Однажды некто пришёл к Соломону в тот миг, когда тот отдыхал в саду, и сказал:
— Царь, я очень страдаю, помоги мне! Я претерпеваю из-за того, что очень принципиален.
Царь посмотрел на него с интересом и спросил:
— Что ты называешь принципами?
— Мои принципы — это те добродетели, от которых я не отступаюсь. Я никогда не лгу и не лицемерю, отчего не могу добиться признания в нашем мире страстей.
Тогда Соломон спросил:
— Никогда не отступаешься, говоришь ты? Но ты уже солгал мне, только что, на этом самом месте. Разве можно зарекаться от чего-либо, когда доподлинно известно, что всему в мире есть предел?
И сказал царь:
— Я вижу, что ты солжешь, если подвергнуть тебя пыткам, ибо и более крепкие люди отступали перед болью. И я вижу, что ты будешь лицемерить, если от этого будет зависеть жизнь сотни детей, ибо на дне твоих глаз кроется жалость и сострадание.
И спросил ещё Соломон:
— Как можешь лгать ты царю, и после этого называться поборником правды?
Опустил проситель глаза, но ответил твердо:
— И что же мне делать царь, чтобы не упасть в своих глазах?
Ответил на то Соломон вопросом:
— А разве зло, сотворённое во имя принципа, заслуживает меньшего порицания? Нет, и даже наоборот, ибо оно было заранее продумано, запланировано и совершено с холодным сердцем.
И сказал ещё Соломон:
— А разве благо, сотворённое во имя принципа, заслуживает большего одобрения? Нет, и даже наоборот, ибо оно было совершено по привычке, из стечения обстоятельств, с холодным сердцем. Так отринь же принципы свои, ибо не будет от них толку, а только вред. Поступай всякий раз по-новому, и поступай так, как велит тебе твоё сердце и разум твой. И только тогда ты сможешь творить благо с открытыми глазами, и только тогда ты сможешь именоваться добродетельным. Ступай, и начни новую жизнь.
Проситель поклонился до земли и вышел просветлённым.
(Притча от Алексея Онегина)
Красиво. Но есть, на мой взгляд, неувязочка. В последней реплике царь говорит о необходимости «отринуть принципы», но при этом употребляет слова «творить благо». Однако «благо» уже есть принцип, ибо, не имея определенного представления о благе (и его противоположности), невозможно это благо творить! Я уж не говорю о том, что отказ от принципов тоже есть принцип 😉
и в принципе, я против всяких принципов
Красиво. Но есть, на мой взгляд, неувязочка. В последней реплике царь говорит о необходимости «отринуть принципы», но при этом употребляет слова «творить благо». Однако «благо» уже есть принцип, ибо, не имея определенного представления о благе (и его противоположности), невозможно это благо творить! Я уж не говорю о том, что отказ от принципов тоже есть принцип 😉
соломон в индии учился?
у царицы саавской :0)
соломон в индии учился?
у царицы саавской :0)
и в принципе, я против всяких принципов
нет, давайте разберемся что такое принципы.
принципы — это нравственные законы, которые человек устанавливает стремясь к Идеалу.
у нас людей верующих не может быть Идеала кроме Бога.
Получается, отрицаешь принципы — отрицаешь Бога
На самом деле, в природе нет абсолютных законов, которые бы предписывали бы всем объектам вполне определённое поведение. Математика же — лишь плод нашего ограниченного разума. Соответственно, нельзя отождествить Благо, Бога или что-то ещё с каким-то принципом.
Кстати, параллель с квантовой механикой можно продолжить. Нельзя точно сказать, как поведёт себя частица, пока мы не произведём измерения, даже если мы знаем все исходные условия. Нельзя — в общем случае — чётко указать выход из моральной задачки, не оказавшись в ней.
вообще, наука этика различает принципы и законы, а также идеалы.
«принципы — это нравственные законы, которые человек устанавливает стремясь к Идеалу.
у нас людей верующих не может быть Идеала кроме Бога.
Получается, отрицаешь принципы — отрицаешь Бога»
а наука логика устонавливает законы мышления при стремление к идеалу — Истине. по вашей логике получается, что принципы первичны перед Богом.
нет, давайте разберемся что такое принципы.
принципы — это нравственные законы, которые человек устанавливает стремясь к Идеалу.
у нас людей верующих не может быть Идеала кроме Бога.
Получается, отрицаешь принципы — отрицаешь Бога
Я думал о чём-то похожем. На самом деле, нет ничего хуже привычки. Какая нам награда, если мы делаем добро по привычке?
Я думал о чём-то похожем. На самом деле, нет ничего хуже привычки. Какая нам награда, если мы делаем добро по привычке?
На самом деле, в природе нет абсолютных законов, которые бы предписывали бы всем объектам вполне определённое поведение. Математика же — лишь плод нашего ограниченного разума. Соответственно, нельзя отождествить Благо, Бога или что-то ещё с каким-то принципом.
Кстати, параллель с квантовой механикой можно продолжить. Нельзя точно сказать, как поведёт себя частица, пока мы не произведём измерения, даже если мы знаем все исходные условия. Нельзя — в общем случае — чётко указать выход из моральной задачки, не оказавшись в ней.
Не сотвори себе кумира из принципов. Так?
Не сотвори себе кумира из принципов. Так?
вообще, наука этика различает принципы и законы, а также идеалы.
«принципы — это нравственные законы, которые человек устанавливает стремясь к Идеалу.
у нас людей верующих не может быть Идеала кроме Бога.
Получается, отрицаешь принципы — отрицаешь Бога»
а наука логика устонавливает законы мышления при стремление к идеалу — Истине. по вашей логике получается, что принципы первичны перед Богом.