, при которой подходить к Чаше действительно должно быть страшно.
Спаси Господи!
хорошая мысль
хорошая мысль
Здесь ответы на все вопросы http://krotov.info/library/n/bran/euharis.html
Здесь ответы на все вопросы http://krotov.info/library/n/bran/euharis.html