Геморрой.

Из ответов отца Александра Меня

Как понимать Церковь как Тело
Христово и Христа — как Главу ее?


С внешней точки зрения, Церковь есть сообщество людей. Для
того, чтобы понять ее природу, часто прибегают к аналогиям, взятым из
социальной жизни. Поэтому Церковь иногда воспринимают как союз людей, группу
людей, иерархическую структуру; указывают на правовые нормы, которые связывают
Церковь в единство. Что же такое Церковь? Вот, апостол Павел прибегает — ну,
как бы сказать — к биологическому сравнению: он называет ее телом или, как бы мы сказали, организмом.

Это очень важное определение, которое, хотя является
метафорическим, но подводит нас к самой тайне истинной Церкви. Человек может
видеть в Церкви чисто внешнее: обряды, иерархию, ложную противоречивую историю.
Апостол же указывает нам на сущность ее — она уже есть некое органическое
единство, таинственно, мистически связанное с Самим Хрис­том. Это вот та
реальная Церковь, ко­торая находится под покровом преходящих временных
исторических явлений. Это та Церковь, которую Христос основал. Это — ее душа…
органическое тело, органическое единство.

Высшей целью мироздания является то состояние его, когда все
будет пребывать во всем. Наш мир есть мир разделения. Человеческий род являет
собой картину страшного разделения и распада. Тот идеал, который нам
начертывает грядущее, христианская эсхатология, — это идеал единства. И он не
просто отвлеченный идеал, а нечто реально поселенное в этом мире, вырастающее
как растение из зерна, и посеяно вот это будущее единство. Церковь Христова —
живой единый организм, подобный виноградной лозе, по слову Спасителя.

Кроме того, понятиетела, орга­низма указывает нам на
многообразие ее проявлений и на неоднород­ность ее целого.

Апостол Павел специально под­черкивает, что в Церкви, как в
теле есть различные органы, имеющие различные функции; что все призва­ния в
Церкви имеют свое значение, как в теле имеет значение каждый его орган. Это,
как выражались пра­вославные богословы, — собор­ность, — некое духовное
единство, единство не такое, которое нивели­рует все различия, которое образует
такую безликую массу, — наоборот, единство, которое оставляет непо­вторимым
каждую личность и каж­дое отдельное призвание. Вот поче­му апостол называет ее
телом.

В отличие от общества людей, где «каждый за себя, один Бог —
за всех», и в отличие от общества людей, где все — на одно лицо, здесь есть
един­ство, которое бережно хранит отдель­ные части свои. Каждая овца имеет
ценность в очах Божиих.

Глава — Христос. Тут совершенно ясная аналогия. Дело в том,
что в ор­ганизме голова является средоточи­ем как бы управления; средоточием не
только жизни, но и мысли, но и ду­ха, носителем высшей функции орга­низма. Так
вот, Христос является именно таким центром вот этого со­общества, но не просто
сообщества людей, но людей, которые теснейшим образом, в органическом единстве связаны
со Христом. Понятие о Церк­ви как Теле Христовом есть понятие ее
Христоцентричности, ее собранно­сти вокруг Христа и не только собран­ности
вокруг, ко и живейшей связи. Это связь всего целого с Ним и каж­дого в
отдельности. Это,конечно, от­водит, отрицает или отстраняет на задний план все
юридические пред­ставления, все социальные, несоцио-морфные аспекты Церкви.
Когда го­ворят о Церкви как иерархии, это зна­чит, игнорируют понятие о
мистичес­ком Теле Христовом. И еще одно:

Христос-Спаситель захотел, чтобы в жизни Его верных
продолжалась Его земная жизнь, чтоб мы были Его гла­зами, Его руками; чтоб в
нас Он во­площался. Это очень важный момент.

«Не я живу, но живет во мне Хрис­тос», — говорит апостол. Это
значит, что в Церкви, в общине верных, Хрис­тос живет. Не просто живет как
идея, а живет как сила, как Дух. И тем са­мым Он превращает эту общину в Свой
инструмент, в Свое Тело.

You can leave a response, or trackback from your own site.

22 Responses to “Из ответов отца Александра Меня”

  1. замечательные слова!

  2. замечательные слова!

  3. замечательные слова!

  4. замечательные слова!

  5. Ни прибавить, ни убавить.

  6. Ни прибавить, ни убавить.

  7. Вопросы, вопросы…

    Прекрасно. Но к чему тогда иерархия? Может быть, правы те протестантские течения, которые отказались от клира, не признают монашества и т.д.? Беспоповцы, скажем?

    Когда го­ворят о Церкви как иерархии, это зна­чит, игнорируют понятие о
    мистичес­ком Теле Христовом.

    Но ведь сама иерархия своим поведением нередко начисто отрицает не только принцип Церкви как Тела Христова и «общины верных», но, откровенно говоря, порой попирает сами основы Христовой веры! Говорю как человек, которому довелось пару раз «лицезреть вблизи» некоторых церковных иерархов. Увиденное и услышанное зародило во мне глубокий скептицизм по отношению к церкви (особенно старым, иерархически организованным церквам вроде РПЦ или римско-католической) как институту. А ведь я крестился во взрослом возрасте, сознательно и, может быть, сложись обстоятельства иначе, стал бы воцерковленным человеком… Теперь, честно говоря, мне уже трудно представить для себя такую возможность, хотя интерес к вопросам веры я сохранил, пусть и не столь горячий, как лет 10 назад.

    • efm:

      Re: Вопросы, вопросы…

      Сегодня документы отвозила генподрядчикам. Вышла из автобуса — ветер навстречу, снег в лицо бьёт, иду — под ногами сугробы уже намело — медленно, трудно, идти далеко, и в голове безконтрольно мысли бегут, и вот сложился ответ кому-то, может себе, на чей-то вопрос, может быть ваш. «Наше дело не останавливаться, идти к Богу, а не в обратную сторону.» Упал — вставай и иди, согрешил — покайся и иди,иерарх разочаровал — иди, вопросов много, ответы не нашёл — иди. Дорогу осилит идущий.

      • Re: Вопросы, вопросы…

        Хорошо сказано.

      • Так вот меня и интересует: есть ли путь к Богу в обход иерархии? Можете ответить, отец Александр?

        • efm:

          Путь к Богу.

          Можно мне сказать? Поправьте меня ,если я не так понимаю.

          У каждого свой путь.Ну а уж если пересекаются пути с тем, кто смущает Вас, то только для того, чтобы посмотреть друг на друга,послушать друг друга и, перед лицом Божьим, сделать СВОЙ ВЫБОР, принять Своё решение, совершить Свой поступок, и, когда придёт время, ответить за него, не ссылаясь на других.

          Может быть, я несколько прямолинейно говорю, но мне кажется — у Бога всё просто.
          Это люди всё усложняют: видят преграды там, где их нет.
          Между нами и Богом никто не стоит, только грехи собственные, сомнения, только своя свободная воля(своеволие).
          Храни Вас Бог.

        • Иерархия просто сопутствует Церкви. Может быть иерархия без Церкви, но в Церкви, думаю, иерархия все же есть всегда. Другая иерархия, допустим, а не эта. То есть прав «исключительного владения» Церковью не имеет никакая иерархия. Она только может соответствовать или нет.

          • Спасибо вам обоим за ответы. Приятно, когда о сложных вопросах говорят понятным языком :-)

  8. Вопросы, вопросы…

    Прекрасно. Но к чему тогда иерархия? Может быть, правы те протестантские течения, которые отказались от клира, не признают монашества и т.д.? Беспоповцы, скажем?

    Когда го­ворят о Церкви как иерархии, это зна­чит, игнорируют понятие о
    мистичес­ком Теле Христовом.

    Но ведь сама иерархия своим поведением нередко начисто отрицает не только принцип Церкви как Тела Христова и «общины верных», но, откровенно говоря, порой попирает сами основы Христовой веры! Говорю как человек, которому довелось пару раз «лицезреть вблизи» некоторых церковных иерархов. Увиденное и услышанное зародило во мне глубокий скептицизм по отношению к церкви (особенно старым, иерархически организованным церквам вроде РПЦ или римско-католической) как институту. А ведь я крестился во взрослом возрасте, сознательно и, может быть, сложись обстоятельства иначе, стал бы воцерковленным человеком… Теперь, честно говоря, мне уже трудно представить для себя такую возможность, хотя интерес к вопросам веры я сохранил, пусть и не столь горячий, как лет 10 назад.

  9. efm:

    Re: Вопросы, вопросы…

    Сегодня документы отвозила генподрядчикам. Вышла из автобуса — ветер навстречу, снег в лицо бьёт, иду — под ногами сугробы уже намело — медленно, трудно, идти далеко, и в голове безконтрольно мысли бегут, и вот сложился ответ кому-то, может себе, на чей-то вопрос, может быть ваш. «Наше дело не останавливаться, идти к Богу, а не в обратную сторону.» Упал — вставай и иди, согрешил — покайся и иди,иерарх разочаровал — иди, вопросов много, ответы не нашёл — иди. Дорогу осилит идущий.

  10. Re: Вопросы, вопросы…

    Хорошо сказано.

  11. Так вот меня и интересует: есть ли путь к Богу в обход иерархии? Можете ответить, отец Александр?

  12. efm:

    Путь к Богу.

    Можно мне сказать? Поправьте меня ,если я не так понимаю.

    У каждого свой путь.Ну а уж если пересекаются пути с тем, кто смущает Вас, то только для того, чтобы посмотреть друг на друга,послушать друг друга и, перед лицом Божьим, сделать СВОЙ ВЫБОР, принять Своё решение, совершить Свой поступок, и, когда придёт время, ответить за него, не ссылаясь на других.

    Может быть, я несколько прямолинейно говорю, но мне кажется — у Бога всё просто.
    Это люди всё усложняют: видят преграды там, где их нет.
    Между нами и Богом никто не стоит, только грехи собственные, сомнения, только своя свободная воля(своеволие).
    Храни Вас Бог.

  13. Иерархия просто сопутствует Церкви. Может быть иерархия без Церкви, но в Церкви, думаю, иерархия все же есть всегда. Другая иерархия, допустим, а не эта. То есть прав «исключительного владения» Церковью не имеет никакая иерархия. Она только может соответствовать или нет.

  14. Спасибо вам обоим за ответы. Приятно, когда о сложных вопросах говорят понятным языком :-)

  15. к сожалению не увидел той темы, что меня интересовала: о единстве церкви небесной и земной

  16. к сожалению не увидел той темы, что меня интересовала: о единстве церкви небесной и земной

Leave a Reply to priestal