Геморрой.

Литургия Иоанна Златоуста

Помню когда-то на форуме Кураева поднял вопрос, а почему, собствено, так было необходимо Иоанну Златоусту сокращать литургию Василия Великого…. (такая легенда есть, что, мол, сократил)…
И вот как раз помню подал голос сам мэтр и пояснил. что, мол, литургия Иоанна Златоуста совсем не то, что мы сейчас служим и что»не такой человек Иоанн Златоуст, чтоб литургию сокращать». Из этого вытекало, что сократили позднее…
И вот решил я все же изучит этот вопрос, что было и его не стало..
И вот читаю книгу Голубцова..
И что же оказалось?
Все наоборот! Литургия обросла… раньше она была короче))

Теперь представьте…
Нет входных молитв
нет проскомидии
все начинается возгласом «Мир всем!»
нет антифонов
нет малого входа
нет трисвятого
нет «Иже херувимы»
нет Символа веры
другие слова на евхаристическом каноне..
нет нынешнего устава каждений, манипуляций с о звездицей, с покровцами, диалогов с дьяконом
не такое окончание
сразу после заамвонной «с миром изыдем» и разошлись

———————————

больше только…

чтений(еще ветхозаветные)
молитв об оглашенных

————————
Вот и сократили, называется)))

You can leave a response, or trackback from your own site.

14 Responses to “Литургия Иоанна Златоуста”

  1. hgr:

    конечно, никто никого не сокращал.
    литургия Иоанна Златоуста — это стандартная Антиохийская литургия его времени, которую он ввел в К.поле для повседневного употребления (не для праздничных и воскр. дней).

    лит. ВВ — тоже стандартная, но К.польская.

    • я случайно недописанный пост послал… прочитайте, какая она была… настоящая Златоустовская литургия

      • hgr:

        не так просто. в 4 в. литургия никогда не служилась отдельно. перед ней шло то, что мы сейчас называем утреней. так наз. литургия оглашенных — это как бы ее конспект и эквивалент, который понадобился только после того, как литургия от утрени отделилась. (где-то, возможно, литургия Златоуста уже тогда служилась иногда и с вечерней, но, думаю, это вряд ли; нет сил сейчас писать, почему).

        литургия была заключительной частью очень длинного чина праздничного бдения. в непраздничные дни она вообще никогда не служилась (если говорить о 4 в.).

  2. hgr:

    конечно, никто никого не сокращал.
    литургия Иоанна Златоуста — это стандартная Антиохийская литургия его времени, которую он ввел в К.поле для повседневного употребления (не для праздничных и воскр. дней).

    лит. ВВ — тоже стандартная, но К.польская.

  3. я случайно недописанный пост послал… прочитайте, какая она была… настоящая Златоустовская литургия

  4. hgr:

    не так просто. в 4 в. литургия никогда не служилась отдельно. перед ней шло то, что мы сейчас называем утреней. так наз. литургия оглашенных — это как бы ее конспект и эквивалент, который понадобился только после того, как литургия от утрени отделилась. (где-то, возможно, литургия Златоуста уже тогда служилась иногда и с вечерней, но, думаю, это вряд ли; нет сил сейчас писать, почему).

    литургия была заключительной частью очень длинного чина праздничного бдения. в непраздничные дни она вообще никогда не служилась (если говорить о 4 в.).

  5. Anonymous:

    А какая она должна быть, литургия? Вот если бы Вы рприводии все это в порядок, что бы вычеркнули, что бы добавили? и сколько она должна длиться (ну, это от хора зависит, конечно, но все же??

    • Anonymous:

      забыла сказать — меня зовут Анна

      • Я бы убрал…
        малые ектении
        просительную ектению после Великого входа
        эктению об оглашеных заменил бы на ектению о непросвещенных
        добавил бы.. обязательное чтение вслух евхаристического канона.. не вместе с хором.. а в диалоге…
        вот так примерно.
        Литургия должна длиться не больше часа… кстати.. стоило бы убрать чтение многочисленных записок на сугубой ектении

        • Anonymous:

          Резонно. Вот, скажем, во Франции я видела как так (или почти так) служат, но это часа два занимает, минимум — все же.
          А малые-то ектеньи чем помешали? времени они, считай, не занимают… а без них как-то… голо.
          Греки, скажем, в маленьких приходах служат вовсе без ектеньи об оглашенных(ну, это их дело), т. е. после Евангелия сразу — «иже херувимы» и пошел… но нам это может и не подойдет.
          А чтение записок надо убрать, конечно… Но в час все равно уложиться будет сложно (в большом храме одно причастие зачастую идет 30-40 минут), да и хор поет…
          Анна

  6. Анонимно:

    А какая она должна быть, литургия? Вот если бы Вы рприводии все это в порядок, что бы вычеркнули, что бы добавили? и сколько она должна длиться (ну, это от хора зависит, конечно, но все же??

  7. Анонимно:

    забыла сказать — меня зовут Анна

  8. Я бы убрал…
    малые ектении
    просительную ектению после Великого входа
    эктению об оглашеных заменил бы на ектению о непросвещенных
    добавил бы.. обязательное чтение вслух евхаристического канона.. не вместе с хором.. а в диалоге…
    вот так примерно.
    Литургия должна длиться не больше часа… кстати.. стоило бы убрать чтение многочисленных записок на сугубой ектении

  9. Анонимно:

    Резонно. Вот, скажем, во Франции я видела как так (или почти так) служат, но это часа два занимает, минимум — все же.
    А малые-то ектеньи чем помешали? времени они, считай, не занимают… а без них как-то… голо.
    Греки, скажем, в маленьких приходах служат вовсе без ектеньи об оглашенных(ну, это их дело), т. е. после Евангелия сразу — «иже херувимы» и пошел… но нам это может и не подойдет.
    А чтение записок надо убрать, конечно… Но в час все равно уложиться будет сложно (в большом храме одно причастие зачастую идет 30-40 минут), да и хор поет…
    Анна

Leave a Reply to priestal