Геморрой.

Куда исчезают люди?

В последнеее время у меня появилось твердре ощущение, что некоторых людей кто-то просто вычищает из истории. Хорошо знаю, например, что был такой-то человек, деятельность которого имела определеное и явное значение в истории. Но вот начинаешь что-то искать про эитого человека в инете — почти ничего или совсем ничего. Начинаешь спрашивать, знают ли о нем люди, даже те, кто должен знать по роду своей деятельности — нет, не слышали…
Вот, например, есть у нас в Минске священник игумен Виталий Радомысльский . Возможно, я уже писал о нем в ЖЖ. Это бывший политический деятель, депутат Верховного Совета РБ, выбранный в Орше, активный участник оппозиционных митингов и демонстраций. Почти на любом митинге начала 90-х почти непременно можно было видеть среди выступавших фигуру человека в рясе и скуфие. Это был один лучших ораторов оппозиции, говорил он грамотно, убежденно и даже, можно сказать, страстно. Он не был националистом, его доминантой был антикоммунизм и демократизм. Да и всего-то священства тогда было в ВС три человека, в том числе и митрополит. Но если митрополит тяготел по своей иерархической ментальности к номенклатурному большинству, то о. Виталий (а тогда еще не монах — о. Виктор) принадлежал к самому радикальному демократическому крылу. Это, кстати, не мешало им вдвоем приезжать в перерыве заседаний на обед в епархию. Конечно, кто знает специфику нашего митрополита, этому не удивится…
Вот только финал этой политической карьеры Радомысльского оказался неожиданным и даже для многих шокирующим — внезапно в первой предвыборной кампании он выступил на стороне Кебича, то есть партии власти.
Потом, как известно, было извечстное постановление Синода о неучастии священнослужителей в политике. Отец Виталий ушел в тень, да такую, что многие даже не верят, когда говоришь, что он был таким деятелем. Тем более демократического направления, ибо сейчас он если обнаруживает какие-то симпатии, то в радикально противоположной стороне политического спектра. Но это уже его личный путь. Интересно другое.
Он буквально исчез из истории. Хотя совершенно очевидно, что случай был совершенно своеобразный (по крайней мере, для Белоруссии) — православный священник в рядах демократической оппозиции. Но теперь о нем никто не вспоминает, не пишет, не найти о нем ничего в интернете… Даже молодые политологи, которые по долгу своей специальности просто обязаны быть в курсе таких уникальных явлений, ничего не слышали, ничего не знают. Человека оказалось выгодно замолчать и господствующим, так и оппозиционным идеологам. Так я себе это объяснял, по крайней мере….
Но вот недавно столкнулся еще с одним подобным случаем. Даже гораздо более красноречивым. Речь идет тоже о выходце из Беларуси, роль которого невозможно, как говорят, преувеличить, для всей русской православной церкви. Это Владимир Русак, историк, сотрудник Журнала Московской Патриархии с 1970 по 1980 гг. Используя доступ к архивам и документам, он много лет собирал материалы и писал труд преследованиях Церкви при советской власти. Самый серьезный и документальный. Книга вышла в США в 1987 году в трех томах под названием «Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе». Кроме того, Владимир Русак выступил с разоблачительной проповедью в Витебском соборе, где служил диаконом. Его тогдашний настоятель теперь наш минский благочинный. Он и сейчас, вспоминая, с ужасом говорит: «..и как понес..не по теме!!» Дело в том, что проповедь была на пассии, то есть должна была быть посвящена Страданиям Христа. «Не по теме» — это о страданиях Тела Христова — Церкви.
За все это В. Русак в сравнительно либеральное время — в 1986 году — был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Так ГБ довольно недешево оценило его труд. Благодаря мощной кампании зва его освобождение, был освобожден в 1989 году и выслан в США. Реабилитирован только в 1993 году. Зуб, как видно, хороший на него поимели.
Но, как видно, не только в ГБ.
Современные теологи изучают диссидентское движение. Дмитрий Дудко, Глеб Якунин… А вот о Русаке.. не знают. Просто поразительно. Открываю труд Цыпина по церковной истории послереволюционного периода.. Ни слова, ни ссылок.. Ну ладно. Это можно было еще предполагать. Но никак не ожидал, что точно так же о нем и о его труде нет ни слова в книге Д. Поспеловского «Русская Православная Церковь в 20-м веке». Совершенно для меня непонятно. Написать целую книгу об истории церкви при советской власти и не упомянуть о главном труде за эти годы.. о человеке, который буквально с риском для жизни собирал по крупицам свидетельства исторической правды.
Кто же это так старательно вычищает людей из истории?

You can leave a response, or trackback from your own site.

44 Responses to “Куда исчезают люди?”

  1. А я даже знаком с о.Владимиром Русаком лично. По привычке называю его так — не уверен, был ли у него сан.

    Во времена оны о.Владимир был даже каким-то жупелом для конторы глубокого бурения. Раз ему прислали письмо из США с таким адресом: «Московская область, г.Москва, Русаку Владимиру Степановичу». Дошло! Удивительное дело — дошло! Тут не обошлось без чебурашек :))

    • Он был диаконом. Это точно. Сан утратил из-за каких-то «канонических препятствий» вроде бы. Могу ошибаться и боюсь ошибиться. Но что сан был, это точно. Я же написал, что он произнес в Витебске известную проповелью. Естественно, будучи в сане.
      Отец Геннадий Дзичковский на него в обиде. Считает, что В. Русак незаслужено выдает его в качестве преследователя. Говорит, что наоборот, пытался его спасти от ареста, переведя срочно в другую область к брату своему. Кстати, этот его брат — третий священнослужитель-депутат, протоиерей Александр Дзичковский. Известен тем, что голосовал за праздник 7 ноября)

      • Я же написал, что он произнес в Витебске известную проповелью. Естественно, будучи в сане.

        Естественно ли? О. Георгий Чистяков произносил проповеди в храме, будучи мирянином, чему я был живым свидетелем.

        • Это очень редкие «оригинальные» случаи. В целом же традиция такая, что проповедовать дают даже диаконам очень редко. Принято иногда «давть слово» им на пассиях. Вот для такой пассии и предложил настоятель (который сам мне это рассказывал) отцу Владимиру сказать проповедь. Эту редкую возможность отец Владимир и использровал)

          • А Вы сами были знакомы с Владимиром Степановичем, отче?

          • Нет… не пришлось. Хотя был на конференции в РГГУ, но не знал, что его там можно найти.

          • Я спрошу отца (в смысле своего физического отца), что сейчас с о.Владимиром. Может, он знает.

          • Ага.. было б неплохо с ним познакомиться. Передайте, что из родной Белорусии интересуются. И даже уроженец одной области — Брестской.)

          • О. Александр, по имеющимся сведениям, Владимир Степанович сейчас в США.

            Он в свое время эмигрировал, не нашел там себя, вернулся сюда, что-то такое делал при Патриархии, снова оказался не у дел и снова уехал. Такой это человек — добрый, но (прости меня Господи) бестолковый.

            Мы постараемся найти его актуальный адрес в течение какого-то времени.

          • Спасибо! Благодарю!

          • Батюшка, кажется, что-то получилось. Я написал Вам письмо на адрес из инфо.

          • Спасибо. Хотя не знаю, воспользуюсь ли…

          • Да ничего… Я же обещал :)

  2. Может быть, просто Господь так покрывает? Может быть, люди просят Его об этом? Из смирения?

  3. Может быть, просто Господь так покрывает? Может быть, люди просят Его об этом? Из смирения?

  4. Он был диаконом. Это точно. Сан утратил из-за каких-то «канонических препятствий» вроде бы. Могу ошибаться и боюсь ошибиться. Но что сан был, это точно. Я же написал, что он произнес в Витебске известную проповелью. Естественно, будучи в сане.
    Отец Геннадий Дзичковский на него в обиде. Считает, что В. Русак незаслужено выдает его в качестве преследователя. Говорит, что наоборот, пытался его спасти от ареста, переведя срочно в другую область к брату своему. Кстати, этот его брат — третий священнослужитель-депутат, протоиерей Александр Дзичковский. Известен тем, что голосовал за праздник 7 ноября)

  5. Интересный ход) Надо обдумать)

  6. Простите, а о.Виталий не служил в Витебской обл. в Ореховске?
    был там батюшка, которого за что-то сослали в деревню, очень умный :)

    • Да нет. Отец Виталий служил в Орше, никуда не ссылался, а был избран в Верховный Совет, после чего и поныне служит в Мнске в Марии-Магдалининской церкви.

  7. Простите, а о.Виталий не служил в Витебской обл. в Ореховске?
    был там батюшка, которого за что-то сослали в деревню, очень умный :)

  8. Это очень редкие «оригинальные» случаи. В целом же традиция такая, что проповедовать дают даже диаконам очень редко. Принято иногда «давть слово» им на пассиях. Вот для такой пассии и предложил настоятель (который сам мне это рассказывал) отцу Владимиру сказать проповедь. Эту редкую возможность отец Владимир и использровал)

  9. Да нет. Отец Виталий служил в Орше, никуда не ссылался, а был избран в Верховный Совет, после чего и поныне служит в Мнске в Марии-Магдалининской церкви.

  10. О. Владимир сам себя лишил сана когда вторично женился, у нас в семинарии он преподавал уже будучи мирянином.
    Труд его ценный, если бы не глава про нравственный облик некоторых видных архиереев МП, историческая наука расхожими слухами заниматься не должна, считаю, что этим он всю книгу обесценил.

    • Да. Мне так и говорили. Но я не хотел здесь это прямо оглашать, не проверив факты) То есть, следуя Вашкему завету не питаться слухами.
      Но все же, мне кажется, судить людей того времени нам отсюда как-то некрасиво.

      • Это не слух, он этого не скрывает, и дьяконом себя не считает. И я его за это ни в коем случае не осуждаю. Матушка, насколько я понял, сама от него ушла, когда он еще был в лагере.

        • Я понял, что не осуждаете. Я про ту главу, что Вы говорите, построена на слухах и которая испортила всю книгу.

          • Упс.
            Судить некрасиво, согласен, можно давать историческую оценку личности по отношению к Церкви и его следам в ней, но не перебирать его гардероб.

  11. О. Владимир сам себя лишил сана когда вторично женился, у нас в семинарии он преподавал уже будучи мирянином.
    Труд его ценный, если бы не глава про нравственный облик некоторых видных архиереев МП, историческая наука расхожими слухами заниматься не должна, считаю, что этим он всю книгу обесценил.

  12. Да. Мне так и говорили. Но я не хотел здесь это прямо оглашать, не проверив факты) То есть, следуя Вашкему завету не питаться слухами.
    Но все же, мне кажется, судить людей того времени нам отсюда как-то некрасиво.

  13. Это не слух, он этого не скрывает, и дьяконом себя не считает. И я его за это ни в коем случае не осуждаю. Матушка, насколько я понял, сама от него ушла, когда он еще был в лагере.

  14. Я понял, что не осуждаете. Я про ту главу, что Вы говорите, построена на слухах и которая испортила всю книгу.

  15. Упс.
    Судить некрасиво, согласен, можно давать историческую оценку личности по отношению к Церкви и его следам в ней, но не перебирать его гардероб.

  16. Я таксама здзівіўся такому рэзкаму знікненню а. Віталія. Я памятаю гэтую гісторыю і здзіўляюся — куды ж ён падзеўся? Час ад часу я яго бачу на вуліцы.

    • Я тут пісаў ужо — ён клірык Магдалінінскай царквы. И кажуць, выказваўся за кананізацыю Распуціна. Уяўляеш?

      • Ці ў яго «крыша паехала», калі ён яшчэ пачаў за Кебіча агітаваць, ці ён зусім не той за каго сябе выдаваў.

  17. Я таксама здзівіўся такому рэзкаму знікненню а. Віталія. Я памятаю гэтую гісторыю і здзіўляюся — куды ж ён падзеўся? Час ад часу я яго бачу на вуліцы.

  18. Я тут пісаў ужо — ён клірык Магдалінінскай царквы. И кажуць, выказваўся за кананізацыю Распуціна. Уяўляеш?

  19. Нет… не пришлось. Хотя был на конференции в РГГУ, но не знал, что его там можно найти.

  20. Ага.. было б неплохо с ним познакомиться. Передайте, что из родной Белорусии интересуются. И даже уроженец одной области — Брестской.)

  21. Ці ў яго «крыша паехала», калі ён яшчэ пачаў за Кебіча агітаваць, ці ён зусім не той за каго сябе выдаваў.

  22. Спасибо! Благодарю!

  23. Спасибо. Хотя не знаю, воспользуюсь ли…

  24. Cкорее всего, Вы давно знаете, но вдруг нет. сейчас о.Виталий совсем не в тени, он у нас в лавре, в Питере, духовник братии и мирян. я ходила к нему на исповедь и была глубоко тронута. теперь мне кажется логичным, что он не занимается мирскими делами (хотя он покровительствует искусству, помогал организовать выставку белорусских художников неск лет назад в Смольном соборе), ведь у него великий дар врачевать души, мне ни к кому кроме него тепрь на исповедь не хочется идти. он говоит простые и прекрасные вещи. о его теперешних мыслях насчет власти не знаю, но думаю, вероятно, он имеет распространенное мнение среди русского (про белорусское не знаю) духовенства о терпимости и фатальном отношении к кесарю. но это мои предположения

Leave a Reply to priestal