Геморрой.

Возможно ли преображение РПЦ?

В комментариях к одному подзамочному посту по поводу ожидаемого (еще) по инициативе нового патриарха возрождения церковной жизни речь зашла о принципиальной возможности/невозможности реформирования РПЦ. Приведенный там аналог на примере реформирования безнадежно застойного СССР Горбачевым мне кажется неудачным хотя бы потому, что СССР все же не реформировался, а развалился. В силу, как мне кажется, все той же принципиальной невозможности реформирования СССР, построенного на фундаменте ложной идеологии. В случае же РПЦ мы если и говорим о невозможности ее реформирования, то обусловлена она все же несколько иными факторами. Советская система ущербна и нежизненна в силу самой своей коммунистической природы. Богочеловеческая природа Церкви, напротив, способна к воскрешению даже мертвого. Но структура церковного управления устроена так, что там мало что зависит о лидера. Патриарх далеко не обладает такими возможностями власти,как генсек в СССР. И это в определенном смысле плюс — даже собственно РПЦ это далеко не только организация, но организм, в котором здоровье зависит не только от головы. Что может патриарх? Снять того или иного епископа (с согласия Синода и с опаской о последствиях), а если не снять, то максимум пожурить (что-такое предусмотрено в уставе и не более того). Показать пример. Вдохновить словами. Ну и все почти… Не особо развернешься, как бы ни хотел. То есть реформы в церковной жизни принципиально возможны, но не со стороны патриарха. Реформы возможны только при наличии определенного влиятельного движения в церкви, или хотя бы настроения. Так было, например, в период подготовки собора 1917-1918 года. Такое имело вероятность проявиться в начале 90-х годов, времени массового обновления церковных кадров. В церковь хлынуло много людей, как по идейным, так и по меркантильным соображениям. У вторых возобладать было больше шансов, но в этих рядах было определенное смятение и соперничество в связи с переделом интерсов, сфер вдияния и вообще определения этих сфер в новых политических и экономических условиях. В это время «идейным» можно было как-то консолидироваться для серьезного возрождения церковной жизни. И было вокруг кого — многих тех людей из интеллигенции, что в годы застоя в поисках правды пришли в церковь и, видя неправду в церкви, имели какие-то мысли и проекты, что и как можно изменить. Пусть нереальные и ошибочные проекты. Не в них суть, а в том, что вокруг этого мысль могла жить и концентрироваться. Вот эти центры противникам Церкви и ее возрождения надо было уничтожить или хотя бы дискредитировать. Думаю, что самым удачным ходом с их стороны было убийство о. Александра Меня с одновременной дискредитацией его наследия. Один Александр Мень «стоил» десятка «уникальных кризисных менеджеров» в сане патриарха. Не потому, что тот или иной патриарх плох, а потому, что само это положение лишает возможности действовать. Патриарх оказывается в роли Гуливера среди лилипутов, связанный тысячами вроде бы по отдельности слабых нитей. Ну и просто он банально «страшно далек от народа».
Так что я лично, если на что и надеюсь, то на то, что может снова когда-то вырастет критическая масса, ибо, несмотря на рост «энтузиастов» меркантильности и сытого довольства, наблюдается, по моим наблюдениям, и рост недовольства нынешнего состояния церкви среди тех, кто раньше жил по принципу «не моего ума дело». Таких людей очень много, и на самом деле на них все держится. Они не плохие люди, даже многие бесспорно настоящие пастыри и христиане, но они равнодушны. А ведь недаром сказано «не бойся злых, бойся равнодушных — именно с их молчаливого согласия и существует зло на земле». И вот эти «равнодушные» могут зашевелиться. Пока, конечно, не сильно шевелятся, но уже чаще и чаще слышишь нечто вроде того, что «надо что-то делать» и «так жить нельзя».
Может и мало на это надежды, но больше надеяться не на что. Я как-то даже писал, что теперь умерла надежда. Но сила христианства в том, что оно верит в воскресение мертвых и преображение реальности. Воскресение и преображением не сами по себе, а силой и вмешательством Бога, о Котором мы чаще всего и забываем, рассуждая о «ситуации в церкви».
С Праздником!

You can leave a response, or trackback from your own site.

10 Responses to “Возможно ли преображение РПЦ?”

  1. Остаётся только сказать, что для воскресения нужно сначала умереть.
    Но всё-таки — даже если это единственный и евангельский путь, желать-то его никак не хочется…

    Вот в чём тяжесть.

  2. Остаётся только сказать, что для воскресения нужно сначала умереть.
    Но всё-таки — даже если это единственный и евангельский путь, желать-то его никак не хочется…

    Вот в чём тяжесть.

  3. С праздником, отче! Согласен. Потому и написал, что возможена церковная смута, поскольку недовольных много, но взгляды у них при этом подчас диаметрально противоположны.

  4. С праздником, отче! Согласен. Потому и написал, что возможена церковная смута, поскольку недовольных много, но взгляды у них при этом подчас диаметрально противоположны.

  5. А меня беспокоит другое. Собор 1917-18 — мощнейший прорыв к подлинной церковности, но… безнадежно опоздавший. Если бы он состоялся хотя бы не несколько лет раньше, наверное и революций 1917 г. бы не было. И вот теперь (ИМХО) мы так же катастрофически опаздываем. Молитесь, отцы и братья.

  6. А меня беспокоит другое. Собор 1917-18 — мощнейший прорыв к подлинной церковности, но… безнадежно опоздавший. Если бы он состоялся хотя бы не несколько лет раньше, наверное и революций 1917 г. бы не было. И вот теперь (ИМХО) мы так же катастрофически опаздываем. Молитесь, отцы и братья.

  7. \\Пока, конечно, не сильно шевелятся, но уже чаще и чаще слышишь нечто вроде того, что «надо что-то делать» и «так жить нельзя».
    так это и раньше было слышно. просто это не было никаким элементом динамики. говорили и будут говорить, и ничего делаться не будет. отбор такой, в данных условиях естественный

  8. \\Пока, конечно, не сильно шевелятся, но уже чаще и чаще слышишь нечто вроде того, что «надо что-то делать» и «так жить нельзя».
    так это и раньше было слышно. просто это не было никаким элементом динамики. говорили и будут говорить, и ничего делаться не будет. отбор такой, в данных условиях естественный

  9. И Вас с Праздником!

    Полностью согласен с Вашими словами. Думаю, Патриарх ныне весьма мудро поступает, что не спешит размахивать «административным топором», поголовно меняя епископов, карая настоятелей и штампую различные реформаторские решения. Собственно, еще одно важное условие обновления Церкви это необходимость понимания того что Церковь не СССР самим священноначалием. Иначе так будут разнорядки на крестные ходы по благочиниям спускать, а это ведь подтачивает все, включая веру конкретных людей, измученных подобными инициативами.

  10. И Вас с Праздником!

    Полностью согласен с Вашими словами. Думаю, Патриарх ныне весьма мудро поступает, что не спешит размахивать «административным топором», поголовно меняя епископов, карая настоятелей и штампую различные реформаторские решения. Собственно, еще одно важное условие обновления Церкви это необходимость понимания того что Церковь не СССР самим священноначалием. Иначе так будут разнорядки на крестные ходы по благочиниям спускать, а это ведь подтачивает все, включая веру конкретных людей, измученных подобными инициативами.

Leave a Reply to pretre_philippe