Геморрой.

Надо отметиться…

то есть сказать, что ж я думаю по поводу фильма «Остров».
На удивление в этот раз максимально солидарен с отцом Михаилом (shpol). Поэтому не буду множить и так достаточное количество слов на эту тему, а отсылаю к его постам:

http://shpol.livejournal.com/46386.html
http://shpol.livejournal.com/46806.html

Особено хочу выделить его ответ на вопрос — а разве не благо, что фильм заинтересует нецерковного человека и побудит его прийти в храм? Отец Михаил отвечает так:

И я со всей искренностью отвечаю на него: НЕ ЗНАЮ.
С одной стороны, если человек хоть и ТАКИМ путем приходит к храму, то – разве это не благо?
Но и с другой – а КУДА он придет? И ЧТО будет искать? Страцев-чудотворцев? Лакированные под православные псевдожития стереотипы? И что он сделает, когда увидит, что Церковь – это вовсе не о том? Если юноша идет не ко Христу, а к мифам о «церковной эзотерике», что его ждет?
…Евангелие благовествует о КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ и о торжестве ВОСКРЕСЕНИЯ. А фильм – о некой эзотерической духовности в православных облачениях. И мне сомнительно, что после ТАКОЙ проповеди человек придет именно в Церковь Христову.

А в другом сообщении один из главных выводов, с которым я полностью солидарен:

Фильм о покаянии, и ПУТИ. Но я так и не увидел ни пути, ни покаяния во Христе как преображающей реальности. Если вдуматься – что произошло с героем? Он что, просто привык к монастырской жизни, а тут Бог нагрузил ишшо прозорливостью? Или вот так резко благодать из-за угла шарахнула? Или – что? Вот это ЧТО – самое главное в истории, отсутствующее ЧТО. Что сделало «тварь дрожащую», пакостника, как точно определила «тожекот», святым? Ведь без этого все остальное – именно и есть эзотерика, которую можно было бы, при ином климате и цвете халатов, снять и про буддистский монастырь…
Прозвучали близкие мне мнения и на сате «Православие и Мир»:
http://www.pravmir.ru/article_1507.html
http://www.pravmir.ru/article_1501.html

От себя только добавлю, что, конечно, каждый имеет право снять фильм на любую тему — роддома, кладбища, церкви…. Дело хозяйское, то есть творческое. И в этом именно творческом смысле может быть удачным. Откровенного кощунства нет — и спасибо. Имеет или не имеет фильм успех в нецерковной среде — это тоже вопрос творчества, а не «православности». К православию же фильм имеет отношение только декорациями.
Один только вопрос. Почему же все-таки он вызвал определенный интерес и, по крайней мере, оживление и в среде церковной?
Ответов два:
1. Среда эта не такая уж и церковная. В последнее время нарастает волна омирщения так называемого «воцерковленного» контингента прихожан. До такой степени, что Православие ими распознается большей частью по вторичным признакам. А признаки эти, взятые в отрыве от признаков первичным, уже не есть Православие и даже наверняка НЕправославие.
2. Вытекает из первого. Неестественная «вторичная» духовная жизнь неизбежно обрастает скукой. А скука всегда ищет оживления и того, чтоб «заметили». Нас заметили! — ну как на это не обратить внимания? как не отблагодарить? как не наградить?

You can leave a response, or trackback from your own site.

72 Responses to “Надо отметиться…”

  1. мне кажется, что создать культурный артефакт, превосходящий по наполненности Писание, может лишь Автор Писания. в этой связи изначально неверно применять «гамбургский счет» к произведению мирского искусства. тем более, что Вы сами того не замечая, вольно или невольно за всеми спокойными и взвешенными словами проводите линию «истинного знания». я неспроста беру ее в кавычки. уверены ли Вы до конца, до последнего вздоха, что Вы все понимаете ТАК, КАК БЫЛО ЗАДУМАНО? этот вопрос сломал больше копий, чем песчинок на берегу, и потому я не предлагаю полемики.
    искусство, в простом и ясном прочтении этого термина, тем и прекрасно, что дает повод думать. и, кто знает, возможно, фильм снят именно для того, чтобы люди не слепли в своем желании увидеть Чудо.

  2. мне кажется, что создать культурный артефакт, превосходящий по наполненности Писание, может лишь Автор Писания. в этой связи изначально неверно применять «гамбургский счет» к произведению мирского искусства. тем более, что Вы сами того не замечая, вольно или невольно за всеми спокойными и взвешенными словами проводите линию «истинного знания». я неспроста беру ее в кавычки. уверены ли Вы до конца, до последнего вздоха, что Вы все понимаете ТАК, КАК БЫЛО ЗАДУМАНО? этот вопрос сломал больше копий, чем песчинок на берегу, и потому я не предлагаю полемики.
    искусство, в простом и ясном прочтении этого термина, тем и прекрасно, что дает повод думать. и, кто знает, возможно, фильм снят именно для того, чтобы люди не слепли в своем желании увидеть Чудо.

  3. Мне кажется, отче, Вы путаете жанры. Художественное произведение не может и не должно быть проповедью Евангелия в чистом виде. Иначе это уже проповедь, а не художественное произведение. И даже в самом Евангелии проповедь обычно скрывается за художеством — за притчей, которую требуется сначала понять, чтобы добраться до Главного. Конечно, в реальной церковной жизни все эти нагромоздившиеся внешние элементы (послушания-старцы-жития-прозорливость-юродство-отчитки…) чаще загораживают от людей Главное. А искусство — оно так устроено, что о Главном вообще невозможно говорить прямо в лоб. Иначе, мне кажется, это уже не искусство.

  4. Мне кажется, отче, Вы путаете жанры. Художественное произведение не может и не должно быть проповедью Евангелия в чистом виде. Иначе это уже проповедь, а не художественное произведение. И даже в самом Евангелии проповедь обычно скрывается за художеством — за притчей, которую требуется сначала понять, чтобы добраться до Главного. Конечно, в реальной церковной жизни все эти нагромоздившиеся внешние элементы (послушания-старцы-жития-прозорливость-юродство-отчитки…) чаще загораживают от людей Главное. А искусство — оно так устроено, что о Главном вообще невозможно говорить прямо в лоб. Иначе, мне кажется, это уже не искусство.

  5. Отче, если нетрудно, поясните, пожалуйста, самый последний абзац, п.2. Что Вы понимаете под скукой, оживлением и наградой? Если не ошибаюсь, это Ваш текст…

  6. Отче, если нетрудно, поясните, пожалуйста, самый последний абзац, п.2. Что Вы понимаете под скукой, оживлением и наградой? Если не ошибаюсь, это Ваш текст…

  7. yurr:

    этот фильм не даёт ответы, а скорее ставит вопросы. и это в нём главное.
    да, мы не получаем ответа на то, как герой стал тем, кем он стал. но так и хочется задать себе этот вопрос и понять.
    «я вот запамятовал, за что Каин убил Авеля?»

  8. yurr:

    этот фильм не даёт ответы, а скорее ставит вопросы. и это в нём главное.
    да, мы не получаем ответа на то, как герой стал тем, кем он стал. но так и хочется задать себе этот вопрос и понять.
    «я вот запамятовал, за что Каин убил Авеля?»

  9. Что сделало «тварь дрожащую», пакостника, как точно определила «тожекот», святым?

    Бог и сделал. Любит его Бог, и всё тут. В этом, как бы сказал Розанов «цветок» христианства. Бог, у которого с каждым из нас Личные отношения. Бог, не сводимый к сумме законов, но умеющий любить, страдать, ненавидеть.
    Это вам не «эзотерика», не дыхательные упражнения, гарантированно ведущие к левитации.

  10. Что сделало «тварь дрожащую», пакостника, как точно определила «тожекот», святым?

    Бог и сделал. Любит его Бог, и всё тут. В этом, как бы сказал Розанов «цветок» христианства. Бог, у которого с каждым из нас Личные отношения. Бог, не сводимый к сумме законов, но умеющий любить, страдать, ненавидеть.
    Это вам не «эзотерика», не дыхательные упражнения, гарантированно ведущие к левитации.

  11. Спасибо, отче, что так удачно «отметились», за что Вас и ценю. :)
    Во многом с Вами соглашаюсь, а как старый помор, хорошо знающий Белое море, могу лишь добавить: ну, как же это так серо, уныло и театрально, как картонную декорацию, можно было снять Белое море, северную природу? Где та неописуемая палитра красок и безумных полутонов, гомон птиц и шума моря, которые невольно и безмолвно делает близким к Небу и Творцу? Я думаю, что не случайно многие русские же подвижники облюбовали эти места, для спасения. Что касается военно-морской темы в прембуле, то это – тоже какой-то «лубок», в который совершенно не веришь, о чем написал уже о. Александр Ильяшенко: http://www.pravmir.ru/article_1507.html

    • Что касается военно-морской темы в прембуле, то это – тоже какой-то «лубок»

      Дык весь фильм и есть чистая притча. Там по эпизодам, если внимательно смотреть, заметна иногда некая лубочность персонажей и происходящего. Но точно в меру. Чтобы указать на то, что это именно притча.
      Вы еще скажите, что в 1976 году такого монастыря не было…

      • На мой взгляд, на притчу предисловие не тянет, крепко отдавая лживым совецким патриотизмом, темой не раз эксплуатированной нашим кинематографом. То, что в нем нет настоящего Белого моря, я отношу к недостаткам видеоряда, т.е. художественным изъянам фильма. Подлинно художественной притчей о жизни монашества, я считаю, например, «Андрея Рублева» Тарковского, любимого Вами и мной. :) Хотя с точки зрения историка там много неточностей. Да и аскетика там, скорее, «титаническая».
        Мгновенное же награждение «Острова» Патриархом какой-то там грамотой, по моему скромному мнению, выглядит как официальная поддержка вкусов того церковного субкультурного гетто, которое видит в фильме все свои излюбленные «знаки». Фильм и вызывает столько споров именно потому, что одни эти знаки радостно опознают, а другие — отвергают.
        А за «художественность» лучше бы Тарковского наградили, хотя бы посмертно. )

  12. Спасибо, отче, что так удачно «отметились», за что Вас и ценю. :)
    Во многом с Вами соглашаюсь, а как старый помор, хорошо знающий Белое море, могу лишь добавить: ну, как же это так серо, уныло и театрально, как картонную декорацию, можно было снять Белое море, северную природу? Где та неописуемая палитра красок и безумных полутонов, гомон птиц и шума моря, которые невольно и безмолвно делает близким к Небу и Творцу? Я думаю, что не случайно многие русские же подвижники облюбовали эти места, для спасения. Что касается военно-морской темы в прембуле, то это – тоже какой-то «лубок», в который совершенно не веришь, о чем написал уже о. Александр Ильяшенко: http://www.pravmir.ru/article_1507.html

  13. Отец Александр прав. Кино — ничто, слово — всё.
    Мы, христиане — народ Слова, а не кинокартинки.

  14. Отец Александр прав. Кино — ничто, слово — всё.
    Мы, христиане — народ Слова, а не кинокартинки.

  15. Спасибо, отец Александр

  16. Спасибо, отец Александр

  17. Ну хорошо, отче. Можно согласиться — фильм не дотягивает до идеальных высот подлинной Православной духовности. Не таким он должен быть.
    А — каким должен? Вместо вот этого, на котором люди плачут во время сцен молитвы, и после которого выходят с желанием что-то изменить в своей жизни, — каким? и где они, эти лучшие фильмы? и будут ли? и возможны ли в принципе? и нужны ли, по-Вашему?
    Вот сколько вопросов.
    Заранее спасибо, если будут ответы.

    • +1

      Покаяние есть мерило христианства. Слёзы — мерило покаяния.

      • Как написал один из посмотревших: «Если вдруг во время просмотра вам попадёт в глаз соринка, то это нормально. Так же нормально, если вдруг неудержимо начнут чесаться левый или правый, а то и сразу оба глаза.»

        • А другая посмотревшая написала: «Подумалось, что фильм может не понравиться тому, кто безгрешен».

  18. Ну хорошо, отче. Можно согласиться — фильм не дотягивает до идеальных высот подлинной Православной духовности. Не таким он должен быть.
    А — каким должен? Вместо вот этого, на котором люди плачут во время сцен молитвы, и после которого выходят с желанием что-то изменить в своей жизни, — каким? и где они, эти лучшие фильмы? и будут ли? и возможны ли в принципе? и нужны ли, по-Вашему?
    Вот сколько вопросов.
    Заранее спасибо, если будут ответы.

  19. і я адзначуся

    я ўбачыў у фільме іншае:
    Выяўленне Божай волі праз простых людзей. Пасля прагляду фільма ў мяне на языку вярцелася фраза: як складана быць інструментам у руках Божых.
    Хто вам сказаў, што брат Анатоль быў святым? Не імкнуліся аўтары фільма гэтага паказаць. Нават наадварот — праз яго «неблагочестивые» паводзіны.
    Гэта быў звычайны стары, які меў вялікі грэх на душы і вельмі мучыўся ад яго. Зноў жа паўтару, ён ня вёў глыбокадухонага жыцця. Але праз яго, самага нізкага чалавека ў манастыры ГАСПОДЗЬ, а ня ён выконваў свае справы. Менавіта праз яго настаяцель і другі святар (дыякан?) мацней маглі адчуць уласную недасканаласць. Я згодны, што ў некаторых месцах стваральнікі перагнулі палку, ці гнулі ня ў той бок, але збольшага з фільму можна вынесці шмат карыснага. Але, безумоўна, кожны глядзіць фільм па свойму, уласнымі вачыма і розумам.

    • Re: і я адзначуся

      тут уся справа у тым, чаму «праз яго, самага нізкага чалавека ў манастыры ГАСПОДЗЬ… выконваў свае справы»?

      • Re: і я адзначуся

        а ў гэтым й уся фішка!
        Адна справа, калі твае грахі выкрывае высокапастаўленая клірыкальная асоба, і калі чалавек, часам ніжэйшы за таго, каму ён дапамагае.

        Тут прамыя паралелі з юродствам, нават у перадачы пра юродства выкарыстоўвалі кадры з фільму, дый пра сам фільм казалі. Але безумоўна сам брат Анатоль юрадзівым ня быў.

  20. і я адзначуся

    я ўбачыў у фільме іншае:
    Выяўленне Божай волі праз простых людзей. Пасля прагляду фільма ў мяне на языку вярцелася фраза: як складана быць інструментам у руках Божых.
    Хто вам сказаў, што брат Анатоль быў святым? Не імкнуліся аўтары фільма гэтага паказаць. Нават наадварот — праз яго «неблагочестивые» паводзіны.
    Гэта быў звычайны стары, які меў вялікі грэх на душы і вельмі мучыўся ад яго. Зноў жа паўтару, ён ня вёў глыбокадухонага жыцця. Але праз яго, самага нізкага чалавека ў манастыры ГАСПОДЗЬ, а ня ён выконваў свае справы. Менавіта праз яго настаяцель і другі святар (дыякан?) мацней маглі адчуць уласную недасканаласць. Я згодны, што ў некаторых месцах стваральнікі перагнулі палку, ці гнулі ня ў той бок, але збольшага з фільму можна вынесці шмат карыснага. Але, безумоўна, кожны глядзіць фільм па свойму, уласнымі вачыма і розумам.

  21. і яшчэ

    такі варыянт сюжэта вам таксама больш блізкі???

    «На наш взгляд, можно признать блестящим замысел эпизода, когда к брату Анатолию приходит молодая женщина, на которой не желает жениться отец ребенка, которого она ждет. Но, к сожалению, его воплощение нельзя считать удачным. Не для того, чтобы получить благословение на аборт пришла эта молодая женщина, а для утешения, поддержки и совета. Можно было показать, с какой любовью, как бережно, даже нежно, брат Анатолий ее утешает и успокаивает. Он мог бы сказать ей: «Ведь девушка должна соблюдать себя в чистоте, ведь ты согрешила, правда? Не будешь больше грешить, обещаешь? Ну, тогда иди к батюшке Иову, он очень хороший батюшка. Поисповедуйся, а завтра причастишься». Наутро она радостная приходит прощаться, а брат Анатолий приглашает ее снова приезжать в монастырь и дает денег на дорогу. И вот, через некоторое время она счастливая приезжает с ребенком на руках. Анатолий ее спрашивает: «можешь ли представить, что твоего сыночка у тебя нет?», «Нет, конечно!”, «А помнишь, что ты тогда хотела от него избавиться?» И она, потрясенная его любовью и прозорливостью, радостно и благодарно низко-низко ему кланяется.»

  22. і яшчэ

    такі варыянт сюжэта вам таксама больш блізкі???

    «На наш взгляд, можно признать блестящим замысел эпизода, когда к брату Анатолию приходит молодая женщина, на которой не желает жениться отец ребенка, которого она ждет. Но, к сожалению, его воплощение нельзя считать удачным. Не для того, чтобы получить благословение на аборт пришла эта молодая женщина, а для утешения, поддержки и совета. Можно было показать, с какой любовью, как бережно, даже нежно, брат Анатолий ее утешает и успокаивает. Он мог бы сказать ей: «Ведь девушка должна соблюдать себя в чистоте, ведь ты согрешила, правда? Не будешь больше грешить, обещаешь? Ну, тогда иди к батюшке Иову, он очень хороший батюшка. Поисповедуйся, а завтра причастишься». Наутро она радостная приходит прощаться, а брат Анатолий приглашает ее снова приезжать в монастырь и дает денег на дорогу. И вот, через некоторое время она счастливая приезжает с ребенком на руках. Анатолий ее спрашивает: «можешь ли представить, что твоего сыночка у тебя нет?», «Нет, конечно!”, «А помнишь, что ты тогда хотела от него избавиться?» И она, потрясенная его любовью и прозорливостью, радостно и благодарно низко-низко ему кланяется.»

  23. +1

    Покаяние есть мерило христианства. Слёзы — мерило покаяния.

  24. Как написал один из посмотревших: «Если вдруг во время просмотра вам попадёт в глаз соринка, то это нормально. Так же нормально, если вдруг неудержимо начнут чесаться левый или правый, а то и сразу оба глаза.»

  25. Вы, батюшка, извините, о Православии как о врач о сифилисе рассуждаете. Первичные признаки, вторичные… Воротничок не так отглажен!
    А вот у разбойника, что рядом с Христом на кресте висел и в Царствии Небесном вдруг оказался — какие у него признаки наблюдались? Может, эту историю следует для несоблазнения малых сих постсоветских чад тоже считать неправославной и из Евангелия отцензурировать?

  26. Вы, батюшка, извините, о Православии как о врач о сифилисе рассуждаете. Первичные признаки, вторичные… Воротничок не так отглажен!
    А вот у разбойника, что рядом с Христом на кресте висел и в Царствии Небесном вдруг оказался — какие у него признаки наблюдались? Может, эту историю следует для несоблазнения малых сих постсоветских чад тоже считать неправославной и из Евангелия отцензурировать?

  27. спасибо, хорошо написали.

  28. спасибо, хорошо написали.

  29. А другая посмотревшая написала: «Подумалось, что фильм может не понравиться тому, кто безгрешен».

  30. Спасибо за рецензию. :-)

    см. так же
    http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=67943 (Критика фильма «Остров»)
    http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=67954 (Фильм «Остров», по мотивам жития иеросхимонаха Феофила.)
    http://community.livejournal.com/timpan/11628.html
    http://community.livejournal.com/timpan/12280.html

  31. Спасибо за рецензию. :-)

    см. так же
    http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=67943 (Критика фильма «Остров»)
    http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=67954 (Фильм «Остров», по мотивам жития иеросхимонаха Феофила.)
    http://community.livejournal.com/timpan/11628.html
    http://community.livejournal.com/timpan/12280.html

  32. дык история разбойника — история про Христа.

  33. а я скажу, что неплохой фильм, фильм, в котором ставится вопрос покаяния, хотя и в форме переживания своего греха, а не встречи с Христом. но это уже много. конечно, фильм был бы несомненно сильнее без православной «монастырской» оболочки, если б это был фильм просто про человека, где не только Христос, но и церковная жизнь выносилась бы за скобки. а так на самом деле вторичные признаки оставили, а первичные — спрятали.

    критиковать же подобные вещи — дело неблагодарное. если человеку фильм понравился, то его такая критика обидит. я тоже не понимаю, как таким фильмом можно восхищаться и т.д. как не понимаю и как можно церковному человеку читать юлию вознесенскую. но люди ж читают.

    тут правильно сделать следующим образом — посмотрел, получил катарсис :-) и свбоден, пошел дальше. не надо с этим «осторовом» как с писаной торбой носиться. вот на литургии каждый раз читают жития на запричастном, ну и часто их потом вот так в жж обсуждают? да и дневные евангельские и апостольские чтения я тож не заметила, чтобы особенно обсуждали. прочитали, послушали, где-то отложилось, что запомнилось, что-то заставило задуматься — и нечего обсуждать. нормальный каждодневный процесс.

    • а, да, документальные фильмы интересней смотреть, да думаю и з живым мамоновым пообщаться — тоже интересней, чем с его героем.

    • Страшно признаться — мне понравился :-)

      По неофитству моему, мне фильм вцелом понравился. :-) Хотя сценарий местами сомнительный, а Сухоруков и Дюжев в большинстве эпизодов неубедительны.
      Но ведь все относительно. С чем сравнить из совеременного кино? Не с чем.

      фильм был бы несомненно сильнее без православной «монастырской» оболочки, если б это был фильм просто про человека, где не только Христос, но и церковная жизнь выносилась бы за скобки

      Это как? Если бы главный герой был «просто православный целитель»?.. А в чем существенный плюс этого «вынесения за скобки»?

      ставится вопрос покаяния, хотя и в форме переживания своего греха, а не встречи с Христом

      А что значит «покаяние в форме встречи с Христом»? Разве осознавание собственного греха не существенная деталь покаяния?

      не понимаю как можно церковному человеку читать юлию вознесенскую. но люди ж читают

      Не читал. А что там такого ужасного?.. Судя по форуму Юлия Николаевна милейший человек. :-)

  34. а я скажу, что неплохой фильм, фильм, в котором ставится вопрос покаяния, хотя и в форме переживания своего греха, а не встречи с Христом. но это уже много. конечно, фильм был бы несомненно сильнее без православной «монастырской» оболочки, если б это был фильм просто про человека, где не только Христос, но и церковная жизнь выносилась бы за скобки. а так на самом деле вторичные признаки оставили, а первичные — спрятали.

    критиковать же подобные вещи — дело неблагодарное. если человеку фильм понравился, то его такая критика обидит. я тоже не понимаю, как таким фильмом можно восхищаться и т.д. как не понимаю и как можно церковному человеку читать юлию вознесенскую. но люди ж читают.

    тут правильно сделать следующим образом — посмотрел, получил катарсис :-) и свбоден, пошел дальше. не надо с этим «осторовом» как с писаной торбой носиться. вот на литургии каждый раз читают жития на запричастном, ну и часто их потом вот так в жж обсуждают? да и дневные евангельские и апостольские чтения я тож не заметила, чтобы особенно обсуждали. прочитали, послушали, где-то отложилось, что запомнилось, что-то заставило задуматься — и нечего обсуждать. нормальный каждодневный процесс.

  35. а, да, документальные фильмы интересней смотреть, да думаю и з живым мамоновым пообщаться — тоже интересней, чем с его героем.

  36. Да, докум. кино куда увлекательней (особенно кинохроника)! Аминь.

  37. Страшно признаться — мне понравился :-)

    По неофитству моему, мне фильм вцелом понравился. :-) Хотя сценарий местами сомнительный, а Сухоруков и Дюжев в большинстве эпизодов неубедительны.
    Но ведь все относительно. С чем сравнить из совеременного кино? Не с чем.

    фильм был бы несомненно сильнее без православной «монастырской» оболочки, если б это был фильм просто про человека, где не только Христос, но и церковная жизнь выносилась бы за скобки

    Это как? Если бы главный герой был «просто православный целитель»?.. А в чем существенный плюс этого «вынесения за скобки»?

    ставится вопрос покаяния, хотя и в форме переживания своего греха, а не встречи с Христом

    А что значит «покаяние в форме встречи с Христом»? Разве осознавание собственного греха не существенная деталь покаяния?

    не понимаю как можно церковному человеку читать юлию вознесенскую. но люди ж читают

    Не читал. А что там такого ужасного?.. Судя по форуму Юлия Николаевна милейший человек. :-)

  38. Впечатления от просмотра фильма были противоречивыми. Еще тогда по свежим следам откоментировал:

    О фильме «Остров» не хочется критически, потому что — здорово! Снять какой-нибудь action — умение нужно и деньги. А вот что нужно, чтобы снять, как люди в монастыре молятся, да ещё адекватно и интересно? Думаю — кого-нибудь он приведёт в храм, даже многих.
    Однако разговаривая с кем-нибудь, кто давно в Церкви (кто не таков — не читай!), сказал бы я вот что:
    Понимаю, что искусство трудно, а критика легка, понимаю, что фильм не о чудесах, понимаю, что авторами и так совершён с Божьей помощью некий подвиг, и всё же, всё же… Правда жаль, что много здесь чудес, хотя и чудо — возможно, да и вся жизнь — чудо! Искусство действует на уровне кода, а нас (православных) хлебом не корми — только чудесами! А должно бы хлебом, евхаристическим…
    Вот из Златоуста:
    » Не требуете ли и от нас чудес, какие творили апостолы, приходя проповедовать: чтобы и мы очищали прокаженных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых? Но то и будет самым сильным доказательством вашего благородства и любви, если будете веровать в Бога, не требуя залогов. Бог, как по этой причине, так и по другим, прекратил чудеса. Если без чудес, обладающие теми или другими совершенствами, как-то: даром слова, или благочестием, тщеславятся, превозносятся, друг от друга отделяются, то где не было бы разделений, если бы были еще и чудеса? А что это говорю не по догадке, — представляю в доказательство коринфян, которые от этого самого разделились на многие толки. Ищи не чудес, но спасения души. Не ищи того, чтоб видеть одного мертвеца воскресшим, когда знаешь, что все мертвые воскреснут; не ищи, чтобы видеть слепца прозревшим, но смотри, как ныне все начинают получать лучшее и полезнейшее зрение. Научись и сам смотреть целомудренно, и исправь твое око. Подлинно, если бы мы жили все, как должно, то язычники дивились бы нам больше, нежели чудотворцам. Чудеса часто считают обманом, и находят в них много подозрительного, хотя чудеса христианские совсем не таковы. Но жизнь непорочная не может подвергнуться никакому подобному подозрению, — напротив, добродетель заграждает уста всем.»

    Ваши сомнения сколько-то разделяю, хотя, наверное, слишком категоричным быть просто, а творческое усилие — нечто более сложное.

    • Так сколько там чудес-то… только с костылями — больше нет. В Евангелиях, Деяниях и житиях гораздо больше… мягко говоря. Надуманный это аргумент. Не катит.

      • Как же,как же…А провиденья, изгнание беса! Что касается отсылки к Евангелиям и Деяниям, то даже Златоуст (в вышеприведенной цитате) видит различие между своим временем и временем апостолов. Впрочем, я, при всех прочих, уверен, что фильм — полезный.

        • Сам Господь разделяет эти дары: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Матф.7:22)

          И божественный апостол говорит: Дары различны, но Дух один и тот же; (1Кор.12:4) и далее…

          И ещё раз повторяю: не защищайте Златоуста, оказывая ему медвежью услугу — или придётся признать, что он солгал? Или чудотворцы делали чудеса силою князя
          бесовского.
          ? Да не будет!

          • Судя по фразе «чудеса христианские совсем не таковы» Златоуст не отрицает возможность чудес (и совершаются они, без сомнения, Духом Святым). Думаю речь идет о том, что не на их поиске должен быть сосредоточен христианин, а на поиске Бога. Согласен с отцом Александром, что важны Крест и Воскресение, а не поиск старцев-чудотворцев и эзотерическая духовность. Хотя, повторюсь, я далек от его категоричности.

          • Да, и я согласен с о.Михаилом. Я понял, что Вы далеки от категоричности… я, вообще, задавал вопрос о чудесах, «подпевая» Вам ;+)))

  39. Впечатления от просмотра фильма были противоречивыми. Еще тогда по свежим следам откоментировал:

    О фильме «Остров» не хочется критически, потому что — здорово! Снять какой-нибудь action — умение нужно и деньги. А вот что нужно, чтобы снять, как люди в монастыре молятся, да ещё адекватно и интересно? Думаю — кого-нибудь он приведёт в храм, даже многих.
    Однако разговаривая с кем-нибудь, кто давно в Церкви (кто не таков — не читай!), сказал бы я вот что:
    Понимаю, что искусство трудно, а критика легка, понимаю, что фильм не о чудесах, понимаю, что авторами и так совершён с Божьей помощью некий подвиг, и всё же, всё же… Правда жаль, что много здесь чудес, хотя и чудо — возможно, да и вся жизнь — чудо! Искусство действует на уровне кода, а нас (православных) хлебом не корми — только чудесами! А должно бы хлебом, евхаристическим…
    Вот из Златоуста:
    » Не требуете ли и от нас чудес, какие творили апостолы, приходя проповедовать: чтобы и мы очищали прокаженных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых? Но то и будет самым сильным доказательством вашего благородства и любви, если будете веровать в Бога, не требуя залогов. Бог, как по этой причине, так и по другим, прекратил чудеса. Если без чудес, обладающие теми или другими совершенствами, как-то: даром слова, или благочестием, тщеславятся, превозносятся, друг от друга отделяются, то где не было бы разделений, если бы были еще и чудеса? А что это говорю не по догадке, — представляю в доказательство коринфян, которые от этого самого разделились на многие толки. Ищи не чудес, но спасения души. Не ищи того, чтоб видеть одного мертвеца воскресшим, когда знаешь, что все мертвые воскреснут; не ищи, чтобы видеть слепца прозревшим, но смотри, как ныне все начинают получать лучшее и полезнейшее зрение. Научись и сам смотреть целомудренно, и исправь твое око. Подлинно, если бы мы жили все, как должно, то язычники дивились бы нам больше, нежели чудотворцам. Чудеса часто считают обманом, и находят в них много подозрительного, хотя чудеса христианские совсем не таковы. Но жизнь непорочная не может подвергнуться никакому подобному подозрению, — напротив, добродетель заграждает уста всем.»

    Ваши сомнения сколько-то разделяю, хотя, наверное, слишком категоричным быть просто, а творческое усилие — нечто более сложное.

  40. Так сколько там чудес-то… только с костылями — больше нет. В Евангелиях, Деяниях и житиях гораздо больше… мягко говоря. Надуманный это аргумент. Не катит.

  41. Re: і я адзначуся

    тут уся справа у тым, чаму «праз яго, самага нізкага чалавека ў манастыры ГАСПОДЗЬ… выконваў свае справы»?

  42. Re: і я адзначуся

    а ў гэтым й уся фішка!
    Адна справа, калі твае грахі выкрывае высокапастаўленая клірыкальная асоба, і калі чалавек, часам ніжэйшы за таго, каму ён дапамагае.

    Тут прамыя паралелі з юродствам, нават у перадачы пра юродства выкарыстоўвалі кадры з фільму, дый пра сам фільм казалі. Але безумоўна сам брат Анатоль юрадзівым ня быў.

  43. Как же,как же…А провиденья, изгнание беса! Что касается отсылки к Евангелиям и Деяниям, то даже Златоуст (в вышеприведенной цитате) видит различие между своим временем и временем апостолов. Впрочем, я, при всех прочих, уверен, что фильм — полезный.

  44. Сам Господь разделяет эти дары: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Матф.7:22)

    И божественный апостол говорит: Дары различны, но Дух один и тот же; (1Кор.12:4) и далее…

    И ещё раз повторяю: не защищайте Златоуста, оказывая ему медвежью услугу — или придётся признать, что он солгал? Или чудотворцы делали чудеса силою князя
    бесовского.
    ? Да не будет!

  45. Судя по фразе «чудеса христианские совсем не таковы» Златоуст не отрицает возможность чудес (и совершаются они, без сомнения, Духом Святым). Думаю речь идет о том, что не на их поиске должен быть сосредоточен христианин, а на поиске Бога. Согласен с отцом Александром, что важны Крест и Воскресение, а не поиск старцев-чудотворцев и эзотерическая духовность. Хотя, повторюсь, я далек от его категоричности.

  46. Да, и я согласен с о.Михаилом. Я понял, что Вы далеки от категоричности… я, вообще, задавал вопрос о чудесах, «подпевая» Вам ;+)))

  47. Что касается военно-морской темы в прембуле, то это – тоже какой-то «лубок»

    Дык весь фильм и есть чистая притча. Там по эпизодам, если внимательно смотреть, заметна иногда некая лубочность персонажей и происходящего. Но точно в меру. Чтобы указать на то, что это именно притча.
    Вы еще скажите, что в 1976 году такого монастыря не было…

  48. На мой взгляд, на притчу предисловие не тянет, крепко отдавая лживым совецким патриотизмом, темой не раз эксплуатированной нашим кинематографом. То, что в нем нет настоящего Белого моря, я отношу к недостаткам видеоряда, т.е. художественным изъянам фильма. Подлинно художественной притчей о жизни монашества, я считаю, например, «Андрея Рублева» Тарковского, любимого Вами и мной. :) Хотя с точки зрения историка там много неточностей. Да и аскетика там, скорее, «титаническая».
    Мгновенное же награждение «Острова» Патриархом какой-то там грамотой, по моему скромному мнению, выглядит как официальная поддержка вкусов того церковного субкультурного гетто, которое видит в фильме все свои излюбленные «знаки». Фильм и вызывает столько споров именно потому, что одни эти знаки радостно опознают, а другие — отвергают.
    А за «художественность» лучше бы Тарковского наградили, хотя бы посмертно. )

  49. Никаких старцев-чудотворцев в этом фильме в общем нет, так же, как и чудес. Просто герой Петра Мамонова:

    1) всю жизнь мучается совестью понятно из-за чего;
    2) несмотря на это, по характеру остается парнем из своей молодости — «проказником», как его верно называл Филарет, Шукшин таких «чудиков» хорошо описывал — «просто так» им жить неинтересно;
    3) несмотря на это, человек он в общем неплохой, и старается, чтобы его проказы никому вреда не приносили — поэтому он тетку усылает во Францию — если и не найдет никого, так зла держать не будет, хоть Францию увидит, ну и т.д.

    Этим и нравится фильм — из простых посылок — красивые и нетривиальные следствия.

  50. Никаких старцев-чудотворцев в этом фильме в общем нет, так же, как и чудес. Просто герой Петра Мамонова:

    1) всю жизнь мучается совестью понятно из-за чего;
    2) несмотря на это, по характеру остается парнем из своей молодости — «проказником», как его верно называл Филарет, Шукшин таких «чудиков» хорошо описывал — «просто так» им жить неинтересно;
    3) несмотря на это, человек он в общем неплохой, и старается, чтобы его проказы никому вреда не приносили — поэтому он тетку усылает во Францию — если и не найдет никого, так зла держать не будет, хоть Францию увидит, ну и т.д.

    Этим и нравится фильм — из простых посылок — красивые и нетривиальные следствия.

  51. не возьмусь судить о соответствии фильма православным канонам. режиссера Лунгина я считаю слабым и работы его не люблю.

    но когда смотрел «Остров», думал в основном не о церкви, не о режиссере, а о себе. Мамонов дает почувствовать очень важную и мощную вещь. мне её трудно сформулировать. это сила покаянного существования, что ли. сила внутренней честности перед самим собой. наблюдая за ним, начинаешь что-то примеривать к себе, и вдруг видишь как мгновенно полетела во все стороны шелуха, а то, что осталось — совсем не там лежит, где привык считать. Мамонов помогает изжить внутреннюю суету в себе. не думаю, что это как-то противоречит православным ценностям. и вся сценарная линия чудес к этому воздействию почти не имеет отношения, тут ключевая история — с одеялом. сценарий вообще довольно спорный со всех сторон. а вот Мамонову — спасибо огромное. без него ничего бы не было тут вообще.

  52. не возьмусь судить о соответствии фильма православным канонам. режиссера Лунгина я считаю слабым и работы его не люблю.

    но когда смотрел «Остров», думал в основном не о церкви, не о режиссере, а о себе. Мамонов дает почувствовать очень важную и мощную вещь. мне её трудно сформулировать. это сила покаянного существования, что ли. сила внутренней честности перед самим собой. наблюдая за ним, начинаешь что-то примеривать к себе, и вдруг видишь как мгновенно полетела во все стороны шелуха, а то, что осталось — совсем не там лежит, где привык считать. Мамонов помогает изжить внутреннюю суету в себе. не думаю, что это как-то противоречит православным ценностям. и вся сценарная линия чудес к этому воздействию почти не имеет отношения, тут ключевая история — с одеялом. сценарий вообще довольно спорный со всех сторон. а вот Мамонову — спасибо огромное. без него ничего бы не было тут вообще.

Leave a Reply to long_beard