Геморрой.

Литература и религия

Довольно часто говорят, что русская литература для русского светского общества очень часто заменяла религию… А вот сегодня, услышав подобную фразу, а потом сразу же наткнувшись на батарею великопостных проповедей в ЖЖ, подумал…
Да, конечно, литература всегда в какой-то мере заменяет религию… Часто чуть ли не целиком , как в советские времена, когда собственно религия была на задворках общества. Когда мера религии в литературе переходит грань, она становится морализаторством. Морализаторство быстро подхватывается особого рода графоманами и просто бумагомарателями, учуювшими выгоду. В результате эти графоманы и бумагомаратели становятся Учителями общества. Наиболее успешные становятся Совестью.
Точно так же и религия всегда в какой-то мере художественная литература, fiction. Доля fiction может перейти пределы. И чаще всего переходит. Особено в стране, где литература заменяла и продолжает заменять религию. Пышным цветом расцветает мир фантазий и эмуляций.  Ролевики и толкинисты чувствуют себя в своей стихии. Да и вообще мечтатели. Поскольку русский народ вообще склонен больше к мечтательности, чем к действию, получаем «святой народ». Народ, в жизни  склонный к  нравственному и уголовному «беспределу», но неимоверно гордящийся своей духовностью, своим покаянием, своим «недостоинством».  И пастыри народа, неспособные упасти себя, не скупящиеся на бузудержную  «художественную» (то бишь «богословскую») болтовню под названием «проповеди»…  Кто спрашивает, как живет художник? Спрашивают, что он написал. Чем «ортодокс» отличается от «еретика»? Верен утвержденному стилю в болтовне — вот и «ортодокс».

You can leave a response, or trackback from your own site.

8 Responses to “Литература и религия”

  1. Спасибо, что предупредили. А то уже хотела сама попроповедовать чуточку )))

  2. Спасибо, что предупредили. А то уже хотела сама попроповедовать чуточку )))

  3. Согласна — пустопорожний трындеж раздражает. Всегда думаю — ну что, что ты пишешь, споришь, велосипед изобретаешь? Ты сходи, книжку почитай, да помолчи, подумай над ней, что ль…А то все силы мозга на форуме — мировые проблемы Православия обсуждаются, ереси и неточности уличаются.Жалкое, смешное зрелище…История вот одна вспомнилась — про Бора и его аспиранта, который на вопрос Бора — что Вы делали вчера? а позавчера? а три дня назад? -гордо отвечал : «Работал в лаборатории». Бор возмущенно спросил его: «Когда же Вы обдумываете опыты?»
    А то у нас каждый второй богослов, как в Афинах, а ботинки, по другой поговорке, починить некому.:):)

  4. Согласна — пустопорожний трындеж раздражает. Всегда думаю — ну что, что ты пишешь, споришь, велосипед изобретаешь? Ты сходи, книжку почитай, да помолчи, подумай над ней, что ль…А то все силы мозга на форуме — мировые проблемы Православия обсуждаются, ереси и неточности уличаются.Жалкое, смешное зрелище…История вот одна вспомнилась — про Бора и его аспиранта, который на вопрос Бора — что Вы делали вчера? а позавчера? а три дня назад? -гордо отвечал : «Работал в лаборатории». Бор возмущенно спросил его: «Когда же Вы обдумываете опыты?»
    А то у нас каждый второй богослов, как в Афинах, а ботинки, по другой поговорке, починить некому.:):)

  5. А кто по-вашему графоман заделавшийся совестью общества? Я такое суждение о разных писателях слышал.

  6. А кто по-вашему графоман заделавшийся совестью общества? Я такое суждение о разных писателях слышал.

  7. К чему спрашивать то, видно, когда из пережитого пишется. Мечтать полезно, мечты сбываются. Как и положительные слова, пускай и написанные графоманами. Как и проповеди мордатого и жирного попа о пользе поста.

  8. К чему спрашивать то, видно, когда из пережитого пишется. Мечтать полезно, мечты сбываются. Как и положительные слова, пускай и написанные графоманами. Как и проповеди мордатого и жирного попа о пользе поста.

Leave a Reply