Геморрой.

О соборовании

А еще было у нас как-раз 8 марта соборование…
Ну что такое соборование и почему так называется? Как пишет апостол Иаков,

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак.5:14,15)

Соборование — фактически личное таинство совершаемое собором духовенства.
Так вроде задумано. Да оно так и бывает в частных случаях. Разве что и собора пресвитеров нет, а все совершает от имени семи пресвитеров один.
Но вот кто-то придумал массовую форму соборования, приурочив все это к дням Великого поста. Зачем это придумано, можно догадаться. Но теперь уже соборование воспринимается как непременный аттрибут Великого поста.
Участвуют практически все. Ссылаясь на то, что, мол, кто ж сейчас не больной. Ну вот…И собирается толпа, можно сказать, страждущих. Чтоб пережить все это, конечно, болящему нужно здоровье. И немалое. Вот, например, что было у нас в понедельник.
Обычно бывает в среду, но поскольку обделенными оказываются занятые на работе, то весьма удобным оказалось это совпадение светского (выходной) и церковного (литургия) праздников.
До сих пор рекорд нашего храма был где-то человек 140. На этот раз из-за столь благоприятных условий набралось 226.
В воскресенье вечером, не говоря уже о том, что, как правило, все были и утром, служба (вечерня, малое повечерие, полиелейная утреня)продолжалась 4 часа . Если собирался причащаться, то надо было присутствовать. Ну и исповедь шла полным ходом.
Утром началось богослужение в 8 и вместе с соборованием и литургией закончилось около 15-ти. То есть 7 часов.
Что же заставляет человека претерпевать такие испытания? Не думаю, что жажда исцеления. Здесь нечто иное.
Все, как мне кажется, из-за утраты на практике евхаристичности и общинности литургии. Литургия стала не «общим делом», как должно было бы быть, а совершенно частным.
И вот эта зияющая прореха церковной жизни востребовала для заплаты некогда частное таинство соборования. Оно стало «общим делом, то есть литургией.
Этому способствует множество деталей.
Сам чин насыщен очень содержательными молитвами и чтениями из Священного Писания.
Ограниченый круг участников («верные»). Да еще так растегнувшись , не стесняясь, «по-домашнему» — «кругом свои».
Совместное пение, при этом общий и совершенно доступный всем смысл — «помилуй нас, Боже, помилуй нас, Владыко, помилуй нас, Святый..»
Священство среди народа, а не за «преградой»….
Думаю, можно еще такие подобные детали приметить…
В конце концов — и то же причастие. «Та» литургия есть, но она уже только часть, поскольку давно уже и на самом деле часть….

You can leave a response, or trackback from your own site.

14 Responses to “О соборовании”

  1. Как совпало — я тоже 8 марта Соборовалась.

    • А я еще ни разу в жизни%-(
      Я крестилась-то чуть больеш года назад поэтому как-то не успела:(
      Но вскоре — если Бог даст — хочу.

      • А зачем Вам это? У Вас опасная болезнь?

        • Ну как бы,насколько мне известно, при соборовании отпускаются е только телесные болезни но и душевные. И отпускаются грехи забытые гп Исповеди в сиду своей малозначимости или еще чего..
          Или это только для больных актуально?

          • Да. Так говорят.
            Например:
            «Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов».

            Но встает вопрос — почему же речь все дже идет о больном, а не о здоровом? Логично предположить, что если бы это таинство было так необходимо для прощения «забытых грехов», то так бы и говорилось, что оно для васех, а не только для больных.
            Если мы посмотрим место из Священного Писания, на котором базируется это таинство, то прочитаем:
            «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему> (Иак. 5, 14-15)»

            Вам не кажется, что выводить из слов «и если он соделал грехи, простятся ему» заключение, что речь идет о неких «забытых» грехах, это просто спекуляция и домысл.
            Не утверждаю, но могу предположить, что все это идет из практики католической церкви, которая смотрит на грехи, как на некий долг перед Богом, который надо отдать, даже если о нем забыл. Тем более, чтол там соборуют уже на смертном одре. Так сказать, последняя чистка.
            Такой подход противоречит учению православной церкви. Грех это не долг. Это неверное устроение и напрвление жизни. Если ты путь свой исправил, то Бог, естественно, все простил. Другое дело, что при все большем очищении душу, явственнее видишь те грехи, которые казались незначительными или вовсе не замечались. Поэтому святые по мере духовного совершенствования сильнее оплакивали свои грехи. Но это оплакивание нужно для нас, а не для Бога. Это осознанное переустроение своей души.
            Здесь же происходит нечто похожее на магию — совершили процедуру, в результате которойй «пропали» так и не всплывшие в памяти грехи… Кому это надо? Какой здесь духовный смысл?
            Почему же так пишет Иаков : «и если соделал грехи, то простятся…»? Потому что покаяние состоит из двух элементов — раскаяния в грехе и действия, противоположного греху и подтверждающего отвращение от греха. Вот на такую вторую часть, на действие, бывает и не способен болящий.

          • Спасибо:) Теперь всё понятно:)

          • Айцец Аляксандр! Так ужо супала, што і на нашам прыходзе 8 сакавіка было сабораванне. Свае думкі на гэты конт я напісаў у сваім журнале. Магу толькі сказаць, што цалкам Вас падтрымліваю!

  2. Как совпало — я тоже 8 марта Соборовалась.

  3. А я еще ни разу в жизни%-(
    Я крестилась-то чуть больеш года назад поэтому как-то не успела:(
    Но вскоре — если Бог даст — хочу.

  4. А зачем Вам это? У Вас опасная болезнь?

  5. Ну как бы,насколько мне известно, при соборовании отпускаются е только телесные болезни но и душевные. И отпускаются грехи забытые гп Исповеди в сиду своей малозначимости или еще чего..
    Или это только для больных актуально?

  6. Да. Так говорят.
    Например:
    «Это Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов».

    Но встает вопрос — почему же речь все дже идет о больном, а не о здоровом? Логично предположить, что если бы это таинство было так необходимо для прощения «забытых грехов», то так бы и говорилось, что оно для васех, а не только для больных.
    Если мы посмотрим место из Священного Писания, на котором базируется это таинство, то прочитаем:
    «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему> (Иак. 5, 14-15)»

    Вам не кажется, что выводить из слов «и если он соделал грехи, простятся ему» заключение, что речь идет о неких «забытых» грехах, это просто спекуляция и домысл.
    Не утверждаю, но могу предположить, что все это идет из практики католической церкви, которая смотрит на грехи, как на некий долг перед Богом, который надо отдать, даже если о нем забыл. Тем более, чтол там соборуют уже на смертном одре. Так сказать, последняя чистка.
    Такой подход противоречит учению православной церкви. Грех это не долг. Это неверное устроение и напрвление жизни. Если ты путь свой исправил, то Бог, естественно, все простил. Другое дело, что при все большем очищении душу, явственнее видишь те грехи, которые казались незначительными или вовсе не замечались. Поэтому святые по мере духовного совершенствования сильнее оплакивали свои грехи. Но это оплакивание нужно для нас, а не для Бога. Это осознанное переустроение своей души.
    Здесь же происходит нечто похожее на магию — совершили процедуру, в результате которойй «пропали» так и не всплывшие в памяти грехи… Кому это надо? Какой здесь духовный смысл?
    Почему же так пишет Иаков : «и если соделал грехи, то простятся…»? Потому что покаяние состоит из двух элементов — раскаяния в грехе и действия, противоположного греху и подтверждающего отвращение от греха. Вот на такую вторую часть, на действие, бывает и не способен болящий.

  7. Спасибо:) Теперь всё понятно:)

  8. Айцец Аляксандр! Так ужо супала, што і на нашам прыходзе 8 сакавіка было сабораванне. Свае думкі на гэты конт я напісаў у сваім журнале. Магу толькі сказаць, што цалкам Вас падтрымліваю!

Leave a Reply to ex_ex_catty