Геморрой.

Сегодня особенно почувствовал

что нужно просить у Господа прощения за то, что вот это, что я служу, называется Евхаристией. И долго продолжаться это не может.

You can leave a response, or trackback from your own site.

102 Responses to “Сегодня особенно почувствовал”

  1. айцец, будзем трымацца. мы разам!

  2. айцец, будзем трымацца. мы разам!

  3. Но все-таки лучше ж какая-то, чем никакая…

    • Вы не замечали, что мы часто утешаем себя тем, что «лучше хоть что-то, чем ничего»? Вплоть до того, что жить так плохо, но это ж лучше, чем не жить… А не думали, что так жить это и есть не-жить? Что такая Евхаристия — анти-евхаристия, с которой связаны и другие слова на «анти»…

      • Будет или нет Евхаристия «-анти», зависит вовсе не от канонов, по которым обязали служить «сверху», и даже не от Вас, как от предстоятеля… А от тех, кто собрался в храме. Есть Церковь — будет и Евхаристия.

    • Том, мне кажется, что это просто был депрессух у о. Александра. Очень жаль,ЮЮ что он у него ТАК вылился…
      Конечно же литургия не может быьт «хоть какой-то», литургия — это всегда Таинство, всегда чудо, всегда Дар служения Богу и сослужение с ангелами. А нечувствие этого начинается всегда с нас самих — даже елси мы очень правы.. Как писал св. Ин. Кронштадсктй, для пастыря ощущение Литургии есть критерий (как и для всеого верующего)о его отношения с Богом: чувствует литургию и стермится к ней как единственому утешению — все нормально, отношения есть… не чувствует и не стремится — отношения нарушенны… Надо восстанавливать.
      Помоги Бог о. Александру.

      • Теме уже полгода…

        • А я думаю.. о чем это:) Посмотрел зато и удивился снова. Почему это все поняли в плане какой-то «хандры», «раскисания» и пр.? Это же ключевой вопрос. И он остается.
          Вот хотя бы разгоревшийся сейчас спор об отлучении от причастия «кочетковской» общины Твери. Тут ведь стоило бы обратить внимание не на то, правильно отлучили или нет. А вообще — от чего отлучили. Куда и с кем ходят люди для Евхаристического ОБЩЕНИЯ? Де-факто у каждого «свой круг», в рамках которого и происходит общение. Остальные — «чужие». А то и враги друг другу. Только почему-то одна партия имет право «раздавателя» и может дать, а может и не дать. Может и с той стороны поступали бы так же, да только пока у них нет прав «распорядителя». И вот идут «причащаться У» того-то. Но не ко Христу. Потому что вражда и отчуждение остаются.

          • Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?..
            Наверное, в некоторой степени присутствует как у одной стороны, так и у другой. Причем, похоже, чем дальше, тем больше эта полярность будет усугубляться :(

      • У меня депрессухов вообщем-то не бывает:)

  4. Но все-таки лучше ж какая-то, чем никакая…

  5. мне таксама трэба прасіць прабачэнне за тое, што я арганізую, называецца брацтвам,
    а тое, чым я жыву, называецца хрысціянскім жыццём.

  6. мне таксама трэба прасіць прабачэнне за тое, што я арганізую, называецца брацтвам,
    а тое, чым я жыву, называецца хрысціянскім жыццём.

  7. Вы не замечали, что мы часто утешаем себя тем, что «лучше хоть что-то, чем ничего»? Вплоть до того, что жить так плохо, но это ж лучше, чем не жить… А не думали, что так жить это и есть не-жить? Что такая Евхаристия — анти-евхаристия, с которой связаны и другие слова на «анти»…

  8. hgr:

    что-то Вы хандрите. эта фраза настолько точно подходила бы к наиболее вероятному для Вас сейчас эмоциональному состоянию, что не кажется вероятным, что за ней стоит нечто более глубокое (догматика). а руководствоваться эмоциями, Вы и сами знаете, нельзя.

    Вам, м.б., кажется, что Вы участвуете в балаганном представлении на религиозную тему, т.к. большинство Ваших собратий и сослужителей и само начальство совершенно сознательно заняты именно этим. но это все-таки не повод, чтобы отвергать священнослужение не только в МП в целом, до даже и в одном только Вашем храме. (поводы для этого есть, но они совершенно другие).

    • Не знаю… но я почему-то догматику могу переваривать только эмоционально. Я сказал «особенно понял», не потому, что этого не понимал. Я знал об этом и раньше. Но просто «знал». «Глубоко» и не-слишком-эмоционально.
      «Эмоциональное» же связано не с хандрой, а .. неудобно говорить (и я никому эт не говорил, оно как-то наивно всегда выглядит, когда об этом говорят, даже глупо)… особенном сильном молитвенном состоянии, которого давно не переживал. Так что это что-то вроде откровения, по крайней мере прикосновения к Истине. Самое страное, что это было во время литургии, но совершенно точно — не имело к ней никакого отношения. Можно сказать, что само это «знание» было вопросом, на который пишел ответ.. ослабленный, потухший под тяжестью моей греховности.. такой не голос,а шепот.. но для меня, человек немистического и далекого от Бога, явственый своей неожиданностью.
      Что касется хандры, то, скажу Вам честно, мы тут в узком кругу, в моей обычной бытовой жизни гораздо больше оснований для хандры, чем в церковной. В последней как-то при всех переживаниях все же больше ясности, а если и есть вопросы, то больше вопросы техники… тупика нет. А вот «тылы»… тут похуже

      • hgr:

        да, Вы человек не рационального склада, поэтому на языке голой догматики не думаете (и это вообще для большинства людей не обязательно). но это и не значит, что Вы обязаны быть во власти эмоций. есть ведь (у всех) нечто более глубокое, чем эмоции и разум, и именно на этом уровне только и можно принимать серьезные решения. должна быть некоторая внутренняя очевидность. я не сомневаюсь, что Ваши нынешние процессы как-то затрагивают именно этот уровень, а мое замечание выше было только для того, чтобы усилить скепсис, которому полезно подвергать всякую внутреннюю очевидность. от скептического отношения она станет только еще более внутренне очевидной, а что-то наносное (из области эмоциональной и из области рациональной) отсеется.

        во всяком случае, в области этой внутренней очевидности Вы и раньше старалась принимать решения. в этом смысле я и говорил, что Вы человек верующий. если не сходить с этого фундамента веры, то всё вокруг обязательно будет проясняться и дальше.

        • Вы так рассуждаете, будто давно все испытали и все знаете наперед и о всех… Уже бы поверил давно, да только глянешь на фотки типа с венкоим из кувшинок и мальчиками с кувшинками во всем та-скать «благообразии» и жутчаешем идолопоклонстве перед УСТАВОМ (мир ему!), как все как-то слетает быстренько и вот уж действительно, как Вы выше сказали, напоминает с претензией нечто такое изобразить балаган, в котором даже и режиссер-постановщик есть…

          • hgr:

            не обижайтесь на мой тон. прошу прощения за него.

            а у нас обязанности соборного храма, а не скита.

            Вы уже готовы (может быть) поверить, что формулировка догматов на сложном философском языке имеет смысл. но даже если нет, Вы можете поверить, что не менее важна формулировка того же самого на символическом языке сложных обрядов.

            а что касается Евангелия, то в нем хватает и того, и другого, просто не все читатели хотят или могут это замечать.

            говорить на языке обрядов, как и на языке философии, не всегда и не со всеми уместно. но, тем не менее, этот язык важен и всегда должен звучать там, где ему положено (в соборных храмах — прежде всего).

          • о! как это я забыл это слово..

          • hgr:

            Вы тут, простите, не эксперт.
            а эксперты уже сказали, что у нас не попса ))

          • Интересно.. и кто это у нас эксперты в попсе?

          • hgr:

            эстеты всякие дурацкие ))

          • Только не надо мне втирать про весь этот «высокий смволический смысл обрядов». Вы не Кураев, а я не мальчик-профанчик:) Я же не об этом.

          • hgr:

            не понимаю, о чем Вы сейчас. я-то говорил о том, что мы (т.е. наш храм) должны в богослужении выражать также и такую символику, которая должна быть выражена в богослужении регионального церковного центра, которым мы и являемся. на обычном приходе это было бы неуместно.

            для этого должна быть определенная словесная проповедь с амвона (с подробными разъяснениями также и догматических истин), а также и возможно полное присутствие богослужебной символики.

            если же Вы намекаете на то, что мы позиционируем себя такими богослужениями (и их «трансляцией» через интернет) в качестве главного центра РПАЦ, то и это тоже верно. но был бы на нас грех, если бы мы этого не делали. не вижу ничего зазорного в том, чтобы участвовать в церковной борьбе за власть (зазорное может быть только в том, с какими целями или какими методами это делать). но зато вижу много зазорного в том, чтобы устраниться и позволить твориться всему этому нашему бардаку.

            я совершенно не скрываю, что у нас есть определенная программа переустройства российских ИПЦ, и что для ее реализации мы будем добиваться той степени сосредоточения власти, которая требуется. в то же время, мы всячески объясняем и показываем, что и в каких количествах мы считаем для себя нужным. мы не строим никакой очередной авторитарной церковной организации, а пытаемся создать гораздо более сложно устроенную, но зато намного более свободную систему взаимосвязанных автономий.

          • венки и кувшинчики — это «политика». мне, кстати, это тоже не нравится, и прихожанам тоже далеко не всем. но суть ведь не в этом.

          • Ну хоть чем-то утешили:)

          • hgr:

            да, для прихожан все подобные мероприятия — тяжелый и не особо понятный груз. но пусть терпят. они, в общем, это понимают.

      • —но совершенно точно — не имело к ней никакого отношения—

        Да, я какое-то время назад поняла, что все, имевшее по настоящему отношение к Истине, что было там, происходило со мной именно без всякой связи собственно с тем, что называется церковной жизнью.

  9. hgr:

    что-то Вы хандрите. эта фраза настолько точно подходила бы к наиболее вероятному для Вас сейчас эмоциональному состоянию, что не кажется вероятным, что за ней стоит нечто более глубокое (догматика). а руководствоваться эмоциями, Вы и сами знаете, нельзя.

    Вам, м.б., кажется, что Вы участвуете в балаганном представлении на религиозную тему, т.к. большинство Ваших собратий и сослужителей и само начальство совершенно сознательно заняты именно этим. но это все-таки не повод, чтобы отвергать священнослужение не только в МП в целом, до даже и в одном только Вашем храме. (поводы для этого есть, но они совершенно другие).

  10. Будет или нет Евхаристия «-анти», зависит вовсе не от канонов, по которым обязали служить «сверху», и даже не от Вас, как от предстоятеля… А от тех, кто собрался в храме. Есть Церковь — будет и Евхаристия.

  11. О Боге забывать не будем, отче. Даже если пусто при массе народа, Он, все же, там. Порой, вопреки всему Он там. Даже если в чем-то сомневается самый верующий из всех присутствующих, Он там.

  12. О Боге забывать не будем, отче. Даже если пусто при массе народа, Он, все же, там. Порой, вопреки всему Он там. Даже если в чем-то сомневается самый верующий из всех присутствующих, Он там.

  13. про то і разговор :-(

  14. Ну, не нам же судить тех людей, что пришли на Литургию. Господь рассудит… Хотя, теплохладности, конечно, большинству из нас не занимать :-\

  15. причём тут судить. просто бывает явно и открыто…

  16. Таки Вы умеете заглядывать в чужие души?..

  17. Отче, раскисать точно не надо.
    Да укрепит Вас Господь!

  18. Отче, раскисать точно не надо.
    Да укрепит Вас Господь!

  19. нет, поэтому я говорю про явное і открытое. а іногда заглядывать просто НЕКОМУ.

  20. а где критерий явности/открытости? Или бывает, что на Литургию не приходит и 2-3 человека? Тогда действительно страшно…

  21. критерий внутри себя.

  22. а это уже на грани гордыни…

  23. наоборот. тот критерий, который на себя обращён.

  24. Свое «недостоинство» — это тоже вариант гордыни…

  25. но тогда получаецца замкнутый круг

  26. ага…
    это у меня настроение, наверное, мрачное сегодня, оттого все круги и замыкаются…

  27. Не знаю… но я почему-то догматику могу переваривать только эмоционально. Я сказал «особенно понял», не потому, что этого не понимал. Я знал об этом и раньше. Но просто «знал». «Глубоко» и не-слишком-эмоционально.
    «Эмоциональное» же связано не с хандрой, а .. неудобно говорить (и я никому эт не говорил, оно как-то наивно всегда выглядит, когда об этом говорят, даже глупо)… особенном сильном молитвенном состоянии, которого давно не переживал. Так что это что-то вроде откровения, по крайней мере прикосновения к Истине. Самое страное, что это было во время литургии, но совершенно точно — не имело к ней никакого отношения. Можно сказать, что само это «знание» было вопросом, на который пишел ответ.. ослабленный, потухший под тяжестью моей греховности.. такой не голос,а шепот.. но для меня, человек немистического и далекого от Бога, явственый своей неожиданностью.
    Что касется хандры, то, скажу Вам честно, мы тут в узком кругу, в моей обычной бытовой жизни гораздо больше оснований для хандры, чем в церковной. В последней как-то при всех переживаниях все же больше ясности, а если и есть вопросы, то больше вопросы техники… тупика нет. А вот «тылы»… тут похуже

  28. Я тут повыше на эту тему о. Григорию ответил.

  29. hgr:

    да, Вы человек не рационального склада, поэтому на языке голой догматики не думаете (и это вообще для большинства людей не обязательно). но это и не значит, что Вы обязаны быть во власти эмоций. есть ведь (у всех) нечто более глубокое, чем эмоции и разум, и именно на этом уровне только и можно принимать серьезные решения. должна быть некоторая внутренняя очевидность. я не сомневаюсь, что Ваши нынешние процессы как-то затрагивают именно этот уровень, а мое замечание выше было только для того, чтобы усилить скепсис, которому полезно подвергать всякую внутреннюю очевидность. от скептического отношения она станет только еще более внутренне очевидной, а что-то наносное (из области эмоциональной и из области рациональной) отсеется.

    во всяком случае, в области этой внутренней очевидности Вы и раньше старалась принимать решения. в этом смысле я и говорил, что Вы человек верующий. если не сходить с этого фундамента веры, то всё вокруг обязательно будет проясняться и дальше.

  30. Вы так рассуждаете, будто давно все испытали и все знаете наперед и о всех… Уже бы поверил давно, да только глянешь на фотки типа с венкоим из кувшинок и мальчиками с кувшинками во всем та-скать «благообразии» и жутчаешем идолопоклонстве перед УСТАВОМ (мир ему!), как все как-то слетает быстренько и вот уж действительно, как Вы выше сказали, напоминает с претензией нечто такое изобразить балаган, в котором даже и режиссер-постановщик есть…

  31. hgr:

    не обижайтесь на мой тон. прошу прощения за него.

    а у нас обязанности соборного храма, а не скита.

    Вы уже готовы (может быть) поверить, что формулировка догматов на сложном философском языке имеет смысл. но даже если нет, Вы можете поверить, что не менее важна формулировка того же самого на символическом языке сложных обрядов.

    а что касается Евангелия, то в нем хватает и того, и другого, просто не все читатели хотят или могут это замечать.

    говорить на языке обрядов, как и на языке философии, не всегда и не со всеми уместно. но, тем не менее, этот язык важен и всегда должен звучать там, где ему положено (в соборных храмах — прежде всего).

  32. Только не надо мне втирать про весь этот «высокий смволический смысл обрядов». Вы не Кураев, а я не мальчик-профанчик:) Я же не об этом.

  33. о! как это я забыл это слово..

  34. hgr:

    не понимаю, о чем Вы сейчас. я-то говорил о том, что мы (т.е. наш храм) должны в богослужении выражать также и такую символику, которая должна быть выражена в богослужении регионального церковного центра, которым мы и являемся. на обычном приходе это было бы неуместно.

    для этого должна быть определенная словесная проповедь с амвона (с подробными разъяснениями также и догматических истин), а также и возможно полное присутствие богослужебной символики.

    если же Вы намекаете на то, что мы позиционируем себя такими богослужениями (и их «трансляцией» через интернет) в качестве главного центра РПАЦ, то и это тоже верно. но был бы на нас грех, если бы мы этого не делали. не вижу ничего зазорного в том, чтобы участвовать в церковной борьбе за власть (зазорное может быть только в том, с какими целями или какими методами это делать). но зато вижу много зазорного в том, чтобы устраниться и позволить твориться всему этому нашему бардаку.

    я совершенно не скрываю, что у нас есть определенная программа переустройства российских ИПЦ, и что для ее реализации мы будем добиваться той степени сосредоточения власти, которая требуется. в то же время, мы всячески объясняем и показываем, что и в каких количествах мы считаем для себя нужным. мы не строим никакой очередной авторитарной церковной организации, а пытаемся создать гораздо более сложно устроенную, но зато намного более свободную систему взаимосвязанных автономий.

  35. hgr:

    Вы тут, простите, не эксперт.
    а эксперты уже сказали, что у нас не попса ))

  36. —но совершенно точно — не имело к ней никакого отношения—

    Да, я какое-то время назад поняла, что все, имевшее по настоящему отношение к Истине, что было там, происходило со мной именно без всякой связи собственно с тем, что называется церковной жизнью.

  37. венки и кувшинчики — это «политика». мне, кстати, это тоже не нравится, и прихожанам тоже далеко не всем. но суть ведь не в этом.

  38. Ну хоть чем-то утешили:)

  39. Интересно.. и кто это у нас эксперты в попсе?

  40. hgr:

    эстеты всякие дурацкие ))

  41. hgr:

    да, для прихожан все подобные мероприятия — тяжелый и не особо понятный груз. но пусть терпят. они, в общем, это понимают.

  42. Батя, дорогой, всегда неудобно говорить вещи, которые человек и сам знает, вещать как панацею бесплатные советы. Мне мучительна роль друзей Иова – болагочестивых вразумителей, советчиков терпения и упования, особенно – когда человек страждет, а сам ты более-менее благополучен.
    И потому я не буду повторять общие истины (хотя от их банальности они не перестают быть Истиной – о гонимости, о надежде, об укреплении, о том, что тыл у нас один — Господь, и пр.)
    Я только скажу, как я справляюсь (как уж могу: плохо, но все же справляюсь) с такими моментами жизни – когда все рушится, и почва уходит их под ног, когда кажется, что жить так больше невозможно, а как жить – непонятно… Ты знаешь, я сам прошел через это не в малой степени, да и сейчас еще не скажу, чтобы окончательно стабилизировался. В чем-то мне было труднее – запрет и с трудом отвоеванный заштат, продолжающаяся доныне травля и клевета, предательство друзей (часто – обставленное найблагочестивейшими оправданиями), даже попытка найма киллеров. Но у меня было и на что опереться, то, чего в нужной мере Господь не дал тебе – сильная, верная и стойкая семья, молитвы многих детей. Но сумма наших испытаний, наверное, не слишком разнится.
    И вот. Я стою на этом – я верю в БЕСКОНЕЧНОСТЬ милосердия, любви, долготерпения Отца, и верю, что НИЧЕГО КОНЕЧНО ПЛОХОГО, НЕВЫНОСИМО ПЛОХОГО произойти со мной Он не попустит. Что Он терпит такого засранца, как я, и терпение Его не иссякнет. ЧТО ВСЕ ПРОЙДЕТ. ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
    А практически – в минуты слабости я позволяю себе именно расслабиться внешне, но собраться внутри, сжаться в комок, и … переждать, пережить. Иногда дни, недели, иногда месяцы. В эти моменты я внешне как-бы опускаюсь, я позволяю себе разные слабости – лень (спать), смотреть бесконечно ТВ или видик, в основном боевики, иногда выпить или утешиться вкусной трапезой. В общем, такое ленивое сластолюбие. Но внутри у меня сжавшийся комок «Я», который я пытаюсь не потерять. В этом хранении есть внешние формы – кому не оставить читать молитвенное правило и пост (хоть как!), кому – не оставить работать, кому — служить. Перетерпеть. «Терпением вашим…хотя и медлит».
    Я убежден, что служении Евхаристии неущербно. Это воля Божия, это Его Дар, это Его посещение. Не надейся служить достойно, служи гамнюком. Но служи. Быть в сионской горнице с Иисусом хорошо, но во дворе Кайафы – одиноко и страшно. Но Он взглянет…
    Что бы мы не имели в церковной эмпирике, но Господь отсюда не уйдет, Ему некуда идти. Впрочем, Он все знал – «обрящет ли веру…». Епархии и синоды те же синедрионы, вполне впитавшие в себя качества своих ветхозаветных предшественников, вплоть то именований (архиерей и пр). «Убивающие вас будут думать, что службу приносят Богу…» Все это – доверие Отца к тебе.
    Ну, а домашний тыл… Тут я бессилен что-то сказать что-то еще… Что тебе бывает хочется? Гулять? – гуляй, спать? – спи, общаться с единомышленниками? – общайся там, где это возможно. И жди. По сути дела, это тот же совет Варсонуфия Великого – «если борет искушение, завернись в мантию и поспи»; его перефразировал старец Алексей Зосимовой пустыни: «Или поспи, или поешь».
    Помнишь, как при тебе год назад Саша из Москвы на мое сетование о рассасывании прихожан, друзей сказал (конечно, все мы были немного под шафе): «Батюшка, а хотите, я Вам в морду дам? Это что же получается, вот, наша семья Ваши верные прихожане – а Вам этого мало?!!» (Кстати, через пол года он мне гворил: «И чего это я тогда спорил с о. Александром?. Все он верно говорил. Передайте от мня извинение и поклон…»
    У тебя есть верная Бурбалка. И, наверное, не она одна. Значит, ЕСТЬ семья о Господе и тыл. Этого, даже одной Наташи, много, очень много… «Кто отвратит человека от греха…»

    • Отец! Я понимаю, о чем ты говоришь, и все это очень важно — такой опыт. Но в данном случае это не совсем то. То есть не состояние «богооставленности» или там «человекооставленности», а просто некоторое обострение ощущений. Это было и раньше, но больше в таком «вяло-текущем» состоянии.
      Про «тыл» же я вспомнил не столько для того, чтоб посетовать (хотя сетую, и сетую часто незаслужено, поскольку все-таки и там у меня близкие и любящие люди, которые не оставят меня — но не хочу так уж сильно распространяться, все же тут хоть и узкий, но довольно публичный разговор). Я просто вспомнил про это, чтоб сказать, что заботы и переживания в этой области гораздо более занимают меня, чем решения «синедрионов» — последнеее даженесколько зажигает и придают жизни больше динамики. Ну, конечно, я понимаю, что если раньше я жил вроде как плывя по воле волн, а все мои внутренние рассуждения бли чем-то довольно отстраненным от реальной жизни, то теперь, возможно, мне придется принимать решения и отвечать реальностью на соответствующие ранее доворльно факультативные внутренние переживания.
      Вообщем, состояния, что все вокруг рушится у меня (пока) нет. Слава Богу. Прпосто острее приходится думать, где ты, кто ты, что дальше делать. Вот на этой волне, а не на волне упадка или разочарования, вот такие примитивно-глобальные мысли:)
      Хотя есть и разочарования. Например, в митрополите. Но и здесь я был уже подготовлен. В каких-то деталях, мелочах… Что-то, конечно, еще оставалось… Но вообщем-то я ничего такого никогда не ждал от него. Просто остатки какого-то теплого чувства:)

      • Ну и слава Богу! Может мой опыт пригодиться в будущем, а дай Бог, чтобы и не пригодилося.
        В том же состоянии, о котором ты говоришь — это хождение по водам с Петром (об этом как-то замечательно сказала Скобцова, но точно не смогу процитировать). И этого не избежать — если хочешь жить. И грузответсвенности пред Богом приходится нести самому, и иметь мужество и духовную силу принимать самостоятельно решения. Это чоень трудный и опсаный путь, но и — знаю по ущербному, но все же живому опыту — светлый, не постыжающий.
        Мой же только совет в этом — чем важнее решение, тем менее в нем спешить. Время — рука Божия.
        А я прекрасноо помню про случай с аспирантурой — для меня была точка всяких иллюзий. Тут водорпаздел Богу и мамонне — дьявол есть отец лжи.
        Обнимаю.
        Если будет желание, пиши на мыло.
        Хзесь я писал специально — хотел высказать тебе свою братскую поодержку очно для всех.

        • Есть два способа жить:
          Совершенно почтенно и законно ходить по суше —
          Мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить
          По водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть,
          а надо только все время верить.
          Мгновение безверия — и начинаешь тонуть».

          Мать Мария (записная книжка. 31 августа 1934 г.)

    • >Что бы мы не имели в церковной эмпирике, но Господь отсюда не уйдет, Ему некуда идти.

      Не слишком ли самонадеянно? Что-то вроде «отец наш Авраам».
      Бог в Евхаристии, как я понимаю, посещает нас в меру актуализации Его Царства. Когда видит, что мы Его ученики, тогда и приходит. И не связан обязательством давать некий «Дар» в ответ на некие слова и действия в алтаре. Он дарит в ответ на наше Благо-дарение, наше общение во Христе, воплощение Его в нашей жизни.»Христос посреде нас». Может быть, как отклик, воспломинание истинной Евхаристии, это нечто большее чем просто инсценировка, а потому здесь возможны особые откровения, чувства (особенно, «религиозные»), но все же это именно нечто вторичное к собственно Евхаристии. Здесь люди не собраны в ней, они собраны по поводу ее. По сути — каждый сам в себе, в индивидуальном опыте, в той или иной степени, истинном или ложном).
      Кроме того. Даже просто так если сказать. Я служу на приходе, а не среди «семьи — верных пихожан». Даже если кто-то из них присутствует, то в качестве дополнительного утешения, что, мол, все же я не просто исполняю исполняю вмененную мне по долгу службы и положения обязанность. Но в корне это не меняет общего заранее заданного тона — обязанности обслуживания «религиозных потребностей» в соответствии с расписанием.

      • Тут я с тобой вполне солдидарен. Знаешь, ято давно от уродливого в церковном смысле приходского ига избавился — служу или свободно в киевсокй общине (настоящей), имли иначе — но не по ранжиру. Но я имел в виду и не приходскую жизнь. Где двое или трое — даже двое, и значит этого достаточно. А двое — это уже предстоящий и Тот, Кому предстоят. И Он подчеркивает, что и тут Он вполне присутствеут. И по большому счету не важно, где ты предстоишь пред Ним — можно и в лагере, или в квартитре, но и, конечно, прекрасно, сели есть возможность в общине верных Господу, связанных любовью во Христе — предстоять в полноте и свете ттрадиции. И таже пожно предстоять в приходе, где все искартежено, где хотят помнить о субботе, но не Господине субботы, но и где не отнимают у тебя возможность предстиоять пред Ним. Это мучительнео, но все же — не зона. И не повал монастыря, где томилася Грек, не допускаемый даже к приччастию мирянина. Тут можно выжить с Ним.

  43. Батя, дорогой, всегда неудобно говорить вещи, которые человек и сам знает, вещать как панацею бесплатные советы. Мне мучительна роль друзей Иова – болагочестивых вразумителей, советчиков терпения и упования, особенно – когда человек страждет, а сам ты более-менее благополучен.
    И потому я не буду повторять общие истины (хотя от их банальности они не перестают быть Истиной – о гонимости, о надежде, об укреплении, о том, что тыл у нас один — Господь, и пр.)
    Я только скажу, как я справляюсь (как уж могу: плохо, но все же справляюсь) с такими моментами жизни – когда все рушится, и почва уходит их под ног, когда кажется, что жить так больше невозможно, а как жить – непонятно… Ты знаешь, я сам прошел через это не в малой степени, да и сейчас еще не скажу, чтобы окончательно стабилизировался. В чем-то мне было труднее – запрет и с трудом отвоеванный заштат, продолжающаяся доныне травля и клевета, предательство друзей (часто – обставленное найблагочестивейшими оправданиями), даже попытка найма киллеров. Но у меня было и на что опереться, то, чего в нужной мере Господь не дал тебе – сильная, верная и стойкая семья, молитвы многих детей. Но сумма наших испытаний, наверное, не слишком разнится.
    И вот. Я стою на этом – я верю в БЕСКОНЕЧНОСТЬ милосердия, любви, долготерпения Отца, и верю, что НИЧЕГО КОНЕЧНО ПЛОХОГО, НЕВЫНОСИМО ПЛОХОГО произойти со мной Он не попустит. Что Он терпит такого засранца, как я, и терпение Его не иссякнет. ЧТО ВСЕ ПРОЙДЕТ. ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
    А практически – в минуты слабости я позволяю себе именно расслабиться внешне, но собраться внутри, сжаться в комок, и … переждать, пережить. Иногда дни, недели, иногда месяцы. В эти моменты я внешне как-бы опускаюсь, я позволяю себе разные слабости – лень (спать), смотреть бесконечно ТВ или видик, в основном боевики, иногда выпить или утешиться вкусной трапезой. В общем, такое ленивое сластолюбие. Но внутри у меня сжавшийся комок «Я», который я пытаюсь не потерять. В этом хранении есть внешние формы – кому не оставить читать молитвенное правило и пост (хоть как!), кому – не оставить работать, кому — служить. Перетерпеть. «Терпением вашим…хотя и медлит».
    Я убежден, что служении Евхаристии неущербно. Это воля Божия, это Его Дар, это Его посещение. Не надейся служить достойно, служи гамнюком. Но служи. Быть в сионской горнице с Иисусом хорошо, но во дворе Кайафы – одиноко и страшно. Но Он взглянет…
    Что бы мы не имели в церковной эмпирике, но Господь отсюда не уйдет, Ему некуда идти. Впрочем, Он все знал – «обрящет ли веру…». Епархии и синоды те же синедрионы, вполне впитавшие в себя качества своих ветхозаветных предшественников, вплоть то именований (архиерей и пр). «Убивающие вас будут думать, что службу приносят Богу…» Все это – доверие Отца к тебе.
    Ну, а домашний тыл… Тут я бессилен что-то сказать что-то еще… Что тебе бывает хочется? Гулять? – гуляй, спать? – спи, общаться с единомышленниками? – общайся там, где это возможно. И жди. По сути дела, это тот же совет Варсонуфия Великого – «если борет искушение, завернись в мантию и поспи»; его перефразировал старец Алексей Зосимовой пустыни: «Или поспи, или поешь».
    Помнишь, как при тебе год назад Саша из Москвы на мое сетование о рассасывании прихожан, друзей сказал (конечно, все мы были немного под шафе): «Батюшка, а хотите, я Вам в морду дам? Это что же получается, вот, наша семья Ваши верные прихожане – а Вам этого мало?!!» (Кстати, через пол года он мне гворил: «И чего это я тогда спорил с о. Александром?. Все он верно говорил. Передайте от мня извинение и поклон…»
    У тебя есть верная Бурбалка. И, наверное, не она одна. Значит, ЕСТЬ семья о Господе и тыл. Этого, даже одной Наташи, много, очень много… «Кто отвратит человека от греха…»

  44. Отец! Я понимаю, о чем ты говоришь, и все это очень важно — такой опыт. Но в данном случае это не совсем то. То есть не состояние «богооставленности» или там «человекооставленности», а просто некоторое обострение ощущений. Это было и раньше, но больше в таком «вяло-текущем» состоянии.
    Про «тыл» же я вспомнил не столько для того, чтоб посетовать (хотя сетую, и сетую часто незаслужено, поскольку все-таки и там у меня близкие и любящие люди, которые не оставят меня — но не хочу так уж сильно распространяться, все же тут хоть и узкий, но довольно публичный разговор). Я просто вспомнил про это, чтоб сказать, что заботы и переживания в этой области гораздо более занимают меня, чем решения «синедрионов» — последнеее даженесколько зажигает и придают жизни больше динамики. Ну, конечно, я понимаю, что если раньше я жил вроде как плывя по воле волн, а все мои внутренние рассуждения бли чем-то довольно отстраненным от реальной жизни, то теперь, возможно, мне придется принимать решения и отвечать реальностью на соответствующие ранее доворльно факультативные внутренние переживания.
    Вообщем, состояния, что все вокруг рушится у меня (пока) нет. Слава Богу. Прпосто острее приходится думать, где ты, кто ты, что дальше делать. Вот на этой волне, а не на волне упадка или разочарования, вот такие примитивно-глобальные мысли:)
    Хотя есть и разочарования. Например, в митрополите. Но и здесь я был уже подготовлен. В каких-то деталях, мелочах… Что-то, конечно, еще оставалось… Но вообщем-то я ничего такого никогда не ждал от него. Просто остатки какого-то теплого чувства:)

  45. >Что бы мы не имели в церковной эмпирике, но Господь отсюда не уйдет, Ему некуда идти.

    Не слишком ли самонадеянно? Что-то вроде «отец наш Авраам».
    Бог в Евхаристии, как я понимаю, посещает нас в меру актуализации Его Царства. Когда видит, что мы Его ученики, тогда и приходит. И не связан обязательством давать некий «Дар» в ответ на некие слова и действия в алтаре. Он дарит в ответ на наше Благо-дарение, наше общение во Христе, воплощение Его в нашей жизни.»Христос посреде нас». Может быть, как отклик, воспломинание истинной Евхаристии, это нечто большее чем просто инсценировка, а потому здесь возможны особые откровения, чувства (особенно, «религиозные»), но все же это именно нечто вторичное к собственно Евхаристии. Здесь люди не собраны в ней, они собраны по поводу ее. По сути — каждый сам в себе, в индивидуальном опыте, в той или иной степени, истинном или ложном).
    Кроме того. Даже просто так если сказать. Я служу на приходе, а не среди «семьи — верных пихожан». Даже если кто-то из них присутствует, то в качестве дополнительного утешения, что, мол, все же я не просто исполняю исполняю вмененную мне по долгу службы и положения обязанность. Но в корне это не меняет общего заранее заданного тона — обязанности обслуживания «религиозных потребностей» в соответствии с расписанием.

  46. Ну и слава Богу! Может мой опыт пригодиться в будущем, а дай Бог, чтобы и не пригодилося.
    В том же состоянии, о котором ты говоришь — это хождение по водам с Петром (об этом как-то замечательно сказала Скобцова, но точно не смогу процитировать). И этого не избежать — если хочешь жить. И грузответсвенности пред Богом приходится нести самому, и иметь мужество и духовную силу принимать самостоятельно решения. Это чоень трудный и опсаный путь, но и — знаю по ущербному, но все же живому опыту — светлый, не постыжающий.
    Мой же только совет в этом — чем важнее решение, тем менее в нем спешить. Время — рука Божия.
    А я прекрасноо помню про случай с аспирантурой — для меня была точка всяких иллюзий. Тут водорпаздел Богу и мамонне — дьявол есть отец лжи.
    Обнимаю.
    Если будет желание, пиши на мыло.
    Хзесь я писал специально — хотел высказать тебе свою братскую поодержку очно для всех.

  47. Тут я с тобой вполне солдидарен. Знаешь, ято давно от уродливого в церковном смысле приходского ига избавился — служу или свободно в киевсокй общине (настоящей), имли иначе — но не по ранжиру. Но я имел в виду и не приходскую жизнь. Где двое или трое — даже двое, и значит этого достаточно. А двое — это уже предстоящий и Тот, Кому предстоят. И Он подчеркивает, что и тут Он вполне присутствеут. И по большому счету не важно, где ты предстоишь пред Ним — можно и в лагере, или в квартитре, но и, конечно, прекрасно, сели есть возможность в общине верных Господу, связанных любовью во Христе — предстоять в полноте и свете ттрадиции. И таже пожно предстоять в приходе, где все искартежено, где хотят помнить о субботе, но не Господине субботы, но и где не отнимают у тебя возможность предстиоять пред Ним. Это мучительнео, но все же — не зона. И не повал монастыря, где томилася Грек, не допускаемый даже к приччастию мирянина. Тут можно выжить с Ним.

  48. Есть два способа жить:
    Совершенно почтенно и законно ходить по суше —
    Мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить
    По водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть,
    а надо только все время верить.
    Мгновение безверия — и начинаешь тонуть».

    Мать Мария (записная книжка. 31 августа 1934 г.)

  49. Да-да, ах, огормное спасибо!

  50. Том, мне кажется, что это просто был депрессух у о. Александра. Очень жаль,ЮЮ что он у него ТАК вылился…
    Конечно же литургия не может быьт «хоть какой-то», литургия — это всегда Таинство, всегда чудо, всегда Дар служения Богу и сослужение с ангелами. А нечувствие этого начинается всегда с нас самих — даже елси мы очень правы.. Как писал св. Ин. Кронштадсктй, для пастыря ощущение Литургии есть критерий (как и для всеого верующего)о его отношения с Богом: чувствует литургию и стермится к ней как единственому утешению — все нормально, отношения есть… не чувствует и не стремится — отношения нарушенны… Надо восстанавливать.
    Помоги Бог о. Александру.

  51. Теме уже полгода…

  52. У меня депрессухов вообщем-то не бывает:)

  53. А я думаю.. о чем это:) Посмотрел зато и удивился снова. Почему это все поняли в плане какой-то «хандры», «раскисания» и пр.? Это же ключевой вопрос. И он остается.
    Вот хотя бы разгоревшийся сейчас спор об отлучении от причастия «кочетковской» общины Твери. Тут ведь стоило бы обратить внимание не на то, правильно отлучили или нет. А вообще — от чего отлучили. Куда и с кем ходят люди для Евхаристического ОБЩЕНИЯ? Де-факто у каждого «свой круг», в рамках которого и происходит общение. Остальные — «чужие». А то и враги друг другу. Только почему-то одна партия имет право «раздавателя» и может дать, а может и не дать. Может и с той стороны поступали бы так же, да только пока у них нет прав «распорядителя». И вот идут «причащаться У» того-то. Но не ко Христу. Потому что вражда и отчуждение остаются.

  54. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?..
    Наверное, в некоторой степени присутствует как у одной стороны, так и у другой. Причем, похоже, чем дальше, тем больше эта полярность будет усугубляться :(

Leave a Reply to hgr