Геморрой.

ПЕРВЫЙ УРОК

Она вошла первый раз в 7 «А» класс. Вошла волнуясь: коллеги рассказали, что класс нелегкий, и что дети очень любили свою молоденькую учительницу, которая неожиданно уволилась. Её встретил шум и дикие крики: кто-то стучал крышкой парты, кто-то пел и смеялся, кто-то пищал разными голосами. Но ее это совсем не смутило. Она спокойно села за стол и оглядела класс: только один высокий и крепкий мальчик не принимал участия в этом безобразии, а когда его сосед вытащил книгу и хотел ударить ею по парте, мальчик что-то сказал ему, и тот спрятал книгу в стол.
Учительница стала просматривать в журнале фамилии школьников. И среди гвалта и шума послышался её низкий голос:
— Петя Прокопенко — к доске!
Шум стих. С последней парты поднялся веснушчатый парнишка и, растерянно глядя на учительницу, подошел к доске.
— Пиши, — приказала учительница и стала диктовать:
— «Ученик я не важный. Грамматика для меня как в сказке — сундук за семью печатями! Учиться я не люблю».
— И чего это такое вы про меня надиктовали? — обиженно спросил Петя.
— Ну что ты? Почему про тебя? Может ты — лучший из лучших, — серьёзно ответила учительница. — Вот мы сейчас это и проверим. Так… Пять ошибок в одном предложении. Видно, все-таки ты написал про себя, — сочувственно сказала она под дружный смех всего класса. Но это был уже другой смех.
— А есть ли у вас, ребята, хоть один отличник?
— Павлова,— сказал кто-то.
— Соня Павлова — к доске. Поднялась со средней парты девочка —
нарядная и ухоженная. Горделиво приблизилась к доске в взяла мел. А учительница уже диктовала:
— «Я очень себе нравлюсь, красивая и умная». —Тут учительница остановилась — Ты, может быть, староста класса?
— Зачем это мне нужно?— Надменно ответила девочка.
— Ну тогда продолжай: «Ни до кого мне нет дела. И помогать я никому не намерена». — Пишешь ты без ошибок. Но мысли твои, к сожалению,— сплошные ошибки.
— Кто же у вас староста?
— Ай, Петрова,—ответил класс.
Они уже не шумели. Учительница их заинтересовала.
К доске вышла девочка. Была она смущенная и испуганная. Взяла мел, уронила его, подняла и еще больше смутилась.
— Пиши: «Ну, какая я староста? Никто не хотел быть старостой, вот и выбрали меня, а я не сумела отказаться».
— Ну что ж,— ты правильно всё написала, без ошибок. Ты девочка, видать, скромная и хорошая. А старостой тебе быть не
^обязательно. Мы тебя переизберем.
И тут она заметила, что один из учеников обвел глазами класс и сильно хлопнул крышкой парты, а за ним захлопали и все ребята. «Ах, кажется у них есть и лидер», — сделала вывод учительница, и подойдя к его парте громко сказала:
— Ну, теперь твоя очередь выходить к доске. Как тебя звать?
— Владимир Ильичев.— Он пошел, явно позируя перед ребятами. Небрежно взял мел.
Учительница диктовала:
— «Я — вождь и руководитель. А зовут меня Владимир Ильичев, почти Ленин».
Класс засмеялся.
— «Правда, ничего путного организовать не могу, одни только шалости».
Класс уже покатывался от хохота.
— Я не буду такое писать, — крикнул мальчишка. — Не имеете права меня оскорблять. Я буду жаловаться!
— Жаловаться? — переспросила учительница. — Это я могу на тебя жаловаться, хотя пока не буду. Может, ты что-нибудь и поймешь. Ведь это ты организовал мне такую встречу, сорвал урок. А я ведь уже сорок лет работаю в школе…
— А вы, — обратилась она ко всему классу, — как вам не стыдно? Я вижу столько хороших и умных лиц. Каждый из вас — неповторимая личность. И попали под влияние одного двоечника. Гордиться-то ему нечем.
Она указала на высокого парнишку.
— Иди-ка ты к доске. Пиши.
— «Я будто бы способный. Но у меня много личных дел. В школе мне неинтересно. Да и ленюсь я…»
— Ну как? — спросила учительница. -Правильно я про тебя надиктовала?
— Правильно. И про всех тоже. Что ж, это здорово — так угадать, мы вас за это уважать станем.
— Вот и получила признание, — засмеялась учительница, и смех её был молодой и звонкий. — А чтобы тебе в школе не было скучно, мы тебя старостой изберем. Как, ребята, согласны?
— Согласны! — Дружно ответил класс. Витька будет хорошим старостой!
— И вот вам сразу первое задание. Добейтесь, чтобы в первой четверти в классе не было ни одной двойки. Слабым помогайте, ленивым спуску не давайте. Привлеките сильных ребят, ну, например, Соню Павлову, нельзя же ей свои таланты только на себя тратить.
При этих словах учительницы Соня заулыбалась:
— Уж не такая я плохая, как вы диктовали, если надо — помогу!
— Во второй и, особенно, в третьей четверти, — продолжала учительница, должно быть минимальное количество троек, в четвертой — только четверки и пятерки. Наш класс должен стать лучше! Я, конечно, буду помогать, но уверена, что с этим заданием вы лучше справитесь сами.

Любовь Ганаго
_____________________________________

Газета «Воскресение» — православная
духовно-просветительская газета для учителей, детей, родителей и самого широкого круга читателей, №10, 2005г.

You can leave a response, or trackback from your own site.

42 Responses to “ПЕРВЫЙ УРОК”

  1. Нда, в рассказе это звучит может и складно, но все равно без особой любви.
    И страшно подумать, какие уродливые формы приобрела бы такая «проницательность» если бы кто-нибудь решил ее воплощать..

  2. Нда, в рассказе это звучит может и складно, но все равно без особой любви.
    И страшно подумать, какие уродливые формы приобрела бы такая «проницательность» если бы кто-нибудь решил ее воплощать..

  3. не очень верится как-то :-(

  4. не очень верится как-то :-(

  5. Мне кажется, реальные дети приняли бы очень в штыки. До полного неприятия учительницы.

  6. Мне кажется, реальные дети приняли бы очень в штыки. До полного неприятия учительницы.

  7. Бред какой-то.
    Кстати, у Честертона есть рассказ Чудо «Полумесяца», про миллионера-филантропа, считавшего, что он прекрасно умеет видеть людей насквозь с первого взгляда. Не буду пересказывать сюжет, но гордыня миллионера имела очень печальные последствия.

    » Отец Браун стукнул о пол зонтиком со страстью, какую редко выказывал.
    — Вот именно, сказал он почти свирепо, — за это его и убили. Его убили именно
    за это. Его убили за то, что он судил о людях, вернее, судил людей.
    Трое в недоумении уставились на него, а он продолжал, как будто их
    здесь не было.
    — Что такое человек, чтобы ему судить других? — спросил он. — В один
    прекрасный день перед Уиндом предстали трое бродяг, и он быстро, не
    задумываясь, распорядился их судьбами, распихав их направо и налево, как
    будто ради них не стоило утруждать себя вежливостью, не стоило добиваться их
    доверия, незачем было предоставлять им самим выбирать себе друзей. И вот за
    двадцать лет не иссякло их негодование, родившееся в ту минуту, когда он
    оскорбил их, дерзнув разгадать с одного взгляда.»

  8. Бред какой-то.
    Кстати, у Честертона есть рассказ Чудо «Полумесяца», про миллионера-филантропа, считавшего, что он прекрасно умеет видеть людей насквозь с первого взгляда. Не буду пересказывать сюжет, но гордыня миллионера имела очень печальные последствия.

    » Отец Браун стукнул о пол зонтиком со страстью, какую редко выказывал.
    — Вот именно, сказал он почти свирепо, — за это его и убили. Его убили именно
    за это. Его убили за то, что он судил о людях, вернее, судил людей.
    Трое в недоумении уставились на него, а он продолжал, как будто их
    здесь не было.
    — Что такое человек, чтобы ему судить других? — спросил он. — В один
    прекрасный день перед Уиндом предстали трое бродяг, и он быстро, не
    задумываясь, распорядился их судьбами, распихав их направо и налево, как
    будто ради них не стоило утруждать себя вежливостью, не стоило добиваться их
    доверия, незачем было предоставлять им самим выбирать себе друзей. И вот за
    двадцать лет не иссякло их негодование, родившееся в ту минуту, когда он
    оскорбил их, дерзнув разгадать с одного взгляда.»

  9. очень интересный рассказ! и поучительный. спасибо.

  10. очень интересный рассказ! и поучительный. спасибо.

  11. всё силилась вспомнить, чтО мне рассказ про учительницу напоминает.

    Да, конечно, вот таких героев у Честертона.

  12. Слишком быстрое залезание в душу, по-моему. Неприятно.

  13. Слишком быстрое залезание в душу, по-моему. Неприятно.

  14. Вот-вот, очень уместно. Спасибо за точную цитату

  15. as_k:

    Даже боюсь подумать, что бы было, если бы я так «построила» урок.

  16. as_k:

    Даже боюсь подумать, что бы было, если бы я так «построила» урок.

  17. этакое судилище, сбор урожая.
    А вот Господь сказал не драть сорняков до срока, а то можно и пшеницу повредить.

  18. этакое судилище, сбор урожая.
    А вот Господь сказал не драть сорняков до срока, а то можно и пшеницу повредить.

  19. Вспоминается замечательный фильм «Звуки музыки». Вот там все наоборот.
    — Меня зовут Фридрих. Я неисправим.
    — То есть ты стараешься быть настоящим мальчишкой.
    Главная героиня Мария была самым настоящим христианским педагогом (т.е. из монастыря):)

  20. Вспоминается замечательный фильм «Звуки музыки». Вот там все наоборот.
    — Меня зовут Фридрих. Я неисправим.
    — То есть ты стараешься быть настоящим мальчишкой.
    Главная героиня Мария была самым настоящим христианским педагогом (т.е. из монастыря):)

  21. Это в каком они смысле опубликовали?
    Мол, таких училок убить мало? (с этим солидарен)
    Или вот как надо прррравославной училке детей смирять об колено?

  22. Это в каком они смысле опубликовали?
    Мол, таких училок убить мало? (с этим солидарен)
    Или вот как надо прррравославной училке детей смирять об колено?

  23. Когда 16 лет назад я учился в школе, в 7-м классе, у нас иногда были схожие по замашкам учителя.
    Все кончалось обычно грустно для таких учителей. Они меняли школу. Или на пенсию уходили.
    Кроме этого, в статье допущен ряд ошибок, поскольку дети себя так не ведут.

  24. Когда 16 лет назад я учился в школе, в 7-м классе, у нас иногда были схожие по замашкам учителя.
    Все кончалось обычно грустно для таких учителей. Они меняли школу. Или на пенсию уходили.
    Кроме этого, в статье допущен ряд ошибок, поскольку дети себя так не ведут.

  25. Какая-то психологически недостоверная история, Вы не находите?
    Историям про смиренных диких зверей и слушающих проповедь птиц можно верить, как чудесам. А от таких историй становится не по себе.

  26. Какая-то психологически недостоверная история, Вы не находите?
    Историям про смиренных диких зверей и слушающих проповедь птиц можно верить, как чудесам. А от таких историй становится не по себе.

  27. а Вам что написала учительница?

  28. а Вам что написала учительница?

  29. Бред какой-то. История про православную белочку.

  30. Бред какой-то. История про православную белочку.

  31. Да, автор похоже живых детей давно не видел.

  32. Вот-вот.
    Ее бы из брызгалок после школы полили. Или снежками закидали.

  33. Запредельное по грубости своей насилие.
    И дети его, конечно, не забыли бы.
    И никакого благорастворения воздухов бы не получилось.
    Слопали бы детишки такую учительницу, и не поморщились.

  34. Запредельное по грубости своей насилие.
    И дети его, конечно, не забыли бы.
    И никакого благорастворения воздухов бы не получилось.
    Слопали бы детишки такую учительницу, и не поморщились.

  35. Это похоже скорее на историю из 50-х годов, чем на современную, не так ли?

  36. Это похоже скорее на историю из 50-х годов, чем на современную, не так ли?

  37. Я согласна с большинством высказаных мнений. В сегодняшней школе такой номер не пройдет. Даже в искусственной (подчас) среде Воскресной школы такой номер не прошел бы. В наше время и взрослые люди не сильно в душу пускают, а дети, глядя на взрослых, тем более закрываются перед таким насилием. У нас почему-то тенденция такая: православную педагогику кидать из крайности в крайность. То сопли, то насилие. А средний, царский, путь нас не привлекает. Сегодняшние дети требуют, в первую очередь, личностного подхода, а не навешивания ярлыков. Такого смирения у взрослых не найдешь, а мы требуем его от детей. Короче, возмутительно.
    P. S. Отец Александр, а ВАШЕ мнение по этому поводу не прозвучало! Хотелось бы услышать.

  38. Я согласна с большинством высказаных мнений. В сегодняшней школе такой номер не пройдет. Даже в искусственной (подчас) среде Воскресной школы такой номер не прошел бы. В наше время и взрослые люди не сильно в душу пускают, а дети, глядя на взрослых, тем более закрываются перед таким насилием. У нас почему-то тенденция такая: православную педагогику кидать из крайности в крайность. То сопли, то насилие. А средний, царский, путь нас не привлекает. Сегодняшние дети требуют, в первую очередь, личностного подхода, а не навешивания ярлыков. Такого смирения у взрослых не найдешь, а мы требуем его от детей. Короче, возмутительно.
    P. S. Отец Александр, а ВАШЕ мнение по этому поводу не прозвучало! Хотелось бы услышать.

Leave a Reply to wlaer