Геморрой.

Голодомор и православное «смирение»

В Беларуси тоже вспоминаится украинский Голодомор, в рамках чего сегодня в минском кафедральном соборе после литургии прошла панихида по жертвам этого преступления.
Надо сказать, что и раньше ежегодно проводились такие панихиды, но только не в главном соборе, а в нашем храме. Сразу скажу, что лично со мной, как потомком пострадавших в Голодоморе, это никак не связано. Чистое совпадение (а может и промысл)- почему-то свыше было благословлено исполнять эту требу нашему храму. Именно требу, посколько проводилась она в совершенно «частное» время, когда одна службы давно закончилась, а до следующей еще не один час. И никаких объявлений. Не скажу, что так уж специально делалось, но как-то так оно вытихаря получалось, что даже я, один из всего лишь трех священников в храме, часто был не в курсе. Присутствовали на такой панихиде только «заказчики» — представители посольства и белорусского объединения украинцев.
Но в этом году юбилейный уровень праздеств потребовал, видимо, перевода священного действа в главный храм города, что, впрочем, мало отразилось на частно-требном характере службы. Конечно, никаких объявлений, никаких пояснений. Вышедший после литургии на солею настоятель долго перечислял предстоящие на следующей неделе богослужения, но ни словом ни обмолвился о панихиде, которая должна была начаться прямо сейчас. Думаю, что и здесь тоже не было никакого специального умысла. Просто указано «провести мероприятие», вот и проводим. Кому надо, тот знает, а кому не надо, тому и необязательно. Вышли на середину храма и начали службу. При этом заметно было различие в оценке самого события. Если протодиакон поминал «от Голодомора пострадавших», то священник — «в Голодоморе умученных». Под конец даже добавил «от безбожных властей». Но не более того. Ожидал — а может хоть после панихиды объяснят людям, в связи с чесм панихида. Нет. Как и положено для частной требы, священник подозвал к себе украинского посла, дал поцеловать крест, и на этом все. Даже проповеди не было, что обычно и на частной панихиде.
И в результате… Не знаешь даже смеяться или плакать… Подошли ко мне присутствовавшие на литургии знакомые тетушки… «А что это за голодомор такой.. И не голод даже, а голодомор?»-«Ну так это же на Украине было такое, разве не знаете, очень много людей умерло.. Вот у меня большинство родственников, например..»- начал я. «Ах, какой ужас, примите наши соболезнования». «Так вот в 1932-33 годах…». — «Ааа, так это так давно было?? А мы думали это сейчас!..»
Ну а что… Логично… Ведь у нас постоянно говорят, что «на Украине голодают». Вот, значит, и заморили Ющенко с Тимошенко людей голодом до смерти … А мы теперь молимся за пострадавших…. Уверен, что многие так поняли. Я еще удивляюсь, что у них, как они потом сказали, все же появились сомнения при упоминании «безбожных властей». Разве не благочестиво «православному» почитать «оранжевые» украинские власти как «безбожные»?
Хотя, с другой стороны, не совсем в нашем духе даже задаваться какими-то вопросами. Нормально вобще ничего не думать. Служат батюшки, значит знают кому служат и зачем. Поэтому, скорее всего, еще большая часть ббыла таких, которые и не думали ничего… Крестились себе, да и все… Их считают за бездумных баранов, которым ничего говорить и объяснять не надо, ну и они, соответственно наученные, проявляют «смирение»…
В связи с этим вообще об отношении к службе. Мы вот озабочены тем, что ж такое сделать, чтоб служба в церкви была поенятнее, доступнее.. На этом языке, на том… А корень проблемы совсем в другом — это ведь у нас признак неофитства, когда требуют понимания, а «воцерковенный» уже просто «смирился», и никакого понимания ему уже не требуется». Удивительным образом эта установка выливается в увереное и твердое убеждение, что «мне и так все понятно».
В завершение для иллюстрации предлагаю посмотреть программу мероприятий, посвященых Голодомору, в Минске. Сравните католическую и православную части. А ведь Голодомором замучено в основном население, традиционно исповедующее православие…

You can leave a response, or trackback from your own site.

10 Responses to “Голодомор и православное «смирение»”

  1. «Сравните католическую и православную части. А ведь Голодомором замучено в основном население, традиционно исповедующее православие…»

    http://news.tut.by/world/122365.html

  2. «Сравните католическую и православную части. А ведь Голодомором замучено в основном население, традиционно исповедующее православие…»

    http://news.tut.by/world/122365.html

  3. :(

    С другой стороны, хорошо, что хоть так. Наши знакомые белорусы в Голландии недавно нам с возмущением рассказывали, какие оранжевые украинские власти лживые, что какой-то голодоморный геноцид удумали, тогда как всем хорошо изветсно, что ничего подобного не было и быть не могло.

  4. :(

    С другой стороны, хорошо, что хоть так. Наши знакомые белорусы в Голландии недавно нам с возмущением рассказывали, какие оранжевые украинские власти лживые, что какой-то голодоморный геноцид удумали, тогда как всем хорошо изветсно, что ничего подобного не было и быть не могло.

  5. Вельмі тыповыя паводзіны… Памятаеце, як адзначалі ўгодкі князя Канстанціна Астрожскага? Такое адчуваньне, што ў сьвяшчэннаначалія сумленьне такі ёсьць і яны разумеюць, што і паніхіду па ахвярах Галадамору служыць трэба, і ў Курапатах, і пра гісторыю ВКЛ памятаць таксама, але з іншага боку, ёсьць палітычная кан’юктура, супраць якой выступаць не надта ахвота… Вось і робяць цішком — каб не чутно было ў той жа Маскве напрыклад, бо могуць не толькі «пожуріть», у той жа час для супакаеньня сумленьня — потым заўсёды можна сказаць «А хіба вы не ведалі, мы ж ушаноўваем!..» Сумна :(

  6. Вельмі тыповыя паводзіны… Памятаеце, як адзначалі ўгодкі князя Канстанціна Астрожскага? Такое адчуваньне, што ў сьвяшчэннаначалія сумленьне такі ёсьць і яны разумеюць, што і паніхіду па ахвярах Галадамору служыць трэба, і ў Курапатах, і пра гісторыю ВКЛ памятаць таксама, але з іншага боку, ёсьць палітычная кан’юктура, супраць якой выступаць не надта ахвота… Вось і робяць цішком — каб не чутно было ў той жа Маскве напрыклад, бо могуць не толькі «пожуріть», у той жа час для супакаеньня сумленьня — потым заўсёды можна сказаць «А хіба вы не ведалі, мы ж ушаноўваем!..» Сумна :(

  7. «В Беларуси тоже вспоминаится украинский Голодомор»

    А беларуский? http://news.tut.by/122428.html

    • Видимо, как там и написано, масштабы были несоизмеримые. Хотя, конечно, везде и всюду и во все времена коммунистическая система только и занималась истреблением народа.

  8. «В Беларуси тоже вспоминаится украинский Голодомор»

    А беларуский? http://news.tut.by/122428.html

  9. Видимо, как там и написано, масштабы были несоизмеримые. Хотя, конечно, везде и всюду и во все времена коммунистическая система только и занималась истреблением народа.

Leave a Reply to priestal