Геморрой.

Рождественский фейерверк под музыку «Бах!»

Любопытную штуку задумали на это Рождество наши католики. Начать полночную Рождественскую службу с фейерверка под музыку Баха. Идею, как сказали на пресс-конференции привез митрополит Тадеуш Кондрусевич. При этом особый акцент был именно на музыке, что, мол, Бах, оказывается, писал не только для богослужений, но и для фейерверков. И вот все это можно будет лицезреть и слышать. Эти-то, пожалуй, и привлекло немало людей. Я поехал с дочкой. Вряд ли бы я поехал, если бы просто фейерверк. Тем более рискуя с полночным транспортом.
Фейерверк начался не в полночь, а попозже.
Фейерверк был совсем не там, где его лжидали увидеть.
Фейерверк был вовсе не под музыку. Как художественно описала burbalka, «музыка Баха» это, видимо, имелось в виду «Бах! Бах! Бах!».
Она нашла, кстати, очень символичным, что фейерверк происходил над православным кафедральным собором, до 19-го века принадлежавшем католиком. Это ей напомнило репетицию военных действий… То есть как бы вызов католиков православным…
Но это смотря как смотреть. То есть откуда. Я, например, стоял с той стороны, где выглядело так, что фейерверк происходит над пресловутым костелом святого Язепа (Иосифа Обручника):

Пресловутым потому, что это одна из болевых точек белорусских католиков. Костел до сих пор занят под архив. Разговоры о его передаче то греко-, то римо-католикам ведутся с начала 90-х. А воз и ныне там. Последние годы возле костела верующие проводят пикеты. Были даже задержания ОМОНОМ. Много надежд возлагается в связи с этим на динамичного и дипломатичного нового митрополита Тадеуша Кондрусевича. Но он, судя по его же словам, не желает слишком форсировать решение проблемы, думая решать проблему постепенно, не доводя до осложнений с властями.
Что думает по этому поводу руководство Православной церкви, кафедральный собор которой стоит буквально рядом, мне неизвестно. Раньше митрополит Филарет способствовал передаче католикам костела на Кальвари и нынешней катэдры (фото ниже).  Что касается костела святого Язепа, то, наверное, не очень уютным было бы иметь рядом с православным греко-католический (униатский) собор (что-то вроде альтернативы получается), а вот римо-католикам… кто знает…
Пока что в надругательство как православным, так и католикам, в прилегающих к собору бывших товарных рядах, входящих в общий с ним архитектурный комплекс костела, где в одном из помещений в начале 90-х даже проходили греко-католические богослужения, открыт… ресторан. Его огни видны на фото, а святящиеся надписи полукругом это и есть слово РЕСТОРАНЪ. Да, да, с твердым знаком неистребимости высокой русской духовности. На католическое обмирщение ответим воцерковленностью ресторанов…
Фейерверк над православным собором, фейерверк над отнятым католическим храмом, фейерверк над рестораном.. И все это не столько в честь Христо, сколько от имени нового католического митрополита. Он сам как фейерверк. И в него всматриваются с настороженостью православные, с надеждой католики, с любопытством мир. Кому и как он ответит? Пока он отчетливо делает упор на добрых отношениях с Православной церковью и с государством. Миру он намерен отвечать на его вызовы. Католикам обещает оправдать надежды.

После фейерверка с трудом добрались домой. Понадеялись, что на такие праздники вроде бы должны продлевать движение транспорта. Но… Последний троллейбус шел в парк. Застряли на полдороге. Пришлось доезжать на частнике… В темном городе на  остановках «празднуют» алкаши, переворачивая тяжелые мусорные урны. В разговорах толпы, идущей с фейерверка преобладают звуки х, п и б.  Русская идея витает над «материальной» западной духовностью…

И все же поздравляю, и не только католиков и протестантов, но и православных, живущих по новому стилю, с праздником!
С неминуемой победой Христа!
С Рождеством Христовым!

You can leave a response, or trackback from your own site.

48 Responses to “Рождественский фейерверк под музыку «Бах!»”

  1. С Рождеством, батюшка!

    «…фейерверк происходил над православным кафедральным собором, до 19-го века принадлежавшем католиком…»
    Речь идёт о нынешнем Кафедральном соборе БАПЦ на Немиге?
    Я считал, что это забраны греко-католический, а не католический собор…

    • Вы удивительно смогли все перепутать)
      Речь идет о кафедральном соборе Святого Духа в Верхнем городе. В прошлом это храм женского бернардинского монастыря. Кстати, костел святого Язепа — это храм мужского бернардинского монастыря.
      Далее.
      У нас в Минске не БАПЦ, а тем более ее соборов.
      Храм на Немиге — Петро-Павловский православный собор, ни у кого не отбирался. Напротив, это т храм бюыл построен в начале 17-го века, когда у православных униаты отобрали все храмы. В течении 200 лет это был единственый оплот православия в Минске.

      • Reply to your comment…

        Я зблытаў БАПЦ з БПЦ :)
        А меў на ўвазе ня Петра-Паўлаўскі, а галоўны Сабор,
        дзе ўсі набажэнствы найбуйнейшыя ладзяцца
        (ці то Троіцкі, ці то Сьвятадухавы).
        Сьвятадухавы, як Вы кажыце, былы бернардынскі,
        а я думаў — вуніяцкі…

        • Re: Reply to your comment…

          Я теперь понял, что именно Вы перепутали.
          За костелом святого Язепа находится здание профсоюзов. Это бывший мужской базилианский (то есть униатский) монастырь. Непосредственно к нему примыкала Свято-Духовская церковь, которая потом была перестроена в православный собор (Петро-Павловский; нынешний Петро-павловский назывался в то время Екатерининской церковью). Одно время этот собор был кафедральным. В 30-е годы взован большевиками. На этом месте теперь пустырь. Когда-то вообще была пивнуха. На этом месте не раз начинали реставрационные работы — предполагается восстановить древнюю Свято-Духову церковь. Но пока безрезультатно.

        • Re: Reply to your comment…

          Тут няцяжка пераблытаць. Гэтыя назвы ўвесь час пераходзілі ад аднаго храма да другога. Сьвятадухавай была грэка-каталіцкая царква побач з будынкам прысутных месцаў. У XIX ст. яе перадалі праваслаўным, яна была перабудаваная і стала Петрапаўлаўскім саборам (зруйнаваны ў 1937 г.). Касьцёл жаночага бернардынскага кляштару стаў Святадухавым саборам пасьля таго, як у XIX ст. быў перададзены праваслаўным. А Петрапаўлаўскі сабор на Нямізе ў 1795 г. стаў Кацярынінскай царквой, у савецкі час быў забраны, а з 1992 г., пасьля вяртаньня Праваслаўнай Царкве зноў стаў Петрапаўлаўскім.

  2. С Рождеством, батюшка!

    «…фейерверк происходил над православным кафедральным собором, до 19-го века принадлежавшем католиком…»
    Речь идёт о нынешнем Кафедральном соборе БАПЦ на Немиге?
    Я считал, что это забраны греко-католический, а не католический собор…

  3. Рождественский салют

    И у нас в Москве, рождественская служба с фейерверка над кафедральным собором началась. «Пусть взойдет Вифлеемская звезда!» — возгласил новый архиепископ — и ка-а-ак грохнет. Грохоталло, правда. над отреставрированной предсоборной площадкой (площадью это не назовешь), но до чего же приятно было видеть, как чинные дамы, расталкивая друг друга, полезли на забор, чтобы эту красоту заснять… Видимо, такова «рождественская мода» нынешнего года. Музыка Баха у нас, правда, не было, зато «бабах!» стоял мощный, и сыпалась копоть на задранные к небу восторженные лица. Но что говорить, было красиво. Иногда, правда, закрадывалась мысль, что в ту Вифлеемскую ночь и над полем, и над пещерой стояла тишина… Но это у них в Вифлееме. И все же — Христос рождается! Славим Его!

    • Re: Рождественский салют

      Не забывайте, что Тадеуш Кондрусевич совсем недавно покинул Москву. Так что все один источник)

      • Re: Рождественский салют

        А ТК его подсказал в свое время покойный о. Григорий Цёрох — он первоисточник :)

      • Re: Рождественский салют

        Да, но нынешний архиепископ принципиально позиционирует себя не столько как продолжатель, сколько как «анти-Кондрусевич», в том числе и по отношению к МП; примерно так: вот-де преджний архиепископ не мог найти общий язык с Правосл. церковью, а мы будем дружить (злые языки добавляют «любой ценой», но наскольког это справедливо — надо посмотреть). Но что показательно: впервые после долгого перерыва на Рождественской службе фоициалдьно присутствовал представитель ОВЦС (о.Выжанов), и даже слово к народу сказал, на что народ, видимо нутром почуяв стилистику, отреагировал недолгими и непродолжительными аплодисментами.

        • Re: Рождественский салют

          Да, это ожидалось. Я даже сам писал об этом в статье, посвященной переводу Кондрусевича:
          http://churchby.info/rus/151/
          Однако, внешне это не так просто отражается. Кондрусевич тут тоже перво-наперво явился к митрополиту Филарету и заявляет постоянно о намерении тесно сотрудничать с Православной церковью. Кстати говоря, и в Москве вроде бы он далеко не враждовал против Православия. Другое дело, что любая активизация костела воспринимается православной иерархией как враждебность. Поэтому было недовольство. Если Ваш новый митрополит хочет понравиться православным, то пусть свернет по-возможности деятельность Католической церкви. Особенно — упразднит учрежденные при Кондрусевиче 4 епархии… Вообще, видимо, главное пожелание православной иерархии — оставться католичеству «религией иностранцев» и не претендовать на распространение среди русских. Вот поэтому тут так важно было, чтоб ушел «русский» и пришел иностранец.
          Кстати, на прощание митрополит Кирилл подарил даже Кондрусевичу наперстный крест, в котором он на первой пресс-конференции выходил к журналистам, образно заявляя свои симпатии православным. Кроме того, на ингресе в Минске присутствовал даже не священник, а православный епископ (Серафим Бобруйский и Быховский). Говорят, что кто-то тоже был и на Рождественской службе, но я сам не был, поэтому точно не знаю, кто и действительно ли был.
          Так что внешне все в дружбе и согласии)

  4. Рождественский салют

    И у нас в Москве, рождественская служба с фейерверка над кафедральным собором началась. «Пусть взойдет Вифлеемская звезда!» — возгласил новый архиепископ — и ка-а-ак грохнет. Грохоталло, правда. над отреставрированной предсоборной площадкой (площадью это не назовешь), но до чего же приятно было видеть, как чинные дамы, расталкивая друг друга, полезли на забор, чтобы эту красоту заснять… Видимо, такова «рождественская мода» нынешнего года. Музыка Баха у нас, правда, не было, зато «бабах!» стоял мощный, и сыпалась копоть на задранные к небу восторженные лица. Но что говорить, было красиво. Иногда, правда, закрадывалась мысль, что в ту Вифлеемскую ночь и над полем, и над пещерой стояла тишина… Но это у них в Вифлееме. И все же — Христос рождается! Славим Его!

  5. Re: Рождественский салют

    Не забывайте, что Тадеуш Кондрусевич совсем недавно покинул Москву. Так что все один источник)

  6. Вы удивительно смогли все перепутать)
    Речь идет о кафедральном соборе Святого Духа в Верхнем городе. В прошлом это храм женского бернардинского монастыря. Кстати, костел святого Язепа — это храм мужского бернардинского монастыря.
    Далее.
    У нас в Минске не БАПЦ, а тем более ее соборов.
    Храм на Немиге — Петро-Павловский православный собор, ни у кого не отбирался. Напротив, это т храм бюыл построен в начале 17-го века, когда у православных униаты отобрали все храмы. В течении 200 лет это был единственый оплот православия в Минске.

  7. C Рождеством!

    Да, в Москве тоже был фейерверк у кафедрального собора. Я не смог выбраться изнутри :) — очень много народу, храм забит, но по отзывам тех, кто был на улице — один из самых красивых фейерверков в городе. У меня в ленте его сравнивали даже с большим «государственным» салютом на день Победы.

    Традицию фейерверков завел в Москве действительно владыка Тадеуш (да и до него других епископов у нас в Москве не было). А сама традиция довольно старая, она пошла из северной Италии и Баварии. Наш новый предстоятел владыка Павел эту традицию вчера поддержал.

  8. C Рождеством!

    Да, в Москве тоже был фейерверк у кафедрального собора. Я не смог выбраться изнутри :) — очень много народу, храм забит, но по отзывам тех, кто был на улице — один из самых красивых фейерверков в городе. У меня в ленте его сравнивали даже с большим «государственным» салютом на день Победы.

    Традицию фейерверков завел в Москве действительно владыка Тадеуш (да и до него других епископов у нас в Москве не было). А сама традиция довольно старая, она пошла из северной Италии и Баварии. Наш новый предстоятел владыка Павел эту традицию вчера поддержал.

  9. Re: Рождественский салют

    А ТК его подсказал в свое время покойный о. Григорий Цёрох — он первоисточник :)

  10. да-а-а-а, грустенько… :-)

  11. да-а-а-а, грустенько… :-)

  12. Reply to your comment…

    Я зблытаў БАПЦ з БПЦ :)
    А меў на ўвазе ня Петра-Паўлаўскі, а галоўны Сабор,
    дзе ўсі набажэнствы найбуйнейшыя ладзяцца
    (ці то Троіцкі, ці то Сьвятадухавы).
    Сьвятадухавы, як Вы кажыце, былы бернардынскі,
    а я думаў — вуніяцкі…

  13. Re: Рождественский салют

    Да, но нынешний архиепископ принципиально позиционирует себя не столько как продолжатель, сколько как «анти-Кондрусевич», в том числе и по отношению к МП; примерно так: вот-де преджний архиепископ не мог найти общий язык с Правосл. церковью, а мы будем дружить (злые языки добавляют «любой ценой», но наскольког это справедливо — надо посмотреть). Но что показательно: впервые после долгого перерыва на Рождественской службе фоициалдьно присутствовал представитель ОВЦС (о.Выжанов), и даже слово к народу сказал, на что народ, видимо нутром почуяв стилистику, отреагировал недолгими и непродолжительными аплодисментами.

  14. З музыкай нейкая накладка атрымалася.

  15. З музыкай нейкая накладка атрымалася.

  16. Re: Рождественский салют

    Да, это ожидалось. Я даже сам писал об этом в статье, посвященной переводу Кондрусевича:
    http://churchby.info/rus/151/
    Однако, внешне это не так просто отражается. Кондрусевич тут тоже перво-наперво явился к митрополиту Филарету и заявляет постоянно о намерении тесно сотрудничать с Православной церковью. Кстати говоря, и в Москве вроде бы он далеко не враждовал против Православия. Другое дело, что любая активизация костела воспринимается православной иерархией как враждебность. Поэтому было недовольство. Если Ваш новый митрополит хочет понравиться православным, то пусть свернет по-возможности деятельность Католической церкви. Особенно — упразднит учрежденные при Кондрусевиче 4 епархии… Вообще, видимо, главное пожелание православной иерархии — оставться католичеству «религией иностранцев» и не претендовать на распространение среди русских. Вот поэтому тут так важно было, чтоб ушел «русский» и пришел иностранец.
    Кстати, на прощание митрополит Кирилл подарил даже Кондрусевичу наперстный крест, в котором он на первой пресс-конференции выходил к журналистам, образно заявляя свои симпатии православным. Кроме того, на ингресе в Минске присутствовал даже не священник, а православный епископ (Серафим Бобруйский и Быховский). Говорят, что кто-то тоже был и на Рождественской службе, но я сам не был, поэтому точно не знаю, кто и действительно ли был.
    Так что внешне все в дружбе и согласии)

  17. Re: Reply to your comment…

    Я теперь понял, что именно Вы перепутали.
    За костелом святого Язепа находится здание профсоюзов. Это бывший мужской базилианский (то есть униатский) монастырь. Непосредственно к нему примыкала Свято-Духовская церковь, которая потом была перестроена в православный собор (Петро-Павловский; нынешний Петро-павловский назывался в то время Екатерининской церковью). Одно время этот собор был кафедральным. В 30-е годы взован большевиками. На этом месте теперь пустырь. Когда-то вообще была пивнуха. На этом месте не раз начинали реставрационные работы — предполагается восстановить древнюю Свято-Духову церковь. Но пока безрезультатно.

  18. Reply to your comment…

    Дзякую за тлумачэньні!

  19. Re: Reply to your comment…

    Тут няцяжка пераблытаць. Гэтыя назвы ўвесь час пераходзілі ад аднаго храма да другога. Сьвятадухавай была грэка-каталіцкая царква побач з будынкам прысутных месцаў. У XIX ст. яе перадалі праваслаўным, яна была перабудаваная і стала Петрапаўлаўскім саборам (зруйнаваны ў 1937 г.). Касьцёл жаночага бернардынскага кляштару стаў Святадухавым саборам пасьля таго, як у XIX ст. быў перададзены праваслаўным. А Петрапаўлаўскі сабор на Нямізе ў 1795 г. стаў Кацярынінскай царквой, у савецкі час быў забраны, а з 1992 г., пасьля вяртаньня Праваслаўнай Царкве зноў стаў Петрапаўлаўскім.

  20. Reply to your comment…

    😎 дзякую! :)))

  21. Ну теперь вл.Филарету придется тоже пиротехнику осваивать!

    Кто кого упуляет :)))!?

  22. Ну теперь вл.Филарету придется тоже пиротехнику осваивать!

    Кто кого упуляет :)))!?

  23. Не. Митрополит Филарет такими соревнованиями заниматься не будет. Правда и в более существенной области вряд ли сможет чем-то ответить. Будут отсиживаться.
    Собственно иерархии чем плохо? Дружба с католиками выгодна во многих отношениях)

  24. ))) m-da. vpechatliajushchij feerverk

  25. ))) m-da. vpechatliajushchij feerverk

  26. Re: Рождественский салют

    Шымбалёў быў.

  27. ага, окропить снаряды салютные и благословить нацелить на костёл, что б хоть сверху, падающими остатками от салюта осенить латинянъ! :-)

  28. а опыт перинимать :)?

  29. Нам свой в падлу исрользовать, не то что чужой перенимать)

  30. Наконт піўнухі «Паўлітра» — тут Вы, бацюшка, у кропку патрапілі. Сапраўды, блюзьнерства.
    А што там чуваць наконт перабудовы кляшторных памяшканьняў пад гатэль? Я нешта адстала ад жыцьця.

  31. Наконт піўнухі «Паўлітра» — тут Вы, бацюшка, у кропку патрапілі. Сапраўды, блюзьнерства.
    А што там чуваць наконт перабудовы кляшторных памяшканьняў пад гатэль? Я нешта адстала ад жыцьця.

Leave a Reply to kolyska