Геморрой.

В первый день поста

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
(Ис.1:11-18)

В Великий пост мы устремляемся в церковь и вдруг слышим «кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?»
А нам по душе длинные службы, смысл которых едва доносится до нас и понимание ограничивается многократным повторение молитвы Ефрема Сирина. Мы выстаиваем часами, и ноги наши приятно свидетельствуют о нашей «жертве». И даже некие «святые отцы» поучают, что Великий пост — это наша «десятина» Богу… Но…

К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь.

Зачем, зачем мы сгрудились толпою… Никогда так, как в Великом посту… Побольше выстоять, намолиться, накаяться и напричащаться…

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши,

Может нам лучше разойтись, разбежаться.. уйти в пустыню сердца, в пустыню человеческой нужды и боли:

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Для этого нужно время и силы. Силы, которые помогает набрать пост. Сегодня и не вспоминается тот важнейший компонент поста, который был у христиан в самом начале. Постясь, мы не просто укрепляемся духовно, но высвобождаем средства на добрые дела.
И вот тогда…

Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

You can leave a response, or trackback from your own site.

26 Responses to “В первый день поста”

  1. Скажите, а в какой-нибудь из постов главу 58 Исаии в православных храмах читают? Там есть как раз слова про пост, который Господь избрал.

    • Читают в Великий пост книгу Исаии, книгу Притчей и Бытие.
      В частности, главу 56 читают в среду 6-й седмицы поста.
      Беда не в том, что читают или нет, а что читают, но никто не понимает (по-церковнославянски). И второе — не воспринимают. Очень много говорится в службах, в поучениях об истинном посте. Но, даже если и понимают люди, то воспринимают это как чистую риторику. И священики много говорят, о том, что главное «духовный пост», что надо людей не есть, а остальное все условно… Но.. непостижимым образом все опять и опять возвращается к вопросу, когда что можно, а что нельзя «употреблять».

      • > Беда не в том, что читают или нет, а что читают, но никто не понимает (по-церковнославянски).

        И что, неужели совсем нет никакого способа эту традицию отменить? Она ведь в корне противоречит и здравому смыслу и рекомендациям Апостола, в частности вот этим его словам: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.» (1Кор.14:27)
        Непонятно на каком основании вообще традиция проведения служб на церковнославянском появилась и почему её до сих пор не отменили. Люди не назидаются, время и силы тратятся впустую. Непонятно мне это.

        > И второе — не воспринимают. Очень много говорится в службах, в поучениях об истинном посте. Но, даже если и понимают люди, то воспринимают это как чистую риторику. И священики много говорят, о том, что главное «духовный пост», что надо людей не есть, а остальное все условно… Но.. непостижимым образом все опять и опять возвращается к вопросу, когда что можно, а что нельзя «употреблять».

        Здесь, думаю, корень проблемы находится в том, что плотские имеют тягу к выполнению плотских заповедей: это не ешь, то не тронь, косынку надень, перекрестись, поклонись. А духовные имеют тягу к выполнению духовных заповедей: возлюби, веруй, будь верным, проявляй милость, прощение, делай добро. Но есть, как ни странно, индивидуумы, которые умудряются это в себе сочетать, и обряды исполняют и духовно возрастают (как им это удаётся мне совершенно непонятно). Они составляют исключение. А в основном происходит так: плотские выбирают то что им роднее, ближе, понятнее, а духовные — то что им.

        Потому, не смотря на то что в православных традиционных предписаниях к посту есть и «плотская составляющая» и «духовная», плотские выбирают только плотскую. В вопросе «что есть, а что не есть» они могут разобраться, это им близко и понятно, а вот «духовная составляющая» непонятна и чужда. А что непонятно, то и забывается быстро и игнорируется легко. Потому и в предпостных ЖЖ постах речь в основном велась и продолжает вестись о том «чего будем кушать в пост».

        Единственное что можно было бы сделать с этой проблемой в православии это отсечь плотские рекомендации к посту, и концентрировать внимание только на духовных, подолгу и хорошо объясняя что они из себя представляют. Вот тогда бы появилась возможность сделать «непонятное духовное» немного ближе и понятней.
        Но, разумеется, если даже с церковнославянским сделать ничего не могут, то от пищевых рекомендаций уж точно никогда не откажутся. А они отвлекают настолько, что духовное за ними даже и не видится.
        Да, есть такая беда в православии, когда благополучие людей приносится в жертву традициям. И ничего с этим не сделать.

        • А кто будет отменять, заменять? В православии такой силы нет. Можете Вы, например, отменить себе рост волос (ну чтоб хотя бы не так часто перекрашивать)?

          • > А кто будет отменять, заменять? В православии такой силы нет.

            А Собор? По-моему, это как раз его функция.

          • 1. Должно быть искреннее желание вверить собору решение таких вопросов.
            2. Собор поэтому должен соответственно подготовлен и собран так, чтобы отражал точку зрения Церкви.
            3. Решения собора должны быть приняты (рецептированы) церковтью.

            Есть пример. Собор 1017-18 годов. Там было принято много важных решений, способствующих решению проблем, существующих в церкви по сей день. Однако его решения игнорируются.

          • Ну тогда единственное что остаётся это, наверное, начать самому действовать как считаешь правильным, не смотря на традицию.

            Да, традицию можно представить в образе волос. Каждый волосок это путь, пройденный отцами и предназначенный также и для тебя. Длинные волосы это традиции уходящие корнями в далёкое прошлое, короткие — недавно сформировавшиеся. Волосы «белые как волна» это традиции верные, праведные.
            А ещё традицию можно представить в образе рельсов. Кто-то их проложил (отцы-основатели) и поезд (дети) поехал. Разобрать рельсы и проложить их в правую сторону можно, но только если действовать быстро и решительно, и в купе с кем-то. А если одному, велика вероятность оказаться под колёсами этого поезда. Серьёзная вещь — традиция.

          • Есть священик, который решил действоватьь сам. Смотрите http://www.sfi.ru

          • Смелый священник. Побольше бы таких :)

          • простите.. 1917-18 годов

  2. Скажите, а в какой-нибудь из постов главу 58 Исаии в православных храмах читают? Там есть как раз слова про пост, который Господь избрал.

  3. Читают в Великий пост книгу Исаии, книгу Притчей и Бытие.
    В частности, главу 56 читают в среду 6-й седмицы поста.
    Беда не в том, что читают или нет, а что читают, но никто не понимает (по-церковнославянски). И второе — не воспринимают. Очень много говорится в службах, в поучениях об истинном посте. Но, даже если и понимают люди, то воспринимают это как чистую риторику. И священики много говорят, о том, что главное «духовный пост», что надо людей не есть, а остальное все условно… Но.. непостижимым образом все опять и опять возвращается к вопросу, когда что можно, а что нельзя «употреблять».

  4. > Беда не в том, что читают или нет, а что читают, но никто не понимает (по-церковнославянски).

    И что, неужели совсем нет никакого способа эту традицию отменить? Она ведь в корне противоречит и здравому смыслу и рекомендациям Апостола, в частности вот этим его словам: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.» (1Кор.14:27)
    Непонятно на каком основании вообще традиция проведения служб на церковнославянском появилась и почему её до сих пор не отменили. Люди не назидаются, время и силы тратятся впустую. Непонятно мне это.

    > И второе — не воспринимают. Очень много говорится в службах, в поучениях об истинном посте. Но, даже если и понимают люди, то воспринимают это как чистую риторику. И священики много говорят, о том, что главное «духовный пост», что надо людей не есть, а остальное все условно… Но.. непостижимым образом все опять и опять возвращается к вопросу, когда что можно, а что нельзя «употреблять».

    Здесь, думаю, корень проблемы находится в том, что плотские имеют тягу к выполнению плотских заповедей: это не ешь, то не тронь, косынку надень, перекрестись, поклонись. А духовные имеют тягу к выполнению духовных заповедей: возлюби, веруй, будь верным, проявляй милость, прощение, делай добро. Но есть, как ни странно, индивидуумы, которые умудряются это в себе сочетать, и обряды исполняют и духовно возрастают (как им это удаётся мне совершенно непонятно). Они составляют исключение. А в основном происходит так: плотские выбирают то что им роднее, ближе, понятнее, а духовные — то что им.

    Потому, не смотря на то что в православных традиционных предписаниях к посту есть и «плотская составляющая» и «духовная», плотские выбирают только плотскую. В вопросе «что есть, а что не есть» они могут разобраться, это им близко и понятно, а вот «духовная составляющая» непонятна и чужда. А что непонятно, то и забывается быстро и игнорируется легко. Потому и в предпостных ЖЖ постах речь в основном велась и продолжает вестись о том «чего будем кушать в пост».

    Единственное что можно было бы сделать с этой проблемой в православии это отсечь плотские рекомендации к посту, и концентрировать внимание только на духовных, подолгу и хорошо объясняя что они из себя представляют. Вот тогда бы появилась возможность сделать «непонятное духовное» немного ближе и понятней.
    Но, разумеется, если даже с церковнославянским сделать ничего не могут, то от пищевых рекомендаций уж точно никогда не откажутся. А они отвлекают настолько, что духовное за ними даже и не видится.
    Да, есть такая беда в православии, когда благополучие людей приносится в жертву традициям. И ничего с этим не сделать.

  5. А кто будет отменять, заменять? В православии такой силы нет. Можете Вы, например, отменить себе рост волос (ну чтоб хотя бы не так часто перекрашивать)?

  6. если воспринимать пост как способ борьбы со страстью, то все становится на место
    (ежели не выпячивать поста, не делать из него культа и никому не навязывать)
    и даже полезным в телесном смысле
    (вот, напр, отказ от интернета-если у кого началась вырабатываться зависимость)

    ну, а «отменить» пост дело нехитрое
    все таки православие- это еще и традиция
    и не всегда это плохо
    если не перерастает в «ревность не по разуму»

    • Но в том-то и дело, что пост это не только аскетическое «внутреннее дело». Это еще и подспорье и побуждение милостыни.

  7. если воспринимать пост как способ борьбы со страстью, то все становится на место
    (ежели не выпячивать поста, не делать из него культа и никому не навязывать)
    и даже полезным в телесном смысле
    (вот, напр, отказ от интернета-если у кого началась вырабатываться зависимость)

    ну, а «отменить» пост дело нехитрое
    все таки православие- это еще и традиция
    и не всегда это плохо
    если не перерастает в «ревность не по разуму»

  8. > А кто будет отменять, заменять? В православии такой силы нет.

    А Собор? По-моему, это как раз его функция.

  9. 1. Должно быть искреннее желание вверить собору решение таких вопросов.
    2. Собор поэтому должен соответственно подготовлен и собран так, чтобы отражал точку зрения Церкви.
    3. Решения собора должны быть приняты (рецептированы) церковтью.

    Есть пример. Собор 1017-18 годов. Там было принято много важных решений, способствующих решению проблем, существующих в церкви по сей день. Однако его решения игнорируются.

  10. простите.. 1917-18 годов

  11. Но в том-то и дело, что пост это не только аскетическое «внутреннее дело». Это еще и подспорье и побуждение милостыни.

  12. Ну тогда единственное что остаётся это, наверное, начать самому действовать как считаешь правильным, не смотря на традицию.

    Да, традицию можно представить в образе волос. Каждый волосок это путь, пройденный отцами и предназначенный также и для тебя. Длинные волосы это традиции уходящие корнями в далёкое прошлое, короткие — недавно сформировавшиеся. Волосы «белые как волна» это традиции верные, праведные.
    А ещё традицию можно представить в образе рельсов. Кто-то их проложил (отцы-основатели) и поезд (дети) поехал. Разобрать рельсы и проложить их в правую сторону можно, но только если действовать быстро и решительно, и в купе с кем-то. А если одному, велика вероятность оказаться под колёсами этого поезда. Серьёзная вещь — традиция.

  13. Есть священик, который решил действоватьь сам. Смотрите http://www.sfi.ru

  14. Смелый священник. Побольше бы таких :)

  15. Anonymous:

    О Соборе 1917-18 гг.

    Досточтимый отец Александр!
    Простите, что появляюсь без спроса со своим постингом…
    Известно ли Вам такое:
    «В 1935 г. келейник спросил будущего новомученика, владыку Германа (Ряшенцева): «“Разве не прискорбно, Владыко, что большевики не дали провести в жизнь ни одного из решений Собора, кроме восстановления Патриаршества?”
    – Ну и слава Богу, – последовал неожиданный ответ Владыки. – Не нашими руками Церковь разрушается»
    Подробности в нашем с коллегой тексте о книге (из которой цитата): «Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в истине Православия. / Автор-составитель Сергей Фомин. М.: «Правило веры», 2003».
    Адрес рецензии:
    http://www.rusk.ru/st.php?idar=1001059
    Был бы Вам очень признателен за пусть самый короткий и нелицеприятный отклик, хотя, учитывая Вашу загруженность на приходе, не рассчитываю, конечно, на быстрый ответ.
    Еще раз – ради Бога простите за это «вторжение».
    С любовью о Христе
    Григорий

  16. Анонимно:

    О Соборе 1917-18 гг.

    Досточтимый отец Александр!
    Простите, что появляюсь без спроса со своим постингом…
    Известно ли Вам такое:
    «В 1935 г. келейник спросил будущего новомученика, владыку Германа (Ряшенцева): «“Разве не прискорбно, Владыко, что большевики не дали провести в жизнь ни одного из решений Собора, кроме восстановления Патриаршества?”
    – Ну и слава Богу, – последовал неожиданный ответ Владыки. – Не нашими руками Церковь разрушается»
    Подробности в нашем с коллегой тексте о книге (из которой цитата): «Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в истине Православия. / Автор-составитель Сергей Фомин. М.: «Правило веры», 2003».
    Адрес рецензии:
    http://www.rusk.ru/st.php?idar=1001059
    Был бы Вам очень признателен за пусть самый короткий и нелицеприятный отклик, хотя, учитывая Вашу загруженность на приходе, не рассчитываю, конечно, на быстрый ответ.
    Еще раз – ради Бога простите за это «вторжение».
    С любовью о Христе
    Григорий

Leave a Reply to thunderingfaith