Геморрой.

Еще комментарий на еще более последние события вокруг Сурожской епархии

и, соответственно, на некоторые другие в той же тенденции:

Свой среди чужих, чужой среди своих

You can leave a response, or trackback from your own site.

48 Responses to “Еще комментарий на еще более последние события вокруг Сурожской епархии”

  1. А не могли бы Вы мне пояснить:
    «…Но в том-то и дело, что «братский» характер их отношений давно носит чисто теоретический и гипотетический характер…» — Кнстантинопль/МП

    А также это:
    «… Самое интересное, что и та и другая сторона в оправдание своего поведения имеет свой комплект канонов… » — каноны

  2. А не могли бы Вы мне пояснить:
    «…Но в том-то и дело, что «братский» характер их отношений давно носит чисто теоретический и гипотетический характер…» — Кнстантинопль/МП

    А также это:
    «… Самое интересное, что и та и другая сторона в оправдание своего поведения имеет свой комплект канонов… » — каноны

  3. >> епископ Василий подал одновременно прошения в московскую и константинопольскую патриархии < <

    Батюшка, ерунду пишете.

    Я вот чего никогда не мог понять — откуда берётся это «не могу молчать!», выливающееся в «ещё комментарии» на слабознакомые темы… Было бы хорошо, конечно, если бы это всё публиковалось под шапкой «на правах досужего домысла», ну как в газетах бывает «на правах рекламы».

    • Считайте, что «на правах досужего домысла». Что ж, нельзя высказать своего мнения? Сайт ведь неофициальный. Пишу что думаю. У нас даже раньше на сайте такая рубрика была отдельно. Но поскольку мы не пишем того, что не думаем, то и отказались от такой рубрики:)
      Толлько не понял, почему Вы привели конкретно имено эту фразу. Весь конфликт и прял всю остроту именно потому, что епископ Василий обратился ОДНОВРЕМЕННО и ту и другие патриархии. После этого и именно поэтому со стороны МП были приняты жесткие меры. Читайте официальные сообщения.

      • Конечно, мнение высказывать можно и нужно :) Хотелось бы лишь, что ценность высказывания не исчерпывалась самим фактом высказывания :)

    • Ну так откройте же нам глаза, напишите статью-опровержение, многознающий вы наш :)))

      • Меньше всего я претендую на многознаемость. Я лишь спрашиваю у батюшки — он-то откуда берёт материал для обобщений и выводов? Он-то откуда знает о происходящем и действующих лицах, чтобы эти самые обобщения делать?..

    • \\Я вот чего никогда не мог понять — откуда берётся это «не могу молчать!»,

      «Сейчас человек думает, что исполняет и выражает себя «гневным воплем», тогда как этот последний, будучи в сущности сродни злу, как раз ничего и не побеждает. Свободен только тот, кто «послушлив»: этого совсем не знает и не понимает наше время, несмотря на весь свой пафос свободы»
      прот. Александр Шмеман (Дневники, с. 180).

  4. >> епископ Василий подал одновременно прошения в московскую и константинопольскую патриархии < <

    Батюшка, ерунду пишете.

    Я вот чего никогда не мог понять — откуда берётся это «не могу молчать!», выливающееся в «ещё комментарии» на слабознакомые темы… Было бы хорошо, конечно, если бы это всё публиковалось под шапкой «на правах досужего домысла», ну как в газетах бывает «на правах рекламы».

  5. Скажите, а существует ли в Церкви некая процедура для архиереев, аналогичая гражданскому «добровольному уходу в отставку» ?

    • Да. Это называется «увольнение на покой». Это может быть сделано в добровольном или принудительном порядке. Послелнее это вроде наказания. Оно и было применено по отношению к епископу Василию. При хорошей жизни принудительного отправления на покой не бывает. Даже при достижении преклонного возраста (75 лет) устав предусматривает такую процедуру как обязательная подача прошения об уходе на покой. Ну а там уже Синод решает — удовлетворить или просить еще остаться:) В любом случае выглядит добровольно.
      Ситуация с епископом Василием усугубляется тем, что, благодаря покойному владыке Антонию, в Сурожской епархии действует свой особый устав, признанный патриархией. А согласно этому уставу епископ может быть отправлен на покой только по своему прошению или после особого расследования о слишком немощном состоянии здоровья для управления епархией. Этот устав был проигнорирован.

      • Насколько я знаю, отче, этот устав официально не признан Патриархией. На него в свое время «закрыли глаза». На время, пока был жив вл.Антоний, видимо.

      • Понял, спасибо.

        Я то вот к чему спросил. В ряде цивилизованных стран существует традиция для чиновников высокого ранга добровольно подавать в отставку в случае, если их имя замешано или упоминается в том или ином скандале. И я считаю это правильным.

        И вот о чем я думаю — такая процедура была бы полезна и в Церкви. Чтобы, к примеру, архиерей добровольно уходил на покой, если заварилась подобная буча с его участием. А то как то весьма противно наблюдать за этой сварой. Обвинения, подозрения, свидетельства очевидцев… Разве им место в Церкви ?

  6. Скажите, а существует ли в Церкви некая процедура для архиереев, аналогичая гражданскому «добровольному уходу в отставку» ?

  7. В рамках формальной канонической правоты не находится места для христианской любви. Это та железная правота, которая рождает жестокость, готовую сокрушить все на своем пути ради своей «правды».

    Именно поэтому страшно, когда начинают добавлять к словам «единая святая соборная и апостольская Церковь» еще и слово «каноническая» (пусть не буквально изменяя Символ Веры, но фактически полагая именно эту характеристику главной в экклезиологии — вплоть до размещения соответствующей надписи на фасадах храмов!) — как, к примеру, УПЦ МП, давно перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП.

    • если можно подробнее, о «перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП».
      примеры.

      ничего суперстрашного в добавлении слова «каноническая» на вывески не вижу. видел только пару храмов за всю жизнь с таким добавлением.

      • ***если можно подробнее, о «перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП». примеры.

        Примеров, конечно, хватает — и просто открытой враждебности и агрессивности отсуствия братской любви, и сектанства несколько завышенной сотериологической значимости юрисдикции МП, и даже откровенной ереси слишком смелых богословских заявлений. Но если уж Вы будучи там ничего особого не замечаете, то вряд ли мои слова со стороны чем-то смогут Вам помочь. Я бы предпочел не продолжать разговор на эту тему — по моему опыту ничего кроме безобразного флейма из него не получится.

        ***ничего суперстрашного в добавлении слова «каноническая» на вывески не вижу.

        Очень жаль.

        ***видел только пару храмов за всю жизнь с таким добавлением.

        Вывески — это действительно уже клинический случай (хотя мне и одной хватает, чтобы тихо выпасть в осадок). Но совершенно ненормальная частотность использования слова «каноны» и его производных как священноначалием, так и просто верными УПЦ давно уже стала притчей во языцех.

        • да нет, я не из этих. это я поинтересовался, нет ли где-то в районе Атлантики некой искажающей линзы :)
          понял, что не в линзе дело, но интересно — какие у вас источники информации? интернет-СМИ не могут полноценно отражать картину.
          Вывески — это действительно уже клинический случай (хотя мне и одной хватает, чтобы тихо выпасть в осадок)
          может я просто «будучи тут» приобрел некий циничный иммунитет, как у паталогоанатомов. а то бы пришлось выпадать в осадок слишком часто.
          Но совершенно ненормальная частотность использования слова «каноны» и его производных как священноначалием, так и просто верными УПЦ давно уже стала притчей во языцех.
          понимаете, в ситуации когда практически никто ни в чем не разбирается, а в мыслях обывателя Церковь все равно одна и непонятно, что те попы там не могут поделить, приходится переходить от «имяславия» (в смысле проповеди о Христе) к «канонославию» — как просто настаиванию ходить именно в эту Церковь. КП все-таки не применяют к себе этот термин — каноничный, а хоть на некоторых людей он действует.
          проблема украинского православия лежит не в именовании приходов, а в том, что у КП и МП несовместимые подходы к преодолению раскола. это мне напоминает попытки сложить два магнита по одному полюсу.
          ЗЫ а вы из какой юрисдикции?

          • Стандартный набор вопросов при обсуждении этой темы :)

            ***какие у вас источники информации?

            «Какые Ваши доказатэлства?» (с)

            Первоисточники: официальные сайты УПЦ, заявления ее иерархов, общение в сети с ее священнослужителями и верными. Даже с несколькими епископами я знаком. Вам, конечно, трудно в это поверить, но я очень хорошо знаю, о чем говорю.

            ***приходится переходить от «имяславия» (в смысле проповеди о Христе) к «канонославию» — как просто настаиванию ходить именно в эту Церковь.

            Вот-вот, при этом «каноны» превращаются в идола, кумира, хуже того — в индульгенцию, оправдывающую априори абсолютно любые грехи. А сказано было: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин 13:35) Знаете, сколько в Америке всяких юрисдикций, в том числе раскольничьих? А сколько конфессий? Если бы истинная Церковь следовала бы здесь примеру УПЦ, самопревозносясь и, одновременно, унижая всех и вся вокруг, мы бы уже давно погибли.

            ***проблема украинского православия лежит не в именовании приходов, а в том, что у КП и МП несовместимые подходы к преодолению раскола.

            Было бы хорошо, следуя древней традиции, собрать нескольких Патриархов и Митрополитов других юрисдикциий (все равно, каких — греков, сербов, хоть даже наших американцев), чтобы они сняли ВСЕХ епископов УПЦ как МП, так и КП (очевидно, что они не справились со сложившейся ситуацией, времени уже было предостаточно) и рукоположили бы своих ставленников, из иностранных церквей, что автоматически гарантировало бы, что ни у одного из них нет интересов в украинской бесконечной «вендетте». Конечно, это из области фантастики, Москва никому не даст поиграть в своем любимом украинском песочнике… :(

            ***ЗЫ а вы из какой юрисдикции?

            Вот, ОБЯЗАТЕЛЬНО этот вопрос у верных УПЦ на устах. Неужто так хочется обличить меня в принадлежности к ереси или расколу? Юмор заключается еще и в том, что задающие этот вопрос обычно об американских юрисдикциях понятия не имеют (здесь у нас, знаете ли, деление несколько более сложное, чем на «хороших-московских» и «плохих-всех остальных») и потом приходится читать длинную лекцию… Ну скажу я Вам, что принадлежу к OCA, Вам это что-то объяснит?

            Если хотите мне отвечать, пишите мне, пожалуйста, в мой журнал (в любую тему), чтобы не загромождать журнал батюшки (мы ведь уже давно ушли в офтопик).

  8. В рамках формальной канонической правоты не находится места для христианской любви. Это та железная правота, которая рождает жестокость, готовую сокрушить все на своем пути ради своей «правды».

    Именно поэтому страшно, когда начинают добавлять к словам «единая святая соборная и апостольская Церковь» еще и слово «каноническая» (пусть не буквально изменяя Символ Веры, но фактически полагая именно эту характеристику главной в экклезиологии — вплоть до размещения соответствующей надписи на фасадах храмов!) — как, к примеру, УПЦ МП, давно перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП.

  9. Считайте, что «на правах досужего домысла». Что ж, нельзя высказать своего мнения? Сайт ведь неофициальный. Пишу что думаю. У нас даже раньше на сайте такая рубрика была отдельно. Но поскольку мы не пишем того, что не думаем, то и отказались от такой рубрики:)
    Толлько не понял, почему Вы привели конкретно имено эту фразу. Весь конфликт и прял всю остроту именно потому, что епископ Василий обратился ОДНОВРЕМЕННО и ту и другие патриархии. После этого и именно поэтому со стороны МП были приняты жесткие меры. Читайте официальные сообщения.

  10. *** Честно говоря, даже не хочется эти ссылки изучать ***

    А зря. Христианская любовь невозможна без подлинной веры. К вере эти ссылки в данном случае имеют прямое отношение, поскольку К-польский патриарх пытается в данном случае занять во Вселенской Церкви место папы Римского вполне в католическом смысле — это прямо следует из его ссылок. А есть в Церкви место папе Римскому в католическом смысле или нет — это уже вопрос веры.

    • Беда в том, что понятие первенствующего епископа в православной экклезиологии не разработано настолько четко, как в католической. Ясно, что первенство должно принадлежать кому-то. Но что это за первенство? Какова его природа? На какие сферы жизни церкви оно распространяется? К чему оно обязывает и какие права дает?

      • Это не вопрос чёткости разработки, это вопрос вкладываемого в термин смысла. Первенство чести у православных и первенство римского епископа у католиков — принципиально разные. Даже в чисто конструктивном смысле — от того, есть на сейчас кто-то, кто первые по чести среди православных епископов или нет, сообщество православных поместных Церквей таковым быть не перестаёт, а вот если из административного устройства католической Церкви вынуть стержень в виде папской власти, рассыпется ведь на много-много осколков…

  11. *** Честно говоря, даже не хочется эти ссылки изучать ***

    А зря. Христианская любовь невозможна без подлинной веры. К вере эти ссылки в данном случае имеют прямое отношение, поскольку К-польский патриарх пытается в данном случае занять во Вселенской Церкви место папы Римского вполне в католическом смысле — это прямо следует из его ссылок. А есть в Церкви место папе Римскому в католическом смысле или нет — это уже вопрос веры.

  12. Да. Это называется «увольнение на покой». Это может быть сделано в добровольном или принудительном порядке. Послелнее это вроде наказания. Оно и было применено по отношению к епископу Василию. При хорошей жизни принудительного отправления на покой не бывает. Даже при достижении преклонного возраста (75 лет) устав предусматривает такую процедуру как обязательная подача прошения об уходе на покой. Ну а там уже Синод решает — удовлетворить или просить еще остаться:) В любом случае выглядит добровольно.
    Ситуация с епископом Василием усугубляется тем, что, благодаря покойному владыке Антонию, в Сурожской епархии действует свой особый устав, признанный патриархией. А согласно этому уставу епископ может быть отправлен на покой только по своему прошению или после особого расследования о слишком немощном состоянии здоровья для управления епархией. Этот устав был проигнорирован.

  13. Все верно, так и будет.

  14. Все верно, так и будет.

  15. Ну так откройте же нам глаза, напишите статью-опровержение, многознающий вы наш :)))

  16. Насколько я знаю, отче, этот устав официально не признан Патриархией. На него в свое время «закрыли глаза». На время, пока был жив вл.Антоний, видимо.

  17. Беда в том, что понятие первенствующего епископа в православной экклезиологии не разработано настолько четко, как в католической. Ясно, что первенство должно принадлежать кому-то. Но что это за первенство? Какова его природа? На какие сферы жизни церкви оно распространяется? К чему оно обязывает и какие права дает?

  18. Смело пишете. Respect.

  19. Смело пишете. Respect.

  20. Спасибо за комментарий. Действительно, пока что Москва все пытается решить силовыми методами. Применение силовых методов — лишь усугубляет разделение между людьми. Ведь, по большому счету, все равно какой Патриархат лучше объединяет православных Западной Европы. Лишь бы не воевали между собой.

  21. Спасибо за комментарий. Действительно, пока что Москва все пытается решить силовыми методами. Применение силовых методов — лишь усугубляет разделение между людьми. Ведь, по большому счету, все равно какой Патриархат лучше объединяет православных Западной Европы. Лишь бы не воевали между собой.

  22. hgr:

    плохо, что Вы в каноны не верите.
    они, на самом деле, описывают церковную реальность аналогично законам физики (из которых тоже ведь многие имеют вероятностный, а не абослютный смысл).

    постановление МП в упор не видит (делает вид, что) претензий К.поля быть арбитром в спорах. если эти претензии истинны, то правда на стороне КП. если нет, то МП.

    сейчас (ссылкой на Четв. 28) КП обосновывает свое право преемственностью с правами Рима. это более спорно (см. мой КД). но он мог бы сослаться на византийскую практику 9 в. (Эпанагога), применение которой засвидетельствовано в 14 в. Матфеем Властарем (и это совершенно вне связи с Римом). поэтому церковная традиция (прецедентное право) четко за КП.

    МП проиграла этот спор в тот момент, когда допустила «Сурож» организованно обратиться в К.поль.

  23. hgr:

    плохо, что Вы в каноны не верите.
    они, на самом деле, описывают церковную реальность аналогично законам физики (из которых тоже ведь многие имеют вероятностный, а не абослютный смысл).

    постановление МП в упор не видит (делает вид, что) претензий К.поля быть арбитром в спорах. если эти претензии истинны, то правда на стороне КП. если нет, то МП.

    сейчас (ссылкой на Четв. 28) КП обосновывает свое право преемственностью с правами Рима. это более спорно (см. мой КД). но он мог бы сослаться на византийскую практику 9 в. (Эпанагога), применение которой засвидетельствовано в 14 в. Матфеем Властарем (и это совершенно вне связи с Римом). поэтому церковная традиция (прецедентное право) четко за КП.

    МП проиграла этот спор в тот момент, когда допустила «Сурож» организованно обратиться в К.поль.

  24. \\Я вот чего никогда не мог понять — откуда берётся это «не могу молчать!»,

    «Сейчас человек думает, что исполняет и выражает себя «гневным воплем», тогда как этот последний, будучи в сущности сродни злу, как раз ничего и не побеждает. Свободен только тот, кто «послушлив»: этого совсем не знает и не понимает наше время, несмотря на весь свой пафос свободы»
    прот. Александр Шмеман (Дневники, с. 180).

  25. если можно подробнее, о «перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП».
    примеры.

    ничего суперстрашного в добавлении слова «каноническая» на вывески не вижу. видел только пару храмов за всю жизнь с таким добавлением.

  26. Понял, спасибо.

    Я то вот к чему спросил. В ряде цивилизованных стран существует традиция для чиновников высокого ранга добровольно подавать в отставку в случае, если их имя замешано или упоминается в том или ином скандале. И я считаю это правильным.

    И вот о чем я думаю — такая процедура была бы полезна и в Церкви. Чтобы, к примеру, архиерей добровольно уходил на покой, если заварилась подобная буча с его участием. А то как то весьма противно наблюдать за этой сварой. Обвинения, подозрения, свидетельства очевидцев… Разве им место в Церкви ?

  27. Славно было на бумаге :)

  28. ***если можно подробнее, о «перешедшая все мыслимые рамки в своей «борьбе» с УПЦ КП». примеры.

    Примеров, конечно, хватает — и просто открытой враждебности и агрессивности отсуствия братской любви, и сектанства несколько завышенной сотериологической значимости юрисдикции МП, и даже откровенной ереси слишком смелых богословских заявлений. Но если уж Вы будучи там ничего особого не замечаете, то вряд ли мои слова со стороны чем-то смогут Вам помочь. Я бы предпочел не продолжать разговор на эту тему — по моему опыту ничего кроме безобразного флейма из него не получится.

    ***ничего суперстрашного в добавлении слова «каноническая» на вывески не вижу.

    Очень жаль.

    ***видел только пару храмов за всю жизнь с таким добавлением.

    Вывески — это действительно уже клинический случай (хотя мне и одной хватает, чтобы тихо выпасть в осадок). Но совершенно ненормальная частотность использования слова «каноны» и его производных как священноначалием, так и просто верными УПЦ давно уже стала притчей во языцех.

  29. Конечно, мнение высказывать можно и нужно :) Хотелось бы лишь, что ценность высказывания не исчерпывалась самим фактом высказывания :)

  30. Меньше всего я претендую на многознаемость. Я лишь спрашиваю у батюшки — он-то откуда берёт материал для обобщений и выводов? Он-то откуда знает о происходящем и действующих лицах, чтобы эти самые обобщения делать?..

  31. Это не вопрос чёткости разработки, это вопрос вкладываемого в термин смысла. Первенство чести у православных и первенство римского епископа у католиков — принципиально разные. Даже в чисто конструктивном смысле — от того, есть на сейчас кто-то, кто первые по чести среди православных епископов или нет, сообщество православных поместных Церквей таковым быть не перестаёт, а вот если из административного устройства католической Церкви вынуть стержень в виде папской власти, рассыпется ведь на много-много осколков…

  32. да нет, я не из этих. это я поинтересовался, нет ли где-то в районе Атлантики некой искажающей линзы :)
    понял, что не в линзе дело, но интересно — какие у вас источники информации? интернет-СМИ не могут полноценно отражать картину.
    Вывески — это действительно уже клинический случай (хотя мне и одной хватает, чтобы тихо выпасть в осадок)
    может я просто «будучи тут» приобрел некий циничный иммунитет, как у паталогоанатомов. а то бы пришлось выпадать в осадок слишком часто.
    Но совершенно ненормальная частотность использования слова «каноны» и его производных как священноначалием, так и просто верными УПЦ давно уже стала притчей во языцех.
    понимаете, в ситуации когда практически никто ни в чем не разбирается, а в мыслях обывателя Церковь все равно одна и непонятно, что те попы там не могут поделить, приходится переходить от «имяславия» (в смысле проповеди о Христе) к «канонославию» — как просто настаиванию ходить именно в эту Церковь. КП все-таки не применяют к себе этот термин — каноничный, а хоть на некоторых людей он действует.
    проблема украинского православия лежит не в именовании приходов, а в том, что у КП и МП несовместимые подходы к преодолению раскола. это мне напоминает попытки сложить два магнита по одному полюсу.
    ЗЫ а вы из какой юрисдикции?

  33. Стандартный набор вопросов при обсуждении этой темы :)

    ***какие у вас источники информации?

    «Какые Ваши доказатэлства?» (с)

    Первоисточники: официальные сайты УПЦ, заявления ее иерархов, общение в сети с ее священнослужителями и верными. Даже с несколькими епископами я знаком. Вам, конечно, трудно в это поверить, но я очень хорошо знаю, о чем говорю.

    ***приходится переходить от «имяславия» (в смысле проповеди о Христе) к «канонославию» — как просто настаиванию ходить именно в эту Церковь.

    Вот-вот, при этом «каноны» превращаются в идола, кумира, хуже того — в индульгенцию, оправдывающую априори абсолютно любые грехи. А сказано было: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин 13:35) Знаете, сколько в Америке всяких юрисдикций, в том числе раскольничьих? А сколько конфессий? Если бы истинная Церковь следовала бы здесь примеру УПЦ, самопревозносясь и, одновременно, унижая всех и вся вокруг, мы бы уже давно погибли.

    ***проблема украинского православия лежит не в именовании приходов, а в том, что у КП и МП несовместимые подходы к преодолению раскола.

    Было бы хорошо, следуя древней традиции, собрать нескольких Патриархов и Митрополитов других юрисдикциий (все равно, каких — греков, сербов, хоть даже наших американцев), чтобы они сняли ВСЕХ епископов УПЦ как МП, так и КП (очевидно, что они не справились со сложившейся ситуацией, времени уже было предостаточно) и рукоположили бы своих ставленников, из иностранных церквей, что автоматически гарантировало бы, что ни у одного из них нет интересов в украинской бесконечной «вендетте». Конечно, это из области фантастики, Москва никому не даст поиграть в своем любимом украинском песочнике… :(

    ***ЗЫ а вы из какой юрисдикции?

    Вот, ОБЯЗАТЕЛЬНО этот вопрос у верных УПЦ на устах. Неужто так хочется обличить меня в принадлежности к ереси или расколу? Юмор заключается еще и в том, что задающие этот вопрос обычно об американских юрисдикциях понятия не имеют (здесь у нас, знаете ли, деление несколько более сложное, чем на «хороших-московских» и «плохих-всех остальных») и потом приходится читать длинную лекцию… Ну скажу я Вам, что принадлежу к OCA, Вам это что-то объяснит?

    Если хотите мне отвечать, пишите мне, пожалуйста, в мой журнал (в любую тему), чтобы не загромождать журнал батюшки (мы ведь уже давно ушли в офтопик).

Leave a Reply to anikonov